Двенадцать месяцев
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Атакова Сакинат Магомедовна

Конспект занятия по сказке Двенадцать месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_mesyatsev.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Двенадцать месяцев.

                       По мотивам сказки С.Маршака.                            

Цель: развитие интереса детей к художественной литературе, устному народному творчеству,словесному искусству.

Задачи: развивать литературную речь детей; продолжать работу над формированием звуко-слогового анализа слов; развивать у детей творчество,инициативу; доставлять детям радость от встречи с героями сказок; развивать внимание,память, мышление

Оборудование: Новогодняя ёлка; игрушечный Дед Мороз ;иллюстрации костра в лесу  и братьев-месяцев около него; 2 белые ленточки и музыкальный молоточек- каждому ребенку; ритмоформулы.

Дети.  Здравствуй, праздник новогодний, наша ёлочка, сверкай!

               Всем так весело сегодня, громче, музыка, играй!  

                   Новогодний хоровод (по выбору)

Воспитатель  Этот праздник самый светлый, ёлка, сладости, подарки.                          Санта-Клаус, Дед Мороз, расмешит детей до слёз.

                         Песня о Деде Морозе (по выбору)  

Воспитатель.Дед Мороз всем детям приготовил подарки.

                     Пальчиковая игра ,,На ёлке"

Мы на ёлке веселились,         Дети ритмично хлопают в ладоши.

И плясали, и резвились.         Ритмично ударяют кулачками друг  о друга.

После добрый Дед Мороз           Вытягивают руки ладонями кверху.

Нам подарки преподнёс.     

Дал большущие пакеты,            Разводят руки в стороны.

В них же-вкусные предметы:    Поднимают указательный палец.

Конфеты в бумажках синих,     Загибают на обеих руках пальцы

Орешки рядом с ними, груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.                                              (В. Волина.)       

Воспитатель.Ещё Дед Мороз принёс нам сказку о братьях-месяцах.Сколько всего месяцев в году? Дети отвечают. Идут они всегда друг за другом и никогда  не встречаются. Мы сейчас расскажем, как их зовут.

  Стихотворение с движениям ,Двенадцать месяцев"

А сейчас запоминай:             Дети грозят пальцем.

Это март, апрель и май,-      По очереди загибают пальцы на одной руке.

Три сыночка-месяца             Поднимают вверх три пальца.

Шаловливы и ловки              Хлопают в ладоши.

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним           Отводят в сторону  одну руку, потом в другую

Август рыбку ловит им.        Прижимают ладони друг к другу и качают ими .

Вот прошли весна и лето.    ,,Проходятся" пальчиками по бёдрам к коленкам.

Осень в золото одета-            Ставят руки  на пояс и повороты из стороны

                                        в сторону.

На дворе сентябрь,октябрь.  Отводят  в сторону   одну руку,потом  другую.

С дождиком всегда ноябрь.    Стучат указательным пальцем одной                      

                                                                руки по ладони другой (,, дождик")

У зимы же, посмотри,                 Вытягивают обе руки вперёд.

Дети есть-их тоже три:                Поднимают  три пальца.

Декабрь, январь и февраль        Загибают по очереди пальцы.

Одели все в снежную шаль.        Поднимают руки и постепенно опускают

                                        их, делая мягкие движения кистями рук.

Воспитатель.   Но рассказывают,будто в горной стране Богомии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить.Однажды в январе приказала злая мачеха сходить падчерицев лес и набрать подснежников-ведь завтра у любимой доченьки день рождения. Делать нечего.Взяла девочка корзину,стала на лыжи (без них-то и до лесу не добраться, все дороги замело) и поехала в лес.

                        Попевка ,,На лыжах" Е.Тиличеевой.

Выпал снег, первый снег,  Дети опускают руки вниз, делая плавные движения.

Всюду  шум,всюду смех.        Хлопают ритмический рисунок.

Я встаю на лыжню,        Делают скользящие движения дадоней друг о друга.

Всех сейчас обгоню.        

Дети исполняют, отмечая ритмический рисунок звучащими жестами ( восьмые- хлопки в ладоши, четверти- по коленям)

Воспитатель. Зашла падчерица в самую чащу леса. Вся замёрзла, греет своим дыханием руки.

                        Логопедическая гимнастика

1. ,,Греем руки". Вытянуть губы вперёд ,,трубочкой" и продолжительно дуть на ладони. Упражнение прививает навык выпускать воздушную струю.

2. ,,Греем нос".Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине  был небольшой желобок.Затем плавно подуть вверх, на нос. Упражнение учит направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

3. ,,Греем щёки".Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно  надувает правую и левую щёки,как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Уражнение укрепляет мускулатуру щёк, развивает координацию движений и умение переключаться.

Воспитатель.Темно в лесу. Вдруг  видит девочка: вдали мелькает огонёк.Пошла она на этот огонёк.

                        Двигательные упражнения ,,Мы идём".

Мы идём, мы идём,                                                  Дети маршируют.

По дорожке мы идём.

Мы идём, мы идём,

Звонко песенку поём: , ля-ля-ля..."

