Поможем Аленушке
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

 

Конспект занятия

для воспитателей

по интегрированной

непосредственно образовательной деятельности

по социально – личностному и художественно – эстетическому развитию детей

старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_alenushke.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» г. Саяногорска

Конспект занятия

для воспитателей

по интегрированной

непосредственно образовательной деятельности

по социально – личностному и художественно – эстетическому развитию детей

старшего дошкольного возраста

«Поможем Аленушке»

Интеграция образовательных областей

«Социализация» и  «Художественное творчество»

Подготовила:

воспитатель Прокофьева

Лия Вячеславовна

2012 г.


Тема: «Поможем Аленушке»

Цель: развивать эмпатию у детей

Задачи: учить детей сочувствовать чужому горю; развивать мимику» воспитывать художественный вкус

М.приемы: беседа, рассказ, игра

Сл.работа: горе, обида, грусть, дубрава

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка», шар, оборудование для рисования

Ход:

В.: «Ребята, скажите, радость, счастье, любовь, забота – это хорошие или плохие чувства? Почему? Что такое грусть? Почему человек иногда грустит? По каким признакам можно понять, что человеку грустно? (ответы детей)

Дети, а вы хорошо умеете понимать настроение других людей? Это мы сейчас проверим. Я буду читать вам разные стихотворения, а вы должны будете изобразить то чувство, о котором говорится в произведении. Произносить это чувство нельзя, можно его показать только выражением лица или позой».

Читаю детям стихотворения А.Барто «Колокольчики», «Первая высота», «Зайка», «Мячик», «Воробей», «Барабан», С.Маршака «Мэри», «Смешная песенка». После прочтения происходит обсуждение.

В.: «Молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете не только понимать настроение окружающих, но еще и показывать их чувства. В знак моего доверия к вам, я покажу вам еще одну картину В.М.Васнецова (показ). Кто знает как назвал художник эту картину? Почему Аленушка прибежала к пруду? (ответы детей) Конечно, ей надо выплакать свою печаль, утопить в омуте свою тоску, все обиды. Многие считают, что образ Аленушки навеян художнику мотивами сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Но мы же знаем эту сказку: вспомните, есть ли в сказке эпизод, где Аленушка так же печально сидит у пруда?»

В ходе обсуждения дети вспоминают сказку, узнают правду.

В.: «В сказке все наоборот. К берегу бегает козленок Иванушка. Это он взывает к сестрице:

Аленушка, сестрица моя,

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

Спаси, помоги, Аленушка.

И что он слышит в ответ?

Ах, братец мой Иванушка.

Тяжел камень ко дну тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Люта змея сердце высосала.

Теперь мы точно знаем, что эта картина не иллюстрация к сказке. На самом деле В.М.Васнецов создал свою картину по мотивам русской народной песни. Послушайте отрывок из этой песни:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит

Дубравушка – это небольшой участок леса.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

Эти строки раскрывают внутренний мир Аленушки, объясняют ее состояние. Ребята, а вы хотите помочь Аленушке справиться со своим горем? Тогда давайте переделаем ее историю, в этом нам поможет волшебный шар. Но только на этот раз он будет у меня. Внимательно всмотритесь в картину и скажите: кроме нас, кто еще сочувствует Аленушке? Кто хочет помочь ей? (ответы детей) Конечно, сама природа! А теперь, пожалуйста, сядьте так, как сидит на камушке Аленушка, изогните также руки, подожмите ноги. Подумайте и скажите: есть ли на картине линии, которые повторяют позу Аленушки? (склоненные к воде ветки, очертания камня в пруду, изогнутые листья осоки). Шар подсказывает нам: темный лес охраняет Аленушку. Если бы ведьма, как в сказке, действительно подкралась к Аленушке, кто на этой картине предупредил бы ее об опасности? (отражение ведьмы в воде, задрожала, затрепетала бы своими листочками осина, защебетали бы ласточки) Да, природа не даст Аленушку в обиду! Даже осока, выглядывающая из воды у ног девушки, как бы оберегает ее от неверного шага.

А посмотрите на камень, на котором сидит Аленушка. Это, наверное, знаменитый «бел-горюч камень» - камень исполнения желаний. Его очень трудно найти, а еще труднее

опознать под ногами. Камень на картине как крохотная лодочка, спасающая Аленушку от злой судьбы.

Вот как много невидимого в этой картине, похожую на протяжную русскую песню. Ребята, скажите, как можно утешить Аленушку?»

Передаю детям шар, задаю вопросы: «Как утешить девушку? Что бы ты сказал ей, если бы был рядом?», выслушиваю ответы, при необходимости помогаю.

После беседы детям предлагаю нарисовать что-нибудь, что утешило бы Аленушку.

Список используемой литературы:

  1. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М. Чумичева. – М.: Просвещение, 1992
  2. Косминская, В.Б., Васильева, Е.И. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Мацкевич, М. Он свято верил в победу добра [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. -  2008. - №5


Приложение

репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Поможем Аленушке выполнить задания Бабы Яги"

Познавательно - исследовательская деятельность, в ходе которой дети в процессе экспериментирования выявляют свойства различных материалов и закрепляют их в дидактической игре. Конспект составлен в соо...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ  НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»...

Методическая разработка бинарного занятия «Поможем Аленушке найти Иванушку»

Данный материал можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми нарушени...

Сценарий квест-игры по безопасности жизнедеятельности с детьми старшей группы «Поможем Аленушке!»

Сценарий квест-игры по безопасности жизнедеятельности с детьми старшей группы «Поможем Аленушке!»Цель: закрепление полученных знаний и применение их на практике путем решения заданий.Задач...

Интегрированное итоговое занятие "Поможем Аленушке"

Цель: формирование первичных представлений  об отношениях объектов, через сравнение групп предметов....

Квест – игра «Поможем Аленушке найти книгу» Подготовительная группа

Создать условия для активной двигательной и познавательной деятельности детей,  прививать интерес к русским народным играм и сказкам, развивать физические качества, уметь выполнять игровые задани...