Представление педагогического опыта "Формирование монологической речи с помощью технологии ТРИЗ"
опыты и эксперименты по теме

Методы ТРИЗ-технологии  позволили  создать  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  речевых  навыков  дошкольников, которые  наилучшим  образом (быстро  и качественно)  позволяют  педагогам решать  проблемы  речевого  развития.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Одним  из  основных  показателей  уровня  развития  интеллектуальных способностей  дошкольника  можно  считать  богатство  его  речи.  Методы ТРИЗ-технологии  позволили  создать  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  речевых  навыков  дошкольников, которые  наилучшим  образом (быстро  и качественно)  позволяют  педагогам решать  проблемы  речевого  развития.    

   В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что  у современных дошкольников  

  • Монологическая речь плохо развита
  • Небольшой опыт рассказывания текстов
  • Недостаточный активный словарь
  • Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.

2Слайд

 В связи с этим, для развития монологической речи я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских Задач) Генриха Сауловича Альтшуллера Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что востребовано в обществе.

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

 Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Свою работу организую согласно принципам

3 слайд

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребенку право выбора.
  • Принцип открытости. Предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания закладываю разные варианты решения.
  • Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности. Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, поэтому максимально использую возможности, знания и интересы детей.

На каждый возрастной этап разработан проект и реализуется перспективное планирование.


4 Слайд


1 этап:
проект "Сочинялочка" (II младшая и средняя группы). Осуществляю знакомство детей со структурой расскази через модели, схемы, таблицы. Метод проб и ошибок - поиск нового ("А что делать, если делать так?", "А, может быть, так?"). Они используются для решения несложных задач, например: "Дети играли в мяч. Мяч залетел на крышу веранды..." Положительный результат для детей каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Также организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно–ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты: "На что это похоже?", "Хорошо-плохо", "Волшебные слова" и т. .д.

5слайд

2 этап: проект "А если бы…" (старшая группа). Использую типовые приемы фантазирования, в основе которых лежит активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством: «Деление-объединение», "Уменьшение - увеличение", "Наоборот". Успешно применяю метод эмпатии, разработанный У.Гордоном, в основе лежит отождествление самого себя с кем – либо или чем-либо, и, как следствие - умение сопереживать этому объекту.  


На данном этапе также использую метод развития воображения "Круги Луллия",   ребенок  учится задавать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо расшифровать, подключив воображение.

6 слайд

3 этап: проект "Маленькие фантазеры" (подготовительная группа). Для развития монологической речи на данном этапе я применяю метод решения сказочных задач посредством мозгового штурма (А.Осберн). Данный метод является совершенно неожиданным у детей, что вызывает интерес к решению сказочных задач, и расширяет словарный запас, упражняет их в подборе прилагательных к существительным.  

7слайд

Особое внимание в подготовительной группе уделяю составлению детьми загадок посредством сравнений, так как данный прием способствует расширению словарного запаса. Пример: выпавший снег такой же мягкий как (подушка). При составлении загадок использую следующие модели.

Модель 1

Какой?

Что такое же?

Колючий

Еж, кактус, елка

"Как" "Но не"


Модель 2 

Что делает?

Кто делает так же?

Прыгает

Заяц, мяч

"Как" "Но не"


Модель 3 

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное)

На что похож?

Чем отличается?

На дом

Без окон

"Как" "Но не"


Используя метод каталога, я включаю детей в творческое сочинительство. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Данный метод  развивает умение  детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло. Алгоритм составления сказки:

  1.  я выбираю книгу, с помощью которой будет составляться сказка.
  2. Задаю детям вопросы (Примерная цепочка вопросов) задав первый вопрос: "Жил-был (кто?)", я открываю книгу на любой странице и предлагаю указать пальцем на любое слово. Например, "пенек".  Я говорю "Жил-был пенек!". Значит, история будет про пенек, который попал в беду. Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать на другое на этой же строчке.
  3. Дети "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.
  4. Придумываем название получившейся сказки.
  5. Один или несколько детей восстанавливают текст.
  6. Организуется продуктивная деятельность.


На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь я только наблюдаю, и потому ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

8 слайд
В начале и конце учебного года провожу мониторинг форсированности монологической речи и навыков речевого общения посредством комплексного тестового метода диагностики речевого развития детей, разработанного Ф.Г.Даскаловой.  Анализ результатов диагностики мне позволяет определить эффективность проведенной работы по развитию монологической речи и навыков речевого общения и выделить дефициты в деятельности и соответственно внести коррективы.

9 слайд
Результативность:
Применение методов и приемов ТРИЗ-технологии для развития монологической речи дошкольников позволяет мне достигать положительных результатов.

Так, к концу реализации проектов у воспитанников подготовительной группы согласно диагностического исследования на начало уч. года умеют свободно вести диалог 68%, а к концу - 82%, умеют организовать собственную речевую деятельность творческого характера на начало уч. года 52%, к концу - 78%, умеют грамматически правильно, последовательно и связно высказаться на начало уч. года 66%, к концу - 78%. В процессе наблюдения я отметила, что у детей появилась инициатива к речевому высказыванию, структура предложений старших дошкольников стала более сложней, предложения стали распространеннее за счет описательных прилагательных, синонимов, наречий. Следует отметить, что при составлении творческих рассказов появилось многообразие сюжетов. На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения воспитанники стали приводить более подробное словесное описание картин, предметов и явлений. В процессе решения проблемных ситуаций дети стали устно рассуждать, используя распространенные предложения с использованием аргументов. Особым достижением считаю устные рассказы и пересказы текстов, сказок, этюдов, которые отличаются не только перечислением событий, подробным описанием внешнего вида, но и описанием чувств, характера персонажей.

Сравнительная характеристика диалогической речи детей в динамике

 

 
Параметры

Количество детей, владеющих навыками речевого общения (%)

средняя группа

старшая группа

подготов. группа

1

Свободно общаются со взрослыми и детьми

61

78

96

2

Инициативно высказываются в диалоге

48

56

89

3

Умеют привлекать внимание партнера в диалоге

39

47

96

4

Умеют слушать партнера в диалоге

65

69

82

5

Аргументировано излагают свою точку зрения

32

43

78

6

Принимают точку зрения партнера по диалогу

22

32

82

7

Умеют найти конструктивный выход из конфликтной ситуации

52

61

78

8

Понимают эмоциональный настрой собеседника и могут выразить свое отношение к происходящему

52

69

96

  
Таким образом, использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ – технологии для развития монологической речи позволило не только успешно формировать навыки монологической речи, но и способствовать развитию творческому воображению, что в целом благоприятно влияет на подготовку старших дошкольников к обучению в школе.

10 Слайд  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование монологической речи с помощью мультимедийной презентации на примере составления рассказа по сюжетной картинке

Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей, в том числе у детей с наруш...

Развитие связной монологической речи с помощью проектной деятельности

Развитие полноценной связной речи очень важно, потому что именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние его звукопроизношения и владение им грамматическими норма...

«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План самообразования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...

Презентация. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. На помощь дошкольникам приходит мнемотехника (мнемоника) ...

Педагогический проект на тему: «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Педагогический проект на тему:«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...