Доклад" Музыка как условие эмоционального благополучия с учётом ФГОСДО"
консультация на тему

Гальчук Светлана Викторовна

Цели и залачи музыкального воспитания-применение ИКТ-технологий и дидактических игр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения музыкального искусства.

Я работаю  над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, развитием музыкальной эрудиции и культуры, а также, предоставляю возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

вхождение ребенка в мир музыки;

развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;

ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;

развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;

развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Задачи являются главным путем к достижению цели.

Виды музыкальной деятельности:

В раннем возрасте (2 - 3 года) - это восприятие смысла музыки, текста песенок, рассматривание картинок, двигательная активность.Всему этому способствуют также адаптационные  занятия ,Для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка

Одно из условий обеспечения  эмоционального благополучия  дошкольников- совместная деятельность -её основной формой являются музыкальные занятия которые предполагают активную  взаимную деятельность педагога и детей  .Чтобы она была интересной и разнообразной  проводятся и нетрадиционные виды занятий- концерты, КВНы, театрализованные занятия, занятия-путешествия , занятия фантазии, «Угадай мелодию», интегрированные занятия  «День пожилого человека», « Праздник белого журавля», Народные праздники- «КОЛЯДКИ» , «МАСЛЕНИЦА».

Программы и технологии:

В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на основе рабочей программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии.

  Программа «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой- является единственной и уникальной детально разработанной   программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя  отличающейся светлым, радостным  игровым подходом К конспектам прилагаются диски с записями муз призведений .«Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной это программа по ритмопластике  детей и Журналы-«Колокольчик», « Музыкальная палитра»  где даётся доступый для детей музыкальный репертуар и сценарии  и др.

Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОУ.

 На музыкальных занятиях  формируется  положительной самооценка детей, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Используются  формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .

Учитываются интересы и возможности  развития  каждого ребенка .

Поддерживается положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу инициатива и взаимодействие  друг с другом в разных видах деятельности.

 Есть возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

 Вовлекаем  родителей  непосредственно в образовательную деятельность ,к участию в мероприятиях, праздниках.

     Каждый ребёнок, в зависимости  от  своих индивидуальных  особенностей, врождённых задатков, а  также условий семейного воспитания достигает тех или иных результатов.  

Работа по программе и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования включают в себя следующие характеристики:

                 

  Основные целевые      ориентиры   по  музыкальному   воспитанию       детей  в   детском саду?        

                              Это:

  • укрепление  у детей интереса и любви к музыке, потребности в музыкальных впечатлениях;
  • развитие общих музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости,  звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти);

развитие  элементарных  навыков и умений во всех доступных  детям видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, пении, музыкально-ритмических  движениях, игре на детских музыкальных инструментах);

  • поддержка творческой активности, способности  к творческому самовыражению в различных видах музыкальной  деятельности.   Каковы же общие целевые ориентиры музыкального развития детей?

      

  Вот они:

 Дети:

  •  с удовольствием поют знакомые песни, танцуют  и импровизированно двигаются под музыку, с энтузиазмом участвуют в  любом активном  музицировании;

могут вспомнить знакомуюпесенку по вступлению          или  мелодии;                        

  • знают и охотно пользуются детскими музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов; умеют исполнить заданную тему в д        детском шумовом оркестре;

  • с удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;

  • учатся различать контрастные средства выразительности (высоту звучания,темп, динамику, простейшую музыкальную форму);

учатся контролировать слухом своё исполнение в пении, движении, игре в оркестре и координировать его с другими;

  • слушают и узнают небольшие по объёму (30-40 секунд) образные музыкальные произведения при  их повторном  прослушивании;

  • овладевают элементарными вокально-хоровыми навыками; поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнения каждого куплета;

  •  выполняют разнообразные ритмические движения, могут исполнять различные элементы  народных  и современных танцев (например,  «Ковырялочка», «Присядка», « Приставной шаг»  «Поскоки», элементы вальса и др.)

выполняют  движения  с  различными атрибутами: цветами,  платочками,  игрушками,  лентами, зонтиками, ложками, листьями:

учатся выполнять несложные перестроения в пространстве  по показу взрослого и самостоятельно, а также ориентируясь на схему танца (построение в кругу, в колонну парами и по одному, парами по кругу и врассыпную);

 Чётко  определять  показатели  музыкального развития  каждого  возраста  не  совсем корректно, поскольку разброс возможностей  в  этой  области достаточно велик. Наблюдая  за детьми  в течение  длительного времени, мы отмечаем динамику индивидуального развития  каждого ребёнка, подбирая  музыкальный материал (песни, танцы и др.) в соответствии с возможностями каждого воспитанника.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя (ИКТ):

 В условиях реализации ФГОС очень важно организовать процесс обучения так, чтобы дети активно, с увлечением и интересом занимались на музыкальном занятии. Помочь в решении этой непростой задачи могут современные информационные  и компьютерные технологии.

      По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- ИКТ  способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;

     Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения, он только дополняет педагога.

Применения ИКТ  в музыкальном воспитании дошкольников:

 Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен попевок, танцев), так и на развлечениях и праздниках.

  Использование компьютера позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. У детей под влиянием экрана активно развивается визуальное и эмоциональное восприятие, музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

 Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

      Используя мультимедийные  возможности, музыкальный руководитель посредством презентации обращается ко всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используются портреты,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям и т.д.

Музыкально-ритмические движения и танцы: используя видео и таблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, разучивая элементы танцев.

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки»,  «Звукоряд»

«Кто в домике живет?» Определить муз инструмент:

 «Определи  и простучи ритм:»

Игра на шумовых муз инструментах:

Игра на ДМИ: с помощью презентаций  знакомим детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением

      Музыка по разному влияет на эмоциональное состояние детей-тихая и спокойная-успокаивает а громкая и весёлая-активизирует. Музыка снимает  психическое напряжение, создаёт положительный эмоциональный настрой. развивает фантазию и творчество, что способствует гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личн...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

План профессионального развития по теме «Сказкотерапия-как средство эмоционального благополучия детей младшего возраста с учётом ФГОС ДО» 2019-2020 учебный год

Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,на котором можно вести беседыс душой человека. Актуальность:"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, ч...