Условия развития мотивационной готовности детей к школе.
статья (подготовительная группа) на тему
Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ребёнок, являются основным фактором при подготовке к систематическому обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25143_usloviya_razvitiya_motivatsionnoy_gotovnosti_k_shkole.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия развития мотивационной готовности детей к школе.
Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ребёнок, являются основным фактором при подготовке к систематическому обучению в школе.
По периодизации отечественных психологов, психологическая готовность к школе возникает не ранние 7 лет, то есть на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребёнка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных интересов общества. Отсюда следует, что границами возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребёнка включают в новую (например, присуще следующему возрасту) социальную ситуацию. (8).
Готовность к школе заключается, в том в какую деятельность включены умения ребёнка читать, писать и считать в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте усвоение детьми знаний и умений включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда, первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков. Владение ребёнком навыками чтения, письма, счёта не являются готовностью к школьному обучению. Имея эти знания, он может не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. (14)
Кроме того, существуют исследования, показывающие, что систематическое обучение детей в старшем дошкольном периоде приводит к задержке у них развития учебной мотивации. В исследования М. Р. Гинзбурга показано, что у детей шестилетнего возраста, посещающих подготовительную группу детского сада, игровые мотивы менее развиты чем у детей того же возраста, окончивших нулевой класс школы. (7 )
Проведённые исследования Н. И. Гуткиной в начале 90-х годов прошлого века учеников-шестилеток первого класса на предмет выраженности у них познавательной мотивации показало, к концу года игровой мотив начинает доминировать над познавательным. (21)
Таким образом, систематическое обучение детей в шестилетнем возрасте не только не способствовало развитию у них познавательных мотивов, являющейся составной частью учебной мотивации, но, наоборот, привело к усилению игровой мотивации. (21).
Аналогичные результаты показаны в дипломной работе Е. А. Кудрявцевой, выполненной под руководством Е.И. Захаровой на психологическом факультете МГУ. Эксперимент показал, что познавательная потребность тормозится в неадекватной для дошкольного возраста деятельности. Результаты данных исследований рассматривались с точки зрения влияния ведущей деятельности, то есть игры, на психическое развитие детей в дошкольном возрасте (19).
Новые виды деятельности возникают и дифференцируются внутри ведущей деятельности. В ней же формируются или перестраиваются отдельные психические процессы. Основные личностные новообразования, так же зависят от ведущей деятельности (11; 3).
К личностным новообразованием в дошкольном возрасте относится и мотивационная готовность к школе, состоящая из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольной организации поведения и деятельности. Напротив, отсутствие учебной мотивации при выполнения заданий проявляется в слабом развитии произвольности.
Необходимо учитывать возрастные мотивационные изменения у младших школьников. Первоначально у ребёнка преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, далее появляется интерес к результатам учебного труда и лишь позже, при наличие благоприятных условий, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее - к способам добывания знаний.
Основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на конкретной возрастной стадии обуславливаются ведущей деятельностью. Именно она подготавливает его переход на новую более высокую ступень развития. (10). Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Значение и роль игры в жизни дошкольников убедительно показана в трудах психологов советского периода (Н. Г. Морозова, З. М. Истомина, З. В. Мануйленко, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. О. Гигиневская, А. Н. Леонтьев.). Справедливость этого утверждения была доказана целым рядом экспериментальных работ, подтверждающих «что в игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется».(2)
«Отношение игры к развитию, как отмечал Л.С. Выготский, - следует сравнивать с отношением игры к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего развития. … По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка» (6).
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской [4].
Д.Е. Эльконин характеризует дошкольное детство как период возникновения и расцвета игры в возрасте от 5 до 7 лет, особенно выделяя ролевую игру. Именно она, благодаря условности действия и знаковому характеру вовлекаемых в неё предметов, становится основным содержание деятельности ребёнка, своеобразным моделированием социальных отношений между людьми. В игре ребёнок познаёт, что значит быть взрослым, в то же время, понимая, что он ещё не взрослый. Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно (16).
Игра в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Она способствует развитию воображение у ребёнка, а также формирует обобщенные переживания и осмысленные ориентации в них. Именно игра формирует первичную смысловую направленность и мотивы человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления. Формируется новообразование – соподчинение мотивов, то есть «внутренняя позиция».(1)
Дидактические игры и игровые приёмы при постановки учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для формирования мотивационной готовности состоит в том, «чтобы облегчить переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, сделать его постепенным». (5).
Важно учитывать, что удельный вес игровых и собственно учебных форм в процессе развития ребенка должен меняться. Если первые вначале преобладают, то затем ведущее место занимают вторые. «По мере такого сдвига будет возрастать уровень произвольности поведения ребёнка, его готовность учиться» (5).
К концу дошкольного возраста на основе ролевой игры, как отмечает Д. Б. Эльконин,- развиваются разнообразные игры с правилами; их освоение имеет важное значение для подготовки к школьному обучению, которое всё пронизано разнообразными правилами. В игре ребёнок становится личностью» (16 ).
Многосторонне описана игра Аникеевой Н.П., она рассматривает игру как, психологическое явление, как средство воспитания, познания, психотерапии, как средство изучения детского общения. Аникеева Н. П. обращает внимание на игровой стиль как особый стиль отношений между взрослыми и детьми (17).
