Организация работы оздоровительной группы «Будь здоров!» в рамках дополнительного образования
консультация на тему
Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей дошкольной организации стало совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_ozdorovitelnoy_gruppy_v_ramkakh_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей дошкольной организации стало совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.
Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. С 2012 г. детский сад работает в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». С 2008 года дошкольное учреждение поменяла свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии.
Возможность получения образования в области физической культуры обеспечивается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (N 384-ФЗ от 3 декабря 2011 г). Образование дошкольников в образовательной области «Физическое развитие» в нашем дошкольном учреждении складывается из реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева и др.), примерного образовательного модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы О.В. Бурляева и др.) и оказания дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения. Организация дополнительных образовательных услуг в области физической культуры для детей определяется возможностями дошкольного учреждения и желанием родителей.
В нашем дошкольном учреждении в рамках дополнительного образования функционируют следующие кружки и секции по физическому направлению:
- Кружок ритмики «Маленькая страна»;
- Спортивная секция по физической подготовке детей к занятиям по художественной гимнастике (средняя группа).
- Оздоровительная группа для часто болеющих детей «Будь здоров!»
Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестры и старшего воспитателя.
Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки. В нашей дошкольной организации такой подход осуществляется в оздоровительной группе «Будь здоров!» для ослабленных и часто болеющих детей.
Такую форму работы мы выбрали не случайно. Используя модель физкультурно-оздоровительной работы, разработанную в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев секционной работой охвачены старшие дошкольники, и направлена она на активных и способных воспитанников. А ослабленные воспитанники остаются в стороне. У часто и длительно болеющих детей в основном схожие отклонения в здоровье: заболевания ЛОР-органов, невной и сердечно-сосудистой систем, низкий уровень двигательной активности, дефицит движений, возникающий во время болезни, сниженный мышечный и эмоциональный тонус.
В начале учебного года совместно со старшей медсестрой и педиатром детской поликлиники №3 мы отбираем дошкольников, имеющих статус часто и длительно болеющих, ослабленных. В течение года состав группы меняется с учетом изменений в состоянии здоровья детей.
Целью работы с такими детьми является развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям, к физическим нагрузкам.
Задачи:
- Знакомить детей с самомассажем и элементами точечного массажа через игровые упражнения;
- Формировать правильное дыхание;
- Улучшать подвижность грудной клетки, диафрагмы;
- Повышать эмоциональный тонус;
- Укреплять мышцы лица, а также мышцы верхних и нижних конечностей;
- Формировать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений;
- Тренировка правильного носового дыхания;
- Формировать правильную осанку, своды стопы;
- Приобретать начальные знания о возможных способах оздоровления своего организма и навыка их выполнения;
- Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям.
План работы оздоровительного кружка составлен по рекомендациям:
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 с.
- Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физической культуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
- Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКИ, 2002.
- Подольская Е. Лечебная гимнастика./Дошкольное воспитание. – 2005,№8, с.64.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 104 с.
Родители детей ставятся в известность. Состав группы — дети младшего и среднего возраста, которые наиболее часто подвержены простудным заболеваниям. Занятия с ЧБД проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, длительность занятий 20 минут.
Разработаны комплексы упражнений для дыхательной системы, укрепления мышц гортанного аппарата. В основе дыхательных упражнений лежат ОРУ, предусмотренные программой, с акцентом на правильное дыхание. Один из самых перспективных, простых и общедоступных методов оздоровления детей – самомассаж и массаж биологически активных точек. Точечный массаж – элемент психофизической тренировки, способствующий снятию нервно-эмоционального напряжения, расслаблению мышц, оздоровлению организма. Помимо массажа очень важно обучить детей с ослабленным здоровьем правильному дыханию. Я это делаю в игровой форме. Детям предлагаю разнообразные дыхательные упражнения, например: «Надуем шар», «Ароматное яблоко», «Сдуй одуванчик (снежинку)», «Погрей ладошки». При обучении дыхательной гимнастике и самомассажу внимание обращается на то, что бы дети самостоятельно контролировали вдох и выдох, правильность и последовательность движений. Кисти рук, стопы, ушные раковины – своеобразные рефлексогенные зоны, связанные с различными органами и системами, способствующие не только развитию мозга, но и оздоровлению организма.
Важно приучить ребенка вдыхать через нос. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Упражнения нужно выполнять медленно, без напряжения и музыкального сопровождения, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Важная роль в сохранении здоровья отводится формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, поскольку в этом возрасте осанка и стопы ребенка легко изменяются под воздействием негативных факторов. Поэтому в занятия включаются упражнения на предупреждения дефектов осанки и плоскостопия. На занятиях учитываются самочувствие детей, их эмоциональное и физическое состояние.
Разработан план работы с родителями. В него включены анкетирование, консультации, совместные мероприятия с детьми. В перспективе планирую организацию совместных занятий с родителями по обучению техники правильного дыхания.
На основе анализа посещаемости и заболеваемости в конце года проводится мониторинг здоровья дошкольников. Он осуществляется медицинскими работниками детского сада (педиатором и старшей медицинской сестрой).
Результаты мониторинга здоровья дошкольников и мониторинга образовательного процесса отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы, в т.ч. кружка «Будь здоров!»: в дошкольном учреждении имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению количества часто болеющих детей.
Система занятий в кружке «Будь здоров!» дает возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений на формирование правильного дыхания, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.
Работа на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем оснащение оздоровительного центра новым оборудованием, корректировка перспективного планирования работы оздоровительной группы «Будь здоров!».
Вот такие занятия, направленные на оздоровление часто болеющих детей, проводятся в нашем детском саду. Надеемся, что наш опыт окажется полезным и интересным для коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация оздоровительной группы "Будь здоров!" в рамках дополнительного образования
Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки. В нашей...
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
программа для вооспитателей детских садов...
«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...
Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»...
Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...
Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»
Доклад на тему "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...
Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»
Презентация на тему: "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...