Через сугробы мы шагаем,                           Шагают, высоко поднимая колени.

Ноги выше поднимаем,        Всё равно вперёд идём,

Смело песенку поём: ,Тра-та-та..."

А теперь на лыжи встали,           Двигаются скользящим шагом.

Очень быстро побежали, Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим: ,,Ух!.."

      Воспитатель. Вышла девочка на полянку. А там сидят братья-месяцы:три старика, три пожилых человека,три молодых и три мальчика.(Показывает ил-люстрацию).Самый высокий, самый бородатый старик спросил у падчерицы, зачем пришла она к новогоднему костру, около которого раз в году все месяцы встречаются.Рассказала девочка, что мачеха послала  её в лес за подснежника-ми и не велела без них домой возвращаться.Пожалели её месяцы. Решили уступить место месяцу марту на час.Сначала стукнул своим посохом месяц январь:                   - Не трещите , морозы,в заповедном бору,

                        У соны, у берёзы,не грызите кору!

                        Полно вам вороньё, замораживать,

                        Человечье жильё,выхолаживать!      С.Маршак.

        Тихо стало в лесу.Падчерица ладошки свои рвстёрла и сразу согрелась.

                Массаж рук ,,Зимняя разогревалочка"

Если замерзают руки,        Дети медленно растирают одну ладонь о другую.

Начинаем их тереть,                

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки,                Растирают ладони всё быстрее и быстрее.

Совсем как ледышки, Потом как лягушки,

Потом как подушки, Но вот понемножку

Согрелись ладошки, Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю,как от огня,                Вытягивают вперёд раскрытые ладони.

Вот, потрогайте меня.                   

                                                                                                    М . Рузина.

Воспитатель. Тут стукнул посохом февраль и загудел:

-Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

                                                                                                   С. Маршак.

Зашумел в ветвях ветер, закружились мокрые хлопья.

                        ,, Танец снежинок"  под песню,,Снежная сказка"

                                              Исполняется с белыми лентами.

Тихо, как в сказке,   Дети строятся в 3-4 кружка и медленно идут по кругу,

                               поднимая и опуская руки.

Хлопья белые летят.        

Белою краской                

Выкращен сад.

Танец снежинок,                Кружатся, соединив правые руки ,, звёздочкой".

Новогодний бал.                    

Кто-то ночью

Мир заколдовал.

Вьюга рисует                Перестраиваются в большой круг

На окошке свой узор.   и идут друг за другом,пружиня каждый шаг.

Стелет пушистый                

Белый ковёр.

Сосны и ёлки                Кружатся, подняв руки.

Нарядились в мех.

Долго, долго

Будет падать снег.

В небе морозном                Идут в центр круга,поднимая руки с ленточками.

Белых хлопьев кутерьма.  

Снежные звёзды                Расширяют круг,в конце опускаются на одно колено,

Дарит зима.                           склонив голову вниз и опустив руки.

Воспитатель.  Взял мальчик март посох и ударил им о землю, звонко закричал во весь свой мальчишеский голос:

                Снег теперь уже не тот-- потемнел он в поле.

                  На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

                Пробирается медведь,сквозь лесной валежник,

                Стали птицы песни петь,и расцвёл подснежник.

                                                                                       С.Маршак.

 Раздался тут рёв. Это вылез из берлоги медведь.Идёт недовольный, ворчит, что мало поспал.

      Упражнение на координацию речи и двидения.

        под песню ,,Про медведя" Д. Кабалевского.

Ходит по лесу медведь,        Дети идут друг за другом вперевалочку.

Хочет сесть и посидеть.                

Где ж такое место есть,                Разводят руки в стороны, спрашивая.

Чтобы мог медведь присесть?   Высматривают из-под руки подходящее                                                  место.

То высок пенёк,                        Поднимают руки на уровень груди.

То торчит сучок,                     Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют    большой палец в сторону.

То мокрый мох,                        Сжимают и разжимают пальцы,

                                        развернув ладони вниз,вверх.

Ох!                                        Вытирают ладонью лоб.

То низкий пень,                        Нагибаются и показывают руками высоту пня.

То густая тень,                        Разводят руки в стороны и смотрят вверх.        

То узкий ров,                     Приближают руки, развернув ладони друг к другу.        

То гнездо муравьёв.                Показывают руками холмик, сопри-                                                          касаясь пальцами.

То кричит сорока,                        Взмахивают руками, как крыльями.

То колючки сбоку,                Широко раздвигают пальцы.

То кустарники,                        Прижимают ладони друг к другу,переплетая

                                           пальцы.

То речка - Нет хорошего местечка.        Качают головой.

Это сказка о медведе,                Покачиваясь,переступают с ноги на ногу.

О медведе-привереде.                                                       Л.Некрасова

Воспитатель.  Под ногами у девочки мягкая весенняя земля. Кругом каплет, журчит, течёт.А под ногами подснежников видимо-невидимо.Побежала падчерица собирать цветы.

                Упражнение на развитие чувства ритма

                              ,,Собери подснежники"

Дети врассыпную ходят по залу под любую народную плясовую вдвухдольном размере, делая на сильную долю наклон (срывая цветок") и выпрямляясь на слабую(,,собирая букет").

