Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
проект (подготовительная группа) по теме

Самарина Оксана Викторовна

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, что готовность ребенка к школе определяется лишь его умением считать, читать и решать логические задачи. Специалисты же определяют готовность детей к школе, как развитие способностей ребенка (интеллектуальный компонент), а также формирование личностной позиции будущего школьника (мотивационный компонент).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statja_o_gotovnosti_detej_k_shkole51.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Самарина О.В. воспитатель ГБДОУ  № 51

Курунова Т.Н. воспитатель ГБДОУ №51

 В наше  время озабоченность родителей готовностью  детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди  родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, что готовность ребенка к школе определяется лишь его умением считать, читать и решать логические задачи. Специалисты же определяют готовность детей к школе, как развитие способностей ребенка (интеллектуальный компонент),  а также формирование личностной позиции будущего школьника (мотивационный компонент). Вместе с тем следует отметить, что зачастую в условиях детского сада,  подготовка ребенка к школе носит односторонний характер, так как  всецело сконцентрирована на его интеллектуальном развитии. А как же мотивационный компонент готовности детей к школе, благодаря которому, ребенок пойдет в школу с желанием учиться (хочу учиться)?

Задуматься над этой проблемой нас подтолкнул результат опроса среди детей подготовительной группы, который показал, что значительное количество наших  «подготовишек» не хотят идти в школу.

«Я в школу не хочу. Там надо сидеть за партой, там нет игрушек как в садике, там все время надо сидеть, сидеть, писать, писать» (Саша А.), « В школу не хочу. Я думаю, что там меня будут ругать, потому что не буду успевать за учительницей» (Соня И.), «В школу не хочу. Это дом мучений. Там меня будут мучать уроками» Аня Н.

Следует отметить, что  интеллектуально дети были готовы к школе. В садике проводилась большая работа по развитию у детей памяти, внимания, мышления, воображения, развитию познавательного интереса. Родители также  водили детей на  курсы по подготовке к школе. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы дети стремились в школу. Не хватало самого главного звена – мотива.

Чтобы ликвидировать данный пробел, нами был разработан проект «Хочу учиться», целью которого было помочь будущим первоклассникам осознать важность процесса получения знаний, и самое главное – сформировать положительное и ответственное отношение к предстоящему обучению.

Решение поставленных задач осуществлялось в трех направлениях:

Сотрудничество со школой (экскурсия в школу, встреча с первоклассницей)  

Цель: пробудить интерес к школе, познакомить с внешней стороной школьной жизни (здание школы, внутреннее устройство помещений, атрибутика, персонал)

Взаимодействие с родителями (родительское собрание, «Дерево пожеланий», рассказы родителей об их школьной жизни)

Цель: используя жизненный опыт взрослых, показать необходимость обучения в школе.

Работа с литературой (чтение и обсуждение адаптационных сказок, сочинение рассказов детьми, создание книги будущего первоклассника)

Цель: систематизировать  представление детей об образе школьника, его обязанностях.

На первом этапе было важно найти единомышленников в лице родителей и заручиться их поддержкой, тем самым сделав первый шаг к реализации нашего проекта. В группе было проведено родительское собрание, на котором были раскрыты понятия психологической готовности детей к школе, а также роль и значение мотивационного компонента в данной структуре. Вместе с родителями нам удалось выработать основные пути решения данной проблемы и определить их роль в формировании  мотивационной готовности у детей. Родители с энтузиазмом откликнулись на наш призыв, и вместе мы определили основные направления взаимодействия и идеи нашего проекта. Например, было принято решение: о школе либо хорошо, либо «никак». Тем самым мы хотели  уберечь детей от излишнего нагнетания обстановки со стороны родителей, связанной с предстоящим поступлением в школу. «Как ты будешь в школе учиться?!», «Вот в школе с тобой  нянькаться не будут», «Школа это тебе не детский сад»  - родители признались, что нередко употребляли данные фразы, которые возможно стали причиной тревожности и нежелания идти в школу у детей.

В ходе обсуждения возникла идея подготовить рассказы родителей об  их школьной жизни, которые затрагивали бы позитивные, добрые и смешные ее стороны.

С нашей стороны было предложено организовать школу родителей будущего школьника, в рамках которой рассмотреть темы:

- Школа, лицей или гимназия, давайте разберемся.

(материал, посвященный выбору школы, различиям между образовательными учреждениями)

- Как подготовиться к первому сентября

( рекомендации по подготовке к первому «Первое  сентября»)

- Режим дня первоклассника

( организация режима дня первоклассника)

-Первая учительница

(материал включал в себя советы, касающиеся вежливого поведения родителей с учительницей, недопустимости нетактичных высказываний в адрес учительницы при ребенке  и т.д.)

- Делаем уроки или как помочь ребенку.

Проведя собрание, мы приступили к реализации нашего проекта и первым делом пригласили в группу первоклассницу  Юлю, которая годом раннее посещала нашу группу, но в 6 лет пошла в школу. Дети были рады  увидеть свою бывшую одногруппницу, а теперь самую настоящую школьницу.

