Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рощина Лариса Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blagotvoritelnosti.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшая идея Урока благотворительности.

Благотворительность… Творить благо – значит творить добро, научиться самим и научить детей быть отзывчивыми, терпимыми к другим людям, с пониманием относиться к недостаткам, «непохожести», ограниченным возможностям, формировать в подрастающем поколении способность бескорыстно сделать доброе дело, помочь, нести в мир добро…

Порой мы, взрослые и мудрые люди, не принимаем и не хотим понять проблемы и трудности окружающих. Как же мы можем научить детей быть добрыми и творить добро, творить благо?

Важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.

Общечеловеческие ценности, такие как права человека, свобода, уважение человеческого достоинства, забота о людях, сострадание должны стать основными направлениями организованной образовательной деятельности.

Осваивая общечеловеческие ценности – культурные, социальные, моральные, ребенок познает историю, традиции, обычаи своего народа, входит в мир богатой народной культуры.

Воспитание детей в духе толерантности, формирование интереса и любви к  своей стране, своему народу, его традициям, а так же понимания и уважения к другим народам, их культуре и  обычаям формирует способность понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных этносов.

Дети дошкольного возраста  обладают  недостаточными  знаниями  о  народах, живущих  на  Земле. У  них  возникают  трудности  в  общении  с  детьми  других  национальностей (другой  язык, диалект, имена, внешность).

Особенно актуальна эта проблема становится на современном этапе, когда появляются  новые  москвичи, приехавшие  в  столицу, появляются  дети разных национальностей, которых  мы  воспитываем  в  детских  садах, учим в школах. Они  учатся  искусству  жить  в  большой  многонациональной  семье, в условиях многонационального коллектива воспитанников. 

Мы  живем  в  многогранном  пространстве  московского  мегаполиса, в  центре  огромной  многонациональной  России. И  должна  нас  объединить  прежде  всего  культура, которая во  все  времена  была  показателем  развития  общества. Именно  от  внутренней  культуры  каждого  из  нас  зависит  успех  наших  усилий  в  решении  острых  проблем  сегодняшнего  дня.

Человек – существо  социальное, он  постоянно  взаимодействует  с другими  людьми, вступает  в  самые  разнообразные  контакты: внутрисемейные, общественные. Общение  дошкольников  происходит  в  основном  в  кругу  семьи  и  в  коллективе  сверстников. В дошкольном возрасте  в  общении  ребенка  со  сверстниками  возникают  довольно  сложные  взаимоотношения, существенным  образом  влияющие  на  развитие  его  личности.

От  овладения  культурой  общения  в  дошкольном  возрасте  во  многом  зависит  характер  будущих  отношений  личности  с  другими  людьми  в  учебном, трудовом  и  других  коллективах. Умение  устанавливать  и  поддерживать  доброжелательные  отношения  с окружающими  свидетельствует  о  высоком  уровне  нравственной  зрелости.

При  знакомстве  детей  с  культурой, народным  художественным  словом, играми  и  обычаями  разных  народов  у  них  можно сформировать  благожелательное, уважительное  отношение  к  людям  разных  национальностей.

Значительное  место  в  наследии  народа  принадлежит  сказке. Сказки  убеждали  в  обязательной  победе  добра  над  злом, восславляли  лучшие  человеческие  качества, высмеивали  духовные  недостатки, моральную  распущенность  и  невоспитанность, лень  и безделье. В  основе сказок  -  народная  вера  в  человека, его  разум, готовность  преодолевать  любые  трудности  для  достижения  намеченной  цели.  По существу  они  стали  неписаными  законами  воспитания, своего  рода  моральным  кодексом  семьи.

Сказки  имеют  большую  воспитательную  силу. В  сказках всех народов детей  учат  добру, справедливости,  дружбе. Сказка  помогает  детям  осознать  и  принять  те  моральные  требования, которые  предъявляет  общество  к  человеку.  Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, воспитывает добрые, дружеские межличностные отношения в коллективе сверстников. Герои народных сказок являются носителями тех положительных качеств, которые необходимы для формирования толерантных отношений в современном многонациональном обществе. 

Историческая  память  народов  является  важнейшей  предпосылкой  сохранения  самобытности  национальной  культуры. Возрождение  идей  народной  педагогики, использование  прогрессивных  традиций  и  принципов  образования  и  воспитания  могут  оказать  большую  помощь  в  осмыслении  и  решении  проблем  воспитания, выдвигаемых современной  общественно-политической  ситуацией.

Возвращение  к  прошлому  своего  народа  позволяет  приобщить детей  к  вечным  истинам  и  ценностям. Изучение  истории, литературы, родного языка, занятия  различными  видами прикладного искусства  должны  помочь  молодому  поколению  глубоко  проникнуть  в  духовный  мир  своего  народа, понять  истоки  культуры, образа  жизни, стать  продолжателем   прогрессивных  национальных  традиций.

Культура  мира,  межнационального  согласия - это  каждодневная, постоянная  работа. Гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, признание индