Деятельность педагога в рамках дополнительного образования
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Пономарева Лидия Владимировна

Представлен материал из опыта работа по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии "Воспитательный диалог" М.В. Телегина (для детей старшей и подготовительной группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc50 КБ
Microsoft Office document icon sr_igra_intervyu.doc120.5 КБ
Microsoft Office document icon vyskazyvaniya_detey.doc59 КБ
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательного (сократического) диалога с детьми старшего дошкольного возраста

План проведения совместной деятельности на тему

«Последствия нарушения правил поведения. Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Враньё»

(в рамках факультатива)

Задачи:

  1. Установление причин и следствий поступков, характер причинно – следственных связей.
  2. Конкретизация этих знаний, применив их к моральной сфере.

План мероприятий

Содержание работы

1.

Предварительная работа

Беседа «Горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь» (Попадали ли вы в ситуацию, когда стеснялись сказать другу правду, боясь его обидеть? Расскажите об этом).

Рассказ истории «О мальчике Яше»:

«Яша поленился выучить стих. Когда воспитатель его попросила его прочесть стихи, он не смог сказать ни строчки. Чтобы воспитатель Анна Анатольевна его не ругала, Яша соврал, что потерял листочек со стихом на улице. Но когда дети стали собираться на прогулку, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

 - Так вот же листок со стихами! – воскликнула она.

 - Нет! Это записка бабушки, - снова соврал Яша. Пряча листок в карман».

* Бывали ли подобные случаи с вами?

* Что вы можете сказать об этом мальчике? Правдивый он или лживый? Как бы вы поступили на месте Вали?

2.

Занятие 1

Чтение истории № 12.

Вопросы для обсуждения:

 - почему Катя плакала?

 - зачем Света соврала?

 - как бы ты поступил на месте Светы?

 - какого человека называют обманщиком?

 - можно ли Свету назвать обманщицей? Почему?

 - доводилось ли вам хоть раз в жизни обмануть кого – то?

 - обманывать хорошо или плохо?

 - как бы ты назвал поступок Светы?

 - если обманывать плохо, почему некоторые люди говорят неправду?

 - когда Света обманула воспитателя и Катю, она нарушила правила поведения?

Упражнение «Можно ли соврать?»

Игра «Веришь – не веришь».

3.

Занятие 2.

Повторное чтение истории  № 12.

 Вспомнить вывод детей по предыдущему занятию.

Вопросы для обсуждения:

 - обманывать и говорить неправду – это одно и то же?

 - как можно догадаться, что вас обманывают?

 - чем правда отличается от лжи?

 - вам нравиться, когда вас обманывают?

 - представьте себе, что вы попали в страну «врунов». Там можно говорить только неправду. Понравится ли вам жить в такой стране?

- почему люди,  когда говорят неправду, отводят глаза?

 - если человек один раз обманул, ему можно доверять?

 - может ли обмануть настоящий друг?

Дидактическая игра «Скажи дальше (если вдруг меня обманул  друг…).

4.

Занятие 3.

Вспомнить с детьми итог предыдущих занятий.

Обращение к сказке «Красная Шапочка».

Вопросы для обсуждения:

 - как волку удалось обмануть Красную Шапочку?

 - если ты никому не сказал про свой хороший поступок – ты обманул?

 - чем отличается обманщик от того, кто ошибается?

 - можно ли сказать, что Света ошиблась? Почему?

 - почему некоторые дети перекладывают свою вину на других?

 - что делать, если тебя незаслуженно наказывают?

 - бывало ли так: ты думал, что тебя сильно накажут, а тебя простили? Почему?

Толкование детьми пословиц:

«Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай»;

«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».

Рисунок «Мой хороший поступок».

5.

Домашнее задание

Родителям -  Обсудить с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:

«Повинную голову меч не сечёт»;

«Ложью как хошь верти, а правде путь один»;

«С одного волка двух шкур не дерут»;

6.

Закрепление.

Заучивание стихотворения «Никого не красит ложь!»

Никого не красит ложь!

Если хоть разок соврёшь,

Друга можешь потерять,

Будешь врать опять, опять.

Знают взрослые и дети:

Ложь затягивает в сети.

Нелегко их разорвать –

Лучше никогда не врать!

Тест (выбери ответ и объясни свой выбор): Мама дала вам деньги на покупку пакета молока, а вы потратили их на мороженое. Как вы объясните маме, что не купили молоко?

  1. Скажите правду.
  2. Скажите, что молока в магазине не оказалось.
  3. Скажите, что потеряли деньги.



Предварительный просмотр:

Организация воспитательного (сократического) диалога с детьми старшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра «Интервью»

Автор: Пономарева Л.В.

