Комплексно-целевая программа по патриотизму
рабочая программа на тему
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tselevaya_prgramma_po_patriotizmu.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт комплексно-целевой программы:
«Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания».
Название Программы | «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания». |
Цель Программы | Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Родине, привитие детям любви к своей стране, ее обычаям в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.
|
Задачи Программы |
|
Период реализации | С 2011года |
Нормативно-правовая база |
|
Сроки реализации Программы | С2011года по 2013год. |
Научно-методическое обеспечение программы | Маханева М.Д. Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников. «Сфера» М-2009г. Натарова В.И. Карпухина Н.И. Фельдшерова Н.А. «Моя страна» «Учитель» В-2005г. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика синтез, М-2008г. |
Ожидаемые результаты |
|
Финансовые и материально-технические ресурсы |
|
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Оно является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Для патриотического воспитания дошкольников необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть культурой, приобрести элементарные знания о своей Родине. Таким образом, целью патриотического воспитания является формирование личности человека нового типа, с новым патриотическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к Родине.
Современные ключевые компетенции определяют целью образования- развитие личности ребенка, его способностей, формирование самостоятельной деятельности. Для самоопределения и самореализации личности необходимо создать соответствующие условия.
В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая призвана обеспечить реализацию процессов развития – саморазвития, обучения – самообучения, воспитания – самовоспитания.
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривает с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка.
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Суть педагогической поддержки - « помощь» ребенку.
С этой целью нами разработана комплексно-целевая программа «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания». В ДОУ накоплен положительный опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа подчерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности ребенка, обладающей чувством патриотизма к своей Родине и патриотическим мышлением.
Организация патриотического образования, повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом всех составляющих учебно-воспитательного процесса детского сада.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры ДОУ, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании детей.
Начинать патриотическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода ребенка в детский сад. Маленькие дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к самому себе, своей семье. Важно, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, к отечественному наследию. Воспитывать уважение, гордость за эту землю, на которой живешь.
Воспитание не станет патриотическим, если уже в этом возрасте дети не поймут, что любовь к Родине включает в себя и любовь к своей семье, своему дому, детскому саду, району, городу в котором они живут. Ознакомление с традициями, культурным наследием города, страны в целом, ее историей – это и есть формирование патриотических представлений, которые являются основой правильного отношения к своей Родине.
КЦП «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилие педагогов, родителей и воспитанников в желании узнать и полюбить свою Родину.
Цель программы: Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Родине, привитие детям любви к своей стране, ее обычаям в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.
Задачи КЦП:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Создать условия для формирования у дошкольников патриотического сознания.
- Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширять и углублять знание педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей.
Программа предполагает:
В работе с дошкольниками.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
- Развитие интереса, творческих способностей к русским традициям и промыслам
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традиция.
- Воспитание гуманного отношения к родной природе.
В работе с педагогическим коллективом.
1. Организовать повышение квалификации педагогов посредством привлечения их к творческой работе (семинары-практикумы, круглый стол, консультации, открытые просмотры, проекты, конкурсы и т.п.) по патриотическому воспитанию и обучению дошкольников.
2. Обобщать и распространять передовой педагогический опыт воспитателей по вопросам патриотического воспитания детей.
3. Морально стимулировать педагогов, успешно реализующих формирование патриотических чувств у дошкольников и активно участвующих во всех звеньях образовательной системы ДОУ.
В работе по взаимодействию с семьей.
1. Нацелить родителей на активную и совместную работу детского сада и семьи по решению вопросов патриотического воспитания дошкольников.
2. Расширить и углубить знания родителей в вопросах воспитания патриотизма у детей.
3. Привлекать родителей к совместной деятельности по организации праздников, выставок, воспитывающих у детей любовь к своей Родине.
4. Вовлекать родителей в проведении элементарной исследовательской деятельности вместе с детьми.
5. Ориентировать родителей на формирование у ребенка предпосылок патриотизма.
Принципы создания Программы
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Принцип наглядности – обеспечение воспитательно –образовательного процесса наглядными пособиями, использование современных информационных технологий.
Этапы реализации Программы
Организационный этап
• Мониторинг уровня развития интегративных качеств и патриотических знаний, основная задача которого – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
• Организация образовательного пространства в ДОУ.
Этап реализации
• Укрепление материально- технической базы в ДОУ и построение соответствующей развивающей среды.
• Обеспечение выполнения законодательства в детском саду.
• Совершенствование системы патриотического воспитания всех разделов программы (интеграция образовательных задач на занятиях по всем разделам воспитательно-образовательной программы, организация кружков, ведение проектной деятельности, организация элементарной экспериментально-исследовательской деятельности детей и т.п.)
• Привлечение педагогов ДОУ к творческому сотрудничеству по реализации программы.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность по решению вопросов патриотического воспитания дошкольников.
Завершающий этап
• Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы.
• Определение дальнейшее перспективы развития воспитательно-образовательной работы с детьми по данной теме.