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.(21)
Основное место в подготовке ребёнка к школе, по мнению В. С. Мухиной, занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. Так называемые продуктивные виды деятельности – рисовании, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов, в подготовке к систематическому обучению дают не меньшие возможности, чем игра. «Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складываются иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений» (13).
Необходимо поддерживать познавательную потребность, которая существует у малыша с самого рождения, чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек. Формированию познавательного интереса способствует чтение детям художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. «Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребёнка». (2).
При занятиях с дошкольниками, важно учитывать то, как ребенок реагирует на трудности: стараются выполнить начатое дело до конца или бросает его. Если ребёнок не любит делать то, что у него не получается, вовремя предложенная взрослым помощь поможет малышу справиться с трудным занятием. Вместе с тем он почувствует удовлетворение от того, что он смог преодолеть трудности в этом деле. При этом обязательно должна последовать эмоциональная похвала ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Вера в свои возможности у ребёнка возрастает, повышается самооценка ребёнка и стимулируется желание справляться с тем, что не сразу получается. Услышав похвалу в свой адрес, ребёнок затем показывает взрослому какой он молодец. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Необходимо каждый раз внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна помощь взрослого или ребёнку лень самому потрудиться. Как правило, такое общение с ребенком позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления его в школу.
Личностная форма общения ребёнка со взрослым, не зависящая от конкретных ситуаций, как установила Е.О. Смирнова, имеет положительное значение для успешного обучения. Наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, а мотивами общения со взрослыми обеспечивается коммуникативная готовность к обучению. Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, и это общение так же очень важно для развития малыша.
В процессе общения со взрослыми людьми в связи с усвоением речи, развивается воображение ребёнка. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. Воображение – необходимый элемент игры. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребёнку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость), ребёнок учится производить необходимые оценки и сравнения. (15)
Обучение детей видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности. Все это ещё раз подчеркивает, что обучая ребёнка писать и считать в дошкольном возрасте, необходимо учитывать его ведущую деятельность – игровую. И обучение следует проводить в непринуждённой обстановке, в игровой форме.
Все указанные выше компоненты психологической готовности к школе, по мнению Гуткиной Н.И., возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка – дошкольника, которое подразумевает, что малыш много играет сам, так же со сверстниками и взрослыми. «В арсенале игр должны быть и сюжетно – ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах…».
Нельзя не отметить, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе, как отмечают в своих исследованиях А.К. Маркова, Л.М. Фридман, А.Б. Орлова, определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сведения о школе, сообщаемые детям, были не только поняты, но и прочувствованы ими. Это является одним из условий развития у детей мотивационно-потребностной сферы. (18).
«Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребёнок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и писать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые. И всё это происходит естественно, без надрыва в виде специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника» (20).
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Но, несмотря на то, что в разные времена характер их взаимоотношений кардинально менялся, существует довольно строгая и важная закономерность, которую необходимо не только знать и учитывать в своей деятельности педагогу, но и уметь реализовать в обучении (9).
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.(12)
В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность.
Рассматривая основные виды деятельности как условия формирования сознания личности, Необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются, эти виды деятельности рассматриваются как основные условия формирования сознания личности. Так, в игре немало элементов учения, а в учении - труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия. Каждый вид деятельности определяются своими целями и способами их достижения.
Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности.
Таким образом, единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что психические процессы формируются и развиваются в деятельности: такова взаимосвязь психических процессов и деятельности. (12)
Исползуемая литература:
1.Подготовка к школе Р.И. Айзман…
2. Л.И. Божович, 1972, с. 23-24
3. Божович Л. И., Славина Н. Г., Психическое развитие школьника и его воспитание – М.: 1979
4.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание №9, 1988
5. Вегнер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160с.: ил. – (Психология для всех).
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка – Вопросы психологии. 1966. №6.
7. Гинзбург М. Р. 52
8. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М 1986с. 76
9.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология
10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – М.: МГУ 584 стр
11. А.Н. Леонтьев - три признака ведущей деятельности
12.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 320 с.
13.Мухина В.С. – Детская психология – Учеб. Для студентов пед. Ин-тов – под ред. Л. А. Вегнера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с., ил.
14. Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. ГЛАВА I. Детство как предмет психологического исследования. М., Тривола, 1995. 1.
15. Петровский, Ярошевский, Психология
16. Эльконин Д Б - Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. 560с.: ил. – (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
17. Воспитание игрой, М., Просвещение, 1987
18. Мотивация учения и её воспитание у школьников.
19. http://www.allbest.ru
20. http://www.globalteka.ru/books/doc_details/3090-------------.html Сравнительный анализ психологической готовности к школе детей шестилетнего и семилетнего возраста
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М: Педагогика, 1991-152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мотивационной готовности детей к школе
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...
мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность
Каждый второй ребенок находится в тревожном ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед...
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Доклад на педсовет...
Мотивационная готовность детей к школе
Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Что в школе интересного? 3. Чем бы ты занима...
«Мотивационная готовность детей к школе»
Отчет по самообразованию «Мотивационная готовность детей к школе»...
«Мотивационная готовность детей к школе»
ПАМЯТКА ...
Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....