Цель:  Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Закрепление у детей представления о том, что все люди непохожи друг на друга. Формирование  умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: «Путешествие вокруг света», «Мир в миниатюре», «Мир растений», «Эрудит», «Книга знаний», изготовление карточек по темам (каждой теме – определённый цвет).

Правила поведения: Задавать свой вопрос можно только после того, как вы подняли свою карточку и вам предложили подойти к микрофону, далее по схеме – интервью (улыбнуться, представиться, задать вопрос из интересующей вас области, поблагодарить за ответ).

Игровые действия: В аудитории (групповой комнате) группа журналистов,  за столом профессора. Участники игры подходят к микрофону, представляются и задают свои вопросы. «Профессор»,  которому  задан вопрос, отвечает на него. В случае затруднения он может заглянуть в свой компьютер или энциклопедическую литературу. Если ответ не удовлетворит «журналиста», он может задать уточняющие вопросы.  

Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофон, тематические карточки, таблица «Схема интервью».

Ход игры

  Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется «Интервью». Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, установлен микрофон. За столом будут находиться  учёные, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т.е. теми, кто будет задавать вопросы. Воспитатель знакомит детей со схемой интервью (образец воспитателя) и правилами. Итак, начинаем игру.

  - Ребята, сегодня у нас в гостях учёные, они многое знают и хотят своими знаниями поделиться с вами. Представляю вам профессора естественных наук… и профессора математики… Чтобы получить подробный ответ на интересующий вас вопрос, вы его должны задать правильно.   Итак, начинаем, пожалуйста.

   

Профессор: Здравствуйте, я известный учёный, профессор естественных наук… Я очень рад нашей встрече. Здравствуйте, я профессор в области математики, буду рад ответить на ваши вопросы. Пожалуйста задавайте свои вопросы.

1. Здравствуйте, я …, журналист газеты «Планета Ёлочка». Сейчас много говорят о полезном питании и ещё, что водоросли то же можно кушать. Вопрос: Какая водоросль употребляется в пищу?

 - Я думаю это морская капуста, в ней много полезного.

- А что полезного?

- В морской капусте есть вещества, которые необходимы для растущего организма.

- спасибо, до свиданья.

 2. Здравствуйте, я … , журналист газеты «Планета Ёлочка». Я наблюдал солнечное затмение, вокруг становится темно. Вопрос: Какое небесное тело может затмить Солнце?

- Солнечное затмение еще называют лунным. Т.к это Луна закрывает солнце.

- спасибо, до свиданья.

3. Здравствуйте, я журналист газеты «Планета Ёлочка».... Совсем недавно я был в магазине «Дары природы», там продают черепашек и маленького крокодила. Вопрос: Являются ли долгожителями черепахи и крокодилы?

- Вопрос интересный. Могу сказать что черепахи живут долго, сколько затрудняюсь ответить. Сейчас посмотрю в компьютере.

- Вот нашёл. Черепахи и крокодилы могут жить 300 лет.

- Если я захочу купить черепаху или крокодила, то чем их кормить?

- Черепахи любят овощи, фрукты. Крокодилы то же.

4.  Здравствуйте, журналист «Планеты Ёлочка»… У меня вопрос профессору математики. Раньше часов не было, но люди утром вставали и шли на работу, потом на обед, а вечером возвращались домой. Вопрос: как они узнавали своё время.

 - Вопрос сложный и интересный, давайте посмотрим в энциклопедии. Здесь написано, что раньше люди ориентировались по солнцу. Вставало солнце – люди то же вставали, солнце садилось – люди шли спать. День длился столько, сколько было на улице светло.

- как появились часы?

- кто придумал время?

- почему на часах нарисованы цифры? И т.д.

В заключении игры профессора и журналисты благодарят друг друга.

Примечание: Вопросы задаются из разных областей знаний. В ходе интервью задаются и уточняющие вопросы. Для следующей игры выбираются другие участники на роль «профессоров».



Предварительный просмотр:

Организация воспитательного (сократического) диалога с детьми старшего дошкольного возраста

Высказывания детей 5-6 лет

АБСТРАКТНОЕ СЛОВО_«Природа»_ 

Ответы детей

Комментарии к рисунку

1

Красиво, когда цветочки вырастают, ромашки.

Солнышко, небо. Вырастает цветочек, одуванчик, травка зеленая.

2

Это где вода, где рыбы. Это еще такой магазин бывает. Где еще дерево и цветочки есть.

Это море, а там рыбки. На берегу растет дерево, туда море заплывает. Это солнышко. Это железная дорога и заборчик. Она туда идет, к морю.

3

Это цветы, лепка, цветы красивые, деревья, которые растут яблоки, вишни. Еще растут на огороде арбузы, еще трава, одуванчики и розы.