В беседе с первоклассницей дети узнали о том, как проходят уроки в школе, чем школьники занимаются на переменах, познакомились со школьными принадлежностями. Также, дети смогли задать интересующие вопросы, касающиеся предстоящего школьного обучения, что позволило развеять мифы и страхи, связанные со школой. В заключительной части беседы, с помощью обобщающих вопросов, была подведена черта между сходством и различиями детского сада и школы, дана положительная характеристика школы. На прощание Юля пригласила детей посетить школу, и этим приглашением мы в скором времени и воспользовались.

Предварительно обсудив с детьми правила поведения в школе, мы отправились туда на экскурсию. Несмотря на любопытство, малыши не разбегались по зданию, не стучались в двери и не мешали ученикам, как мы с ними и условились. На входе нас встретила учительница первого класса, проводила в гардероб и попросила переодеть сменную обувь. Затем она показала нам физкультурный и актовый залы, библиотеку, столовую и даже кабинет директора. Настоящую бурю эмоций вызвало посещение одного из классов. Ребята рассматривали учебные пособия, таблицы, изучали расписание уроков, картинки, развешанные на стенах, писали мелом на доске, сидели за партами, учились правильно поднимать руку для ответа. Ключевым и одновременно завершающим моментом стало сравнение детского сада и школы. Дети нашли много схожего и различного между этими учреждениями. Однако, нужно отметить самое важное из прозвучавшего - «В садике мы играем, а в школе будут уроки»

Экскурсия в школу вызвала у детей продолжительный интерес. Дети делились своими впечатлениями друг с другом, и все разговоры сводились к обсуждению недавнего визита в школу. На пике этого интереса мы предложили детям создать собственный альбом о школе - как они ее представляют. Было решено вместе с детьми подобрать стихотворения, рассказы, юморески на школьную тематику, а иллюстрации нарисовать самостоятельно. Дети с энтузиазмом принялись за работу, и скоро альбом был готов. В него вошли материалы, посвященные первому сентября, перемене, атрибутам школьной жизни, а также рисунки детей на тему «Моя школа». Украшением нашего альбома стали автопортреты детей «Я первоклассник».

Создание «Дерева пожеланий» было еще одним примером активного участия родителей в нашем проекте. Родители написали самые добрые пожелания будущим первоклассникам. Многие подошли творчески и посвятили много теплых слов своим детям. Папа Кристины написал пожелание в стихах, которые сочинил сам:

«Желаю в школьные года

Все знания впитывать сполна,

Учиться, слушать, понимать

За все пятерки получать»

Пожелания мы наклеили на дубовые листочки, которые были изготовлены с детьми заранее. Также из ватмана мы вырезали дерево, которое разместили в группе на видном месте. Листочки прикреплялись к веткам с помощью скотча. Дерево вызывало интерес у детей, которые изначально не знали, с какой целью оно было создано, что создавало определенную интригу. В какой-то момент на дереве появились написанные родителями пожелания, что вызвало восторг у детей. Каждый раз, когда появлялось свободное время, мы срывали  один листочек и зачитывали детям одно из пожеланий, следя за тем, чтобы каждый ребенок услышал теплые слова именно от своих родителей. Это имело большое значение в  воспитании у детей таких качеств,  как активность, инициативность, уверенность, а так же способствовало сближению между родителями и детьми, появлению чувства гордости. Далее дети вклеивали этот листочек в книгу будущего первоклассника.

Система работы по формированию мотивационной готовности детей к школе также включала в себя чтение художественной литературы, в которой отражалось значение обучения для людей. Были подобранны художественные произведения на школьную тематику, которые имели ценностное воспитательное значение для детей.

Лев Толстой «Филиппок», Евгений Львович Шварц «Первоклассница», Н.Носов «Витя Маляев в школе и дома» (отрывки), Галина Галахова «Поющий тростник» Виктор Драгунский  «Главные реки»,  "Где это видано, где это слыхано…", «Смерть шпиона Гадюкина»,  Юрий Коваль « Нюрка», «Нулевой класс»,  Валерий Медведев  «Плюс Восьмое марта», «Фосфорический мальчик»,  Леонид Каминский «Начинаю новую жизнь», « Хворосту воз», « Сочинение», «Автопортрет», «Письмо», «Удивительные приключения Вити Брюквина»

Для снятия тревоги и напряжения, связанного с новым и неизвестным – поступлением в школу, использовались адаптационные сказки, созданные психологами.        Адаптационные сказки раскрывают пять основных тем: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти сказки позволили снизить школьную тревогу, повысить уверенность в собственные силы у детей.

Таким образом, проведенная всесторонняя работа по формированию мотивационной готовности детей к школе позволила сформировать у детей положительное отношение к школе, повысить уверенность детей в своем будущем, выработать позитивный настрой  к новой позиции – позиции школьника.

Список литературы

1.        Демидова Т.Л.Адаптационный курс для дошкольников по подготовке к школе. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2010

2.        Павлов И.В. Хочу учится ! «Речь» Спб 2008

3.        Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. - Бийск - 2001.

4.        Трофимова О.А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.  Дисс....канд. пед. наук, Екатеринбург, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ  РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

Основные аспекты готовности старшего дошкольника к обучению в школе

В данной статье рассматриваются основные характеристики готовности старших дошкольников к обучению в школе. Так же даны рекомендации родителям для создания предпосылок  успешного усвоения школьно...

Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению ур...

Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Способы и методы формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы в ДОУ)...