Педагогический проект на тему: «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
проект по математике

Феоктистова Анастасия Сергеевна

Педагогический проект на тему:

«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»

(Г.С. Альтшуллер).

Актуальность.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. -Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление не литературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников»

        Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный (01.09.2017- 31.05.2018)

Тип проекта: информационно-игровой.

Вид проекта: групповой.  

Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители.  

Цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.

Задачи:

для детей:

-активизировать творческие и мыслительные процессы детей; находить свое решение проблемы;

-учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;

-способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок;

-воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

для педагогов:

-формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов;

-создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности;

-пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, книги и т.д.);

-подобрать методическую литературу по теме «Технология ТРИЗ и РТВ»;

-организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию речевых способностей детей;

-оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.

для родителей:

-повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников;

-закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми;

-обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

-совместное участие родителей с детьми и педагогами.

Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.

Формы проведения итоговых мероприятий:

презентация проекта.

Продукты проекта:

для детей:

составленные детьми загадки, рифмы.

для педагогов:

пополнение картотеки дидактических игр;

пополнение картотеки наглядным материалом;

для родителей:

совместные работы родителей и детей на тему «Использование ТРИЗ технологии дома»

консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Ожидаемые результаты:

для детей:

активизация познавательной деятельности детей;

формирование нестандартных и раскрепощенных ответов у детей;

расширение кругозора;

формирование стремления к новизне, к фантазированию;

становление речи детей более образной, выразительной;

для педагогов:

повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

повысится интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;

гармонизируются детско-педагогические отношения;

более тесная взаимосвязь с ребенком.

Реализация проекта:

1 этап подготовительный:

Изучить методическую и научную литературу по данной теме;

Подбор методической литературы по теме;

Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;

2 этап Реализация проекта:

Работа с детьми:

игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;

развлечения, игровые тренинги;

сочинение загадок, рифмовок;

самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;

занятия с элементами ТРИЗ технологии.

Работа с родителями:

консультирование, беды о технологии ТРИЗ;

сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.

Распространение опыта среди педагогов:

консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:

Метод маленьких человечков (ММЧ)

Метод «мозговой штурм» (МШ)

Метод фокальных объектов (МФО)

Фантазирование

Системный оператор (надсистема, подсистема)

Страна загадок

Противоречия и другие

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии веду поэтапно:

1. Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.

Например: как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)

2. Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.

3. Сочинение загадок.

4. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.

5. На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.

Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.

За основу своего педагогического проекта я взяла результаты эксперимента Белорусской Ассоциацией ТРИЗ и Лаборатории образовательных технологий А. А. Гина, проводимого на протяжении четырех лет в ряде детских садов города Гомеля. Кроме того, я использовала методику ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность», методическое пособие А. В. Корзун «Веселая дидактика», а так же труды ведущих специалистов в области ТРИЗ-педагогики С. И. Гин, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковской, Н. Н. Хоменко.

3 этап заключительный

оформление результата проекта в виде презентации;

оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ

Полученные результаты:

для детей:

активизировалась познавательная деятельность детей;

сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей;

расширился кругозор детей;

сформировалось стремление к новизне, к фантазированию;

речь детей стала более образной, выразительной;

для педагогов:

повысился уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;

гармонизировались детско-педагогические отношения;

более тесная взаимосвязь с ребенком.

Информационное обеспечение:

Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\  Г.С.Альтшуллер,  И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.

Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.

Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.

Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2001.

Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\ Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

Мурашковская, И.Н., Валюмс, Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И.Н.Мурашковская, Н.П.Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

Нестеренко, А.А. Страна загадок. [Текст]\ А.А.Нестеренко— Ростовский университет, 1993.

Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е.Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.

Шустерман, З.Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З.Г.Шустерман — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"

Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

В настоящее время в современной дошкольной педагогике  логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличаетс...

Проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рас...

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Презентация "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.

Данная презентация для педагогов и логопедов. Вней отражены методы и прёмы ТРИЗ....