Это вот тут у меня груша растет, тут травка растет и цветочки.

4

Это когда цветы растут хорошо. Когда природу защищают. Ну, лошадку или корову, или бабочку, или птичку.

Я нарисовала стрекозу и птичку, как их ловит акула. Под солнцем растут ягоды. Лошадка в клетке –она слуга акулы.

5

Это лес, грибы есть, деревья.

Я сделал деревья и грибы

6

Это загорать, плавать, на паровозике ездить. Можно в мячик играть, нырять, играть: катер пускать, на водном мотоцикле.

Я нарисовал море, солнце, маму, брата, братика. Я загораю, братик ловит краба, улыбается.

7

Это когда лес, где тепло и приятно. Это когда цветы, трава, розы, тюльпаны, облака, небо, солнце.

Речка, мостик у речки, солнце светит, облака стоят на небе. Дерево растет в лесу, на природе. Это труба забирает речку.

8

Бывает природа красивой. Это растения, на ней растут розы, ягоды, малина, клюква, клен – это цветок. Это деревья, елки маленькие и большие.

Я нарисовал вот елку, это солнце, это небо, это трава. Ягоды растут на елке.

9

Где цветы есть, травка, розы, березы, деревья, стволы, бабочки.

Я нарисовала девочек, они смотрят на фонтан и на бабочку. Бабочка летает. Рядом растет береза большая.

10

Все растет, цветочки растут. Когда дерево поливать, оно растет, растет… И кустики поливаешь, они растут , растут…И травка.

Вот выросла травка и дерево. Еще кустик и цветочек. Едет поезд и светит солнышко на дорогу поезду.

11

Это река, дерево, травка, цветочки, воздух, солнышко.

Я нарисовал солнышко, речка течет, травка у речки и цветочек.

Высказывания детей 6-7 лет

АБСТРАКТНОЕ СЛОВО_«Добро»_ 

Ответы детей

Комментарии к рисунку

1

Это значит послушная. Это тихо машину водить. Это помочь снимать колёса.

Это папин друг. А это я. Помогаем колеса снимать, сзади которые.

2

Это когда не кричат, не бегают, не дерутся, не обзывают друг друга, не бросаются камнями. Когда слушаются. Когда спасают зверей, не поливают деревья. Когда подметают, помогают маме мыть посуду.

Я нарисовал, что девочка с мальчиком вышли гулять и познакомились. Мальчик сказал: «Пошли в лес по грибы, по ягоды». Мальчик взял с собой все необходимые вещи и собаку для охраны.

3

Это когда добрый человек, когда люди не волнуются, когда слушаются мам, когда не разбрасывают игрушки и мусор, когда не раскидывают мамины документы, когда не рвут.

Я нарисовала, что девочка убирает игрушки – куклы на тумбочку.

4

Это когда делают что-то, слушаются. Если что – нибудь просят: «Дайте, пожалуйста» и ему дают – это добро. Если тетя заболела, то её лечат – это тоже добро. Когда помогают убирать, дают. Дружить – это тоже добро. Когда холодно и дочка просит закрыть окно, окно закрывают – это тоже добро.

Я нарисовала, как девочка поливала цветы. Девочка увидела, что он завял. Она взяла лейку и полила, чтобы он рос.

5

Это когда стареньким помогаешь, маме посуду помогаешь мыть, убираться.

Я нарисовал себя. Я помогаю маме выносить мусор.

6

Это когда человек добрый, когда любит человека, когда все делает хорошо, что родители говорят, слушается. Еще помочь маме убраться. Если стелешь постель, то это добро. И убираешь. Тоже добро.

Девочка с пылесосом. Пылесосит коврик оранжевый. Она большая, не маленькая. Вот и помогает маме с уборкой.

7

Это добрая мама, мама с папой гуляют, мама с папой готовятся отправлять меня в школу. Я научилась читать.

Я встала рано утром, заправила постель, привела себя в порядок и пошла гулять.

8

Это когда мальчик дружит с кем-то. Это когда мальчик желает другому мальчику добро. Собрать игрушки, помыть посуду, помочь маме убирать. Мама желает, чтобы я был умным – это добро.

Я нарисовал два мальчика. Они встретились и сказали друг другу доброе слово. Они дружат.

9

Это значит, чтобы людям делали добро: убраться дома, помыть посуду, приготовить кушать, погулять, ходить в школу.

Я нарисовала, как я вышла с мамой погулять.

10

Ты добрый, ты красивый.

Вот пришел он – добрый человек. Вот он сказал, что она очень красивая. Потом они пошли в лес, нашли собаку, отчистили ее. Потом она их стала охранять.



