Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Поможем Аленушке выполнить задания Бабы Яги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сахарова Светлана Юрьевна

Познавательно - исследовательская деятельность, в ходе которой дети в процессе экспериментирования выявляют свойства различных материалов и закрепляют их в дидактической игре. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_materialov.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 12»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе

«Поможем Аленушке выполнить задания бабы Яги»

Подготовила воспитатель:

Сахарова С.Ю.

        Омск, 2015

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Цель: расширение представлений о свойствах материалов

Задачи:

1.Закрепить у детей представления о свойствах стекла, дерева, резины, металла в процессе исследовательской деятельности. Формировать умение подбирать картинку к карточке с условными обозначениями свойств материалов.

2.Закрепить содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

3.Развивать коммуникативные способности детей в процессе проблемного диалога, познавательную активность в процессе экспериментирования.

4.Воспитывать аккуратность при экспериментировании с водой.

Методы и приемы

Материалы и оборудование: флаконы пустые из под лекарств с  резиновыми крышками, деревянные кубики, ключи, тазики с водой по одному на двоих детей, фрагмент видео с озвучкой Бабы Яги, телевизор, DVD,  карточки с изображением свойств материалов, картинки с изображением предметов из резины, стекла, дерева, железа по 4 на каждого ребенка,  конверт

Ход деятельности.

1.Мотивация

Метод вопросов

Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ребята, из какой сказки эти герои? Что произошло в сказке, расскажите.

Ответы детей: братец попил из лужицы и превратился в козленочка, Аленушку Баба Яга утопила в речке, Иван Царевич их спас.

Ребята, Иванушка снова не послушался сестрицу и попил из лужицы. Только в этот раз, Баба Яга очень сильно его заколдовала. Давайте послушаем, что она говорит.

Демонстрация видео

2.Целеполагание

Ребята, мы как-  то можем помочь расколдовать Иванушку? Что нам нужно сделать?

Постановка детьми цели: выполнить задание Бабы Яги.

3.Совместная работа по нахождению способов деятельности

Установка на успех

Задания  трудные, если герои сказки не справились, а вы ребята трудностей не боитесь?

Дети: нет

Проблемная ситуация

Давайте посмотрим задание. Посмотрите, здесь четыре карточки и четыре картинки. На каждой карточке есть пустая клеточка. А задание такое: нужно подобрать картинку к карточке

Только вот проблема, как же узнать,  какую картинку, на какую карточку  положить? Посмотрите, Баба Яга зашифровала карточки.

Проблемный диалог

Давайте попробуем разобраться.

Что общего у этих предметов? (Назовите одним словом, что изображено на картинках.)

Дети: игрушки.

Тогда чем эти игрушки отличаются друг от друга?

Ответы детей: мяч резиновый, пирамида деревянная и т.д. Они сделаны из разных материалов.

Теперь посмотрим на карточки.  Как вы думаете, что могут обозначать эти символы?

Дети: тонет - плавает, прозрачный - не прозрачный, бьется – не бьется, ломается, рвется, твердый – мягкий.

Ребята, что вы сейчас  перечислили? Что зашифровано на карточках?

Дети: свойства материалов. 

Каких материалов? (обратите внимание на картинки)

Дети: резины, дерева, стекла, металла.

Чтобы правильно выполнить задание нам сначала необходимо исследовать свойства этих материалов.

Обсуждение

Давайте сейчас представим, что мы ученые – исследователи и составим план нашего исследования. Давайте определимся, какие свойства материалов будем исследовать. Называйте свойства в такой последовательности, как на карточках Бабы Яги.

Дети:

  1. Прозрачный – непрозрачный
  2. Прочный  – непрочный (подвести детей к этому ответу)
  3. Твердый - мягкий
  4. Тонет - плавает

Сначала исследуем дерево, затем стекло, металл и резину

Ребята, настоящие ученые всегда должны уметь доказать свои гипотезы, не забывайте об этом. Пройдем в нашу исследовательскую лабораторию.

Экспериментирование

Дети исследуют предметы из различных материалов по алгоритму, объясняют свою точку зрения (прозрачное, потому что если в флакон налить воду, то ее будет видно, не прочное, потому что может разбиться).

Выходит один ребенок из команды называет свойства материала, находит карточку и закрепляет картинку. Затем дети исследуют другой материал, воспитатель приглашает ребенка из другой команды.

Таким образом, исследуются все предметы.

Молодцы команды  справились с заданием. Пора отдохнуть.

Физминутка

«Головами покиваем» Е.Железнова

4.Самостоятельная работа

Ребята, Баба Яга очень хитрая , она приготовила карточки для всех и хочет проверить, как каждый из вас справится с заданием. Вы готовы? Тогда приступайте.

Задание

Дети садятся за столы и выполняют задание. (Показать индивидуальную работу! Побуждать детей вспомнить основное свойство, самостоятельно найти и исправить ошибку)

5.Подведение итогов (Рефлексия) 

Метод вопросов

Что делали?

Кому показались трудными задания?

Кто у вас в команде самый первый все выполнил без ошибок. Все согласны? (Похвалить конкретных детей, спросить другую команду)

А у кого были ошибки? Вы их исправили? Кто затруднялся?

Ребята, сегодня вы все старались. А зачем  вы выполняли такие трудные задания?

Вам интересно, как Баба Яга оценила вашу работу, расколдовала ли она Иванушку?

Давайте посмотрим.

Демонстрация фрагмента мультфильма.

Молодцы ребята, что не побоялись трудностей и помогли Иванушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»

Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Невидимое письмо»

Вашему вниманию будет представлено занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Невидимое письмо» с детьми шестого года жизни. Целью занятия будет являеться сформированное у детей...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе

Обобщающее занятие для старшей группы на тему "Весна"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...