Ожидаемые итоговые результаты реализации программы
- Владение элементарными знаниями о своей стране, своем городе.
- Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
- Осмысленное и активное участие в русских народных праздниках (дети знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
- Появление интереса к культуре и традициям нашей Родины.
- Проявление бережного отношения к родной природе, чувства толерантности по отношению к людям, культуре и традициям своей страны.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Патриотическое образование и воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:
Формы и методы работы с детьми.
Патриотическое воспитание постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
• Патриотические занятия (по плану педагога) - развивают интерес к Родине, упорядочивают, углубляют, систематизируют и обобщают накопленные представления о своей стране.
• Патриотические экскурсии и прогулки – один из видов образовательной деятельности и особая форма организации работы по патриотическому воспитанию, которая помогает найти ответы на интересующие вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать.
• Праздники (фольклорные, тематические) - стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления, переживания, обогащают их впечатления, переживания, обогащают художественное, эстетическое и нравственное воспитание.
• Игры с патриотической направленностью (дидактические игры, народные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые и т.п.) - способствуют углубленному переживанию детей, расширению их представлений о стране, удовлетворяют детскую любознательность, вовлекают ребенка в активное освоение окружающего мира.
• Чтение художественной литературы, просмотр информации на электронных носителях патриотического характера, рассматривание произведений искусства (по плану педагога)- способствуют появлению новых и уточнению имеющихся представлений о своей Родине, воздействуют на чувства детей, помогают обогащать их знаниями, глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
• Патриотические проекты («Дружная семья», «Ладушки», «Люблю березку русскую», «Никто не забыт!») – одно из направлений современных педагогических технологий, позволяют детям приобретать новые знания, помогают задуматься над нравственно-патриотическими бедами, прививают ответственность, знакомят с историей родного города, родной страны
• Наблюдения в природе – (познавательная деятельность: календарь природы и погоды, народные приметы) – обеспечивают получение информации о родной природе в непосредственном контакте с ней.
• Практическая деятельность (посильный труд в природе)– закрепляет нормы поведения в природе, формирует понимание того, что нужно беречь родную природу.
• Патриотические выставки, конкурсы («Защитники Отечества», «Наши деды славные победы», «Здравствуй Олимпийский год!», «Масленица», «Волшебное яичко») – помогают знакомиться с традициями, обычаями страны, воспитывают чувство любви и гордости за нашу Родину, направлены на интеллектуальное развитие детей.
• Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоги, обмен информацией, впечатлениями) – уточняет представления о Родине с помощью слова.
• Обсуждение и проигрывание ситуаций – способствует закреплению в сознании ребенка норм и правил поведения в обществе.
Формы и методы работы с родителями.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями решается главная задача – воспитание человека с большой буквы, привитие ему любви к Родине.
В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.
• Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольника»
• Беседы и консультации (индивидуальные и коллективные): «Знакомим ребенка с родным городом», «Воспитание юного патриота», «Как приобщить ребенка к нравственно-патриотическому воспитанию», «Патриотическое воспитание дошкольников».
• Родительские собрания: «Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников», «Праздники в детском саду и семье».
• Оформление наглядной агитации (советы, рекомендации, педагогические ширмы по теме).
• Домашние задания.
• Домашняя игротека.
• Выставки книг с патриотической направленностью.
• Патриотические проекты
• Совместные выставки и конкурсы.
• Проведение тематических праздников и конкурсов.
• Совместные экскурсии и походы в природу.
• Организация библиотечки по патриотическому воспитанию.
Формы и методы работы с воспитателями
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса патриотического воспитания дошкольников.
• Консультации, семинары, педагогические чтения, беседы по вопросам патриотического воспитания дошкольников: «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема».
• Открытые просмотры и показы, взаимопосещение совместной работы взрослого и детей.
• Создание «копилки» конспектов НОД патриотической направленности и сценариев фольклорно - патриотических праздников и развлечений.
• Подбор методического материала тематической направленности (методические пособия, картотека игр, патриотического материала на электронных носителях, разработка перспективных планов и т.д.)
• Создание условий и материально-технической базы.
• Повышение квалификации педагогических работников.
• Выявление и внедрение передового педагогического опыта по патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
• Анализ результатов работы.
Аспекты программы
Здоровьесберегающий
- снятие эмоционального напряжения, обеспечивающее психологическую разгрузку дошкольников во время проведения праздников.
- создание благоприятного психологического климата во время проведения НОД, что приводит к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам;
охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни во время проведения экскурсий, прогулок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...
Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»
С 2010г. педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» Программа разработана в соответст...
Комплексно-целевая программа «ЗДОРОВЯЧОК»
В программе представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые используются для профилактики п...
Конспект совместной деятельности в рамках реализации комплексно-целевой программы «Флорики» . « Покров конец осенним хороводам -начало зимним посиделкам»
Материал в помощь педагогам по формированию интереса к культурному наследию русского народа....
Комплексно-целевая программа "Здравствуй, лето!"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,...
«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...