Предварительный просмотр:

Организация воспитательного (сократического) диалога с детьми старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения

Упражнение «Знакомство с самим собой» 

Посмотрите на свою фотографию. Ответьте на вопросы: «Кто я такой? Какой я есть?». Например: «Я Вова», « Я добрый, внимательный…», «Я люблю играть…», «Моё любимое занятие…», «Я люблю смотреть фильмы о …», «Я (чей то) друг…».

Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Пред детьми две корзины красная и синяя. Задание: приведите примеры «плохие качества» -мяч в синюю корзину, «хорошие качества» в красную.

Игра «Комплименты» 

Наша игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Пусть каждый ребёнок скажет эту фразу соседу справа. (После игры желательно обсудить, что чувствовали её участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты).

Подвижная игра «Найди свою пару» 

А теперь новая игра. Встаньте парами: девочка с мальчиком. Посмотрите на своего партнёра. Как только зазвучит музыка, вы свободно будете двигаться по группе уже без пары. Как только музыка прервётся, все девочки и мальчики должны как можно скорее найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успеют найти друг друга и взяться за руки, будут победителями.

Игра «Превращение» 

А сейчас представьте себе, что наша комната превратилась в лес, а мы превратились в деревья, зверей, птиц в лесу. В кого вы превратитесь – выбирайте сами. Итак, наше превращение началось. (Дети изображают деревья, зверей, птиц).

Игра «Родители и дети» 

А теперь давайте поиграем. Мы превратимся в родителей. Представьте себе, что вы очень любите своего ребёнка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даёте ему советы, каким ему следует быть. Например, «Будь всегда аккуратным». (Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ребёнка, его сажают в круг и по очереди дают ему советы. А теперь послушайте стихотворение.

Простое слово (И. Мазнин)

На свете добрых слов живёт немало,

Но всех добрее и важней одно –

Из двух слогов простое слово: «Мама».

И нету слов нужнее, чем оно!

Игра «Испорченный телевизор»

Одному из вас я покажу картинку. Он должен постараться её запомнить, а потом рассказать на ухо следующему то, что видел, и так далее. Когда свой вариант расскажет последний из играющих, я вам всем покажу эту картинку. (Педагог помогает детям сделать вывод образности видения, понимания и объясняет, почему эта игра называется именно так).

Дидактическая игра «Закончи предложение» 

1 вариант: В реке плавает… На листике сидят… По двору ходят… На космическую станцию к пяти космонавтам прилетели… Два космонавта прилетели на … Даю вам честное слово, что… Не может быть, что… Ты сейчас будешь читать… Для того чтобы петь, нужно иметь …

2 вариант : Я хочу…; Я умею…; Я могу…; Я знаю… (При этом можно попросить детей объяснить свой ответ).

Дидактическая игра «Узнай по описанию» 

Например: Это насекомое.

Строение.

Окраска.

Как передвигается?

Какие звуки издаёт?

Где живёт?

Пользу или вред приносит?

Пальчиковый театр «Семья»

У всех пальчики подготовились к игре? Тогда начнём.

Это деда,                                                          наклонить большой палец

Это баба,                                                          наклонить указательный палец

Это папа,                                                         - средний палец

Это мама,                                                        - безымянный палец

Это я.                                                               - мизинец

Это вся моя дружная семья!                         - кисть руки вращать вправо – влево.

Беседа «Как попросить прощения» 

Представьте себе двух детей. Они оба просят у мамы прощения. Но давайте обратим внимание на их лица. Лицо одного ребёнка хмурое, сердитое; у другого – спокойное, с искренним раскаянием. А теперь скажите, с каким лицом лучше подходить просить прощения? (ответы детей).

Сочинение эссе «Моя планета»

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить, что у него тоже есть своя собственная планета. Расспросите ребёнка о его планете: какого размера эта планета, кто на ней живёт, какие там растения и можно ли добраться до этой планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы оздоровительной группы «Будь здоров!» в рамках дополнительного образования

Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений на...

Организация оздоровительной группы "Будь здоров!" в рамках дополнительного образования

Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки. В нашей...

Проект : « Интегративный курс физического воспитания в рамках дополнительного образования дошкольников на основе футбола.»

Проект  позволяет сохранить и расширить принцип интеграции основной образовательной  программы дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» с формами д...

Видео - фрагмент КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК "В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ" С ДЕТЬМИ 6 ЛЕТ В "АКАДЕМИИ ПОЧЕМУЧЕК "...

Творческий проект по художественно-эстетическому развитию "Театрализованная деятельность в рамках дополнительного образования"

Этот проект  -  итог годовой работы музыкального руководителя в театрализованной деятельности в ДОУ...