Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»
Программное содержание:
• Формировать представление об истории возникновения города Чебоксары, его основных достопримечательностях.
• Продолжать развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в городе.
• Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
• Воспитывать любовь к родному городу, чувство сопричастности.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: древний
Материал к занятию: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные материалы о родном городе (фотовыставка, буклеты, книги, рисунки детей)
Предшествующая работа: экскурсии по городу, рисование любимых мест города Чебоксары, составление альбома «Родной город», беседы о том, каким город станет в будущем.
Методические приемы:
Беседа
Рассказ воспитателя
Художественное слово
Дидактическая игра
Подвижная игра
Рассматривание
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Вы знаете, что значит слово «Родина»?
Ответы детей
Воспитатель: Да, есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, страна Россия. У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родители, друзья, родные – эти место называется малой Родиной. Послушайте стихотворение.
Родина.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Татьяна Бокова)
Воспитатель: Какие строки вам больше всего понравились?
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие на выставку нашего города. Готовы? А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним (ответы детей). Тогда можно отправляться.
Первый зал «Древний город»
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей:
(Дети рассматривают фотографии, иллюстрации с изображением города Чебоксары, и называют знакомые места.)
Воспитатель: Вы правильно заметили, что наш город очень красивый. Недаром Чебоксары называют «жемчужиной Поволжья». Как вы думаете, всегда ли наш город Чебоксары был таким красивым, уютным, чистым и современным?
Ответы детей:
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю города. Чебоксары – столица Чувашии, старинный волжский город. Впервые в летописях упоминается в 1469 году. Чуваши называют свою столицу ШУПАШКАР, что означает «крепость Шупаша». Легенда гласит: пришел старик Шупаш с внуком к прозрачному роднику воды напиться, очаровался красотой здешних мест и остался жить.
Воспитатель: Чебоксары еще и очень древний город. Как вы думаете, что значит древний город?
Ответы детей.
Воспитатель: Древний – это значит, что город возник очень – очень давно. Много лет тому назад. Чуваши поставили здесь свои первые дома. Сейчас нам с вами трудно представить, что когда - то на месте нашего города шумели дремучие и непроходимые леса. Не было широких красивых площадей, улиц, скверов, детских садов и школ, а были лесные поляны. И вот пришли сюда люди, посмотрели вокруг, места им понравились и они поселились здесь. В древнем городе все дома были деревянными, т.к. люди еще не умели делать кирпич, а леса было много и из бревен можно было быстро построить дом. Вот такие маленькие дома называли курными избами. У них не было труб, и когда топились печи, открывали двери. Часть дыма выходила на улицу, а часть оставалась внутри, поэтому все стены были черными в саже. Стекол в то время тоже не было, поэтому окна в домах были маленькие и затягивались бычьим пузырем. Постепенно деревянные дома менялись на кирпичные, они отличались от наших современных зданий.
Воспитатель: Дети, есть ли у нас в городе старинные дома, какие вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему эти дома не снесут и не построят на их месте новые, высокие, красивые, современные многоэтажные здания?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы совершили экскурсию по древнему городу, а сейчас я приглашаю на экскурсию по современным Чебоксарам.
Второй зал «Современный город»
Воспитатель: Что вы видите на фотографии?
Ответы детей: (Залив)
Воспитатель: Залив – это культурно-развлекательная область Чебоксар. В залив спадают речки Сугутка и Чебоксарка. Через залив перекинут пешеходный мост. Около залива расположены следующие объекты: Памятник Матери-Покровительнице, Красная площадь, Певческое Поле. Залив является местом времяпрепровождения жителей Чебоксар, где можно перекусить, отдохнуть, поплавать на катамаранах и лодках. На его набережных проходят масштабные торжества в День Чувашской Республики.
Воспитатель: Что это за место? Чем оно памятно?
Ответы детей: (Парк Победы)
Воспитатель: На территории парка находятся: Монумент Воинской Славы с Вечным огнем, Аллея памяти, памятники воинам-интернационалистам, солдатам, погибшим в Чечне, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Часовня памяти Святого Иоанна, Музей боевой техники, Каскадный фонтан. К вечному огню люди приносят цветы, вспоминая своих прадедов, погибших в этой войне. Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы можете мне назвать?
(У родного гнезда и ворона орла побивает. Смелость города берет. Один в поле не воин. На смелого собака лает, а труса кусает. Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха. Жить. Родине служить. За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. Кто за Родину горой, тот истинный герой). Замечательно!
Динамическая пауза.
-А вы хотите быть похожими на бравых солдат?
-Давайте потренируемся:
Как солдаты на парад (шагают на месте)
Мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши - (хлопают в ладоши)
Дружно, веселей
Застучали наши ножки - (топают на месте ногами)
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим – (стучат по коленочкам)
Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - (поднимают руки и встают на носочки)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, (делают «фонарики»)
Снова опустились. (руки опускают)
Мы на месте покружились (кружатся на месте)
И остановились.
Воспитатель: Спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Воспитатель: Посмотрите фотографии старого и современного города. Похожи? Что изменилось?
Ответы детей:
Воспитатель: В нашем городе много улиц. Знаете ли вы названия улиц нашего города?
Ответы детей:
Дидактическая игра «Улицы моего города»
Воспитатель: Приглашаю Вас пройти в новый зал «Отдых всей семьей».
Смотрите, а ведь это выставка ваших рисунков и фотографий, где вы показали любимые места отдыха. Это городской парк, сквер, пляж, стадион, спортивная площадка.
- Как вы отдыхаете, во что любите играть? (ответы)
Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь – стоп». (Когда водящий отворачивается, все игроки стараются быстро подойти к нему. А он должен как можно быстрее проговорить: "Тише едешь - дальше будешь, а приедешь не забудешь", - и сразу же повернуться. Если водящий заметил, что кто-то продолжает двигаться, этот игрок тут же возвращается в самое начало пути, а те, кто вовремя остановился и не шевелится, остаются на месте. Водящий снова отворачивается и проговаривает слова. Опять все спешат к финишу. Кто первым дотронется доводящего, тот победил и водит в следующей игре.)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Кубашиной «Шупашкар»
Шупашкар. Мне тепло с ним как дома.
Каждый слог – обжитый уголок
Да и может ли быть по- другому
Если здесь наш родной огонек?
Шупашкар. В нем не звон и не щебет,
И не взрыв слышу я, не удар –
Словно кто-то заветное шепчет
Доверительно мне: Шу-паш-кар.
И не надо нам громкими быть
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, о каком городе мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что для вас было самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...
Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Магазин овощей и фруктов»
Программное содержание.Формировать понятия: овощи и фрукты. Дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, вкусовым качествам.Развивать диалогическую форму речи; зрительное...
Конспект игры – занятия в первой младшей (Образовательная область «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Тема: Весенняя прогулка»
В ходе игры-занятия дети познакомятся с весенними изменениями в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»
Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...
Конспект образовательной области “Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Средняя группа. Тема «Магазин»
(Встаем в круг)1.Подготовительная работа.-Мы сейчас с вами поиграем. Я называю геометрическую фигуру, а вы говорите, что бывает такой формы.Круг - мячик, солнце, помидор, часы.Квадрат – телевизо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...
Конспект в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и её свойствах.Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», &laqu...