«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»
методическая разработка по теме

Шамина Валерия Владимировна

 

Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при  психологической подготовке детей к переходу в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_sposoby_razvitiya_motiv-y_gotovnosti.pptx919.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая работа «Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А

Слайд 2

Требования к ребенку Умение читать Знание грамоты Умение считать Умение писать Формулирование предложений Умение пересказывать

Слайд 3

Готовность ребенка к школе - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками . Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Слайд 4

Аспекты готовности ребенка к школе Физический Специальный Психологический характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую

Слайд 5

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Слайд 6

Виды психологической готовности Волевая Интеллектуальная Социальная Мотивационная ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. приобретается определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевание некоторыми рациональными способностями обследования внешних свойств предмета, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Внутренняя позиция будущего школьника

Слайд 8

Группы мотивов, которые определяют отношение будущих школьников к учению Социальные Игровые Внешние Позиционные Познавательные Оценочные « Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» «Я хочу в школу, потому что узнаю там много интересного и нового» «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки » « Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» « Я пойду в школу, потому что мама так сказала» « Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель »

Слайд 9

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. ф ормируется под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка формируется под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности

Слайд 10

Развитие мотивационной готовности к школе складывается из: - формирование у детей правильных представлений о школе и учении; - формирование положительного эмоционального отношения к школе; - формирование опыта учебной деятельности; -формирование позиции будущего школьника.

Слайд 11

Способы и приемы развития мотивационной готовности к школе 1.Поддерживание интереса ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. 2.Организация экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни. 3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады. 4.Использывание загадок на школьную тему. 5.Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее ?». 6. Соблюдение режимных моментов , которые приучают детей к аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.

Слайд 12

Формы и методы работы по развитию мотивационной готовности к школе - беседы о школе, - чтение рассказов о школе, - разучивание стихов школьной тематики, - рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, - рисование школы, - сюжетно-ролевая игра «Школа», - знакомство с букварем, - прогулка к зданию школы, - экскурсии в школу, - экскурсия в класс, - экскурсия в школьную библиотеку, - досуг совместно с первоклассниками.

Слайд 13

Развитие мотивационной готовности ребенка к школе в семье интерес к новым знаниям адекватная самооценка элементарные навыки поиска интересующей информации осознание общественной значимости школьного учения стремление к успеху желание трудиться

Слайд 14

Условия формирования мотивационной готовности к школе 1. Необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому Отвечать на вопросы ребенка Давать новые сведения о свойствах предмета

Слайд 15

2. Прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки 3. Развивать в ребенке навыки общения

Слайд 16

4. Не допускается, чтобы ребенок скучал во время занятий ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС

Слайд 17

5. Недопустимо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед . 6. Нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности детей

Слайд 18

7. В занятиях с ребенком нужна мера не заставляйте ребенка делать задание, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим; определите пределы выносливости ребенка; увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Слайд 19

8. Необходимо избегать неодобрительной оценки Всегда положительная оценка ребенка Похвала Одобрение Не допускать сравнения с другими

Слайд 20

Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации.

Слайд 21

Выводы: - мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности; - структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних; -развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования ; - формирование эмоционально-положительного отношения к будущему обучения и развитие познавательной активности детей; - педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками.

Слайд 22

Список используемой литературы 1 . Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: ЭКСМО, 2003. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр . и доп. – М.,2000. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: ИНФРА – М, 1997. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2000. 5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с 6. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:2013 7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 194 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»

Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые усло...

Условия развития мотивационной готовности детей к школе.

Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...

«По ступенькам к школе» – проект по развитию мотивационной готовности дошкольника в подготовительной группе

Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлени...

"Развитие мотивационной готовности к школе"

Рекомендация для родителей, как мотивировать дошкольника к школе...

Конспект занятия по развитию мотивационной готовности к школе "У Лукоморья"

Занятие по развитию мотовоционной готовности к школе детей подготовительной группы....

Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"

Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....