    Воспитатель.  Поблагодарила девочка братьев-месяцев. Январь стукнул посохом и построил для неё ледяной мосток до самого  дома.

        Ритмическая игра ,,Мосток ".

  Дети поют потешку  по нисходяшему тетрахорду и отстукивают её ритм музыкаль-ными молоточками.

                Скок,скок,поскок,сколочу мосток,

                Серебром замощу, всех ребят пущу!

                                  Русская народная потешка.

                        Игра  ,,Ритмическое эхо"

Дети встают в круг, берутся за руки и, покачиваясь из стороны в  сторону, поют.

                Эхо,эхо! Вот потеха! Не могу сдержать я смеха!

                Поиграю я в игру: Всё, что хлопнешь,- повторю!

Затем дети прохлопывают за педагогом двухтактовые ритмоформулы. Каждому ребёнку предлагается разный ритмический рисунок. После повторения 4 ритмофор-мул         песня         исполняется снова.

Воспитатель. Вернулась падчерица домой,отдала подснежники. А мачеха, знай, ругается: ,,Надо было у каждого месяца чего-нибудь попросить-ягод, грибов, груш".Решили в лес мачеха с дочкой отправиться.По ледяному мосту быстро добежали они до заповедной поляны и стали требовать: ,,Ну-ка ,давайте нам подарки : июнь-месяц пусть землянику даст, июль- огурцов, август-яблок да груш, сентябрь-орехов спелых.Хотим орехов погрызть.

                              Скороговорка ,,Орешки"

Дети (поочерёдно принасаются к большому пальцу указательным,средним, безымянным и мизинцем).

                Решки, решки,щёлкаем орешки,

                Щёлкаем орешки, сидя на тележке.

Дети проговаривают 2-3 раза с постепенно убыстряющимся темпом.

Воспитатель. Январь строго им сказал: ,,Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой". Но мачеха с дочкой требовали себе подарки. Тогда рассердился январь,стукнул волшебным посохом и сказал: ,,Ищи лета зимой! Поднялась тут метель, закружила мачеху с дочкой, ударил холод лютый и превратил их в ледяные глыбы.

                          Игра ,, Ледяные фигуры"

Снегом заметает всё        Дети идут по залу врассыпную,

Ветер ледяной,                вращая кулачками перед грудью.

В круговерти кружимся   Кружатся на  месте.        

Даже мы с тобой.                

А мороз ударит как-       Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны.

                                .На слово ,,как" ударяют кулаками друг о друга.

Всё скуёт на раз.                Вытягивают руки вперёд.

И фигурой ледяной        Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.

Станем мы сейчас.        

Мороз ударил-раз!        Хлопают в ладоши ( 3 раза).

Мороз ударил -два!        Мороз ударил-три!

Ледяная фигура,                Принимают различные позы на сильную долю такта

                                 и замирают на последнее слово.Пошевелившиеся

                                 выбывают из игры.

На месте замри!        

Воспитатель.С той поры падчерица живёт одна. Около дома у неё сад, да такой чудесный.Раньше , чем у всех,расцветают в этом саду цветы, поспевают фрукты.Говорят, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.

               Немецкий  хоровод ,,Времена года".

Придумала мать                Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна!

Приходит Весна-                Идут в круг, поднимая руки.

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду        Отходят назад,взмахивая руками, как крыльями.

Звенят голоса.                

А лето пришло-                Поднимают руки и вращают кистями.

Всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды                ,,Кладут в рот ягоды" с ладошки.

Просятся в рот.

Нам щедрая Осень        Показывают ,как ,, собирают овощи в корзину.

Приносит плоды,                

Даёт урожай И поля, и сады.

Зима засыпает                Плавно опускают руки, делая кистями

Снегами поля.                мягкие движения.

Зимой отдыхает                Приседают и кладут руки под щёку,закрывают глаза.

ネ 蓿褌・・鈑・.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Сценарий интегрировнного музыкального эколого-математического праздника "Двенадцать месяцев"

Сценарий интегрированного музыкального эколого-математического праздника «Двенадцать месяцев»  (старший дошкольный возраст)   Авторы-составители:Курышева Т.Е.-музыкальный руководи...

Совместная деятельность педагога с детьми по сказке "Двенадцать месяцев"

В результате участия в проектной деятельности ДОУ "родился" представленный материал. После знакомства со сказкой "Двенадцать месяцев" на речевом развитии, рисовании, природном мире дети закрепили знан...

Конспект занятия "Двенадцать месяцев"

ЦЕЛЬ: Обобщение и закрепление математических знаний детьми, старшего дошкольного возраста.   ЗАДАЧИ:Образовательный аспект:·       закрепить знания о сост...

Презентация по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев"

Сказка с картинками С.Маршак "Двенадцать месяцев"...

Двенадцать месяцев

О повадках диких животных...

Двенадцать месяцев

Досуг для подготовительной к школе группы «Двенадцать месяцев».(с элементами театрализованного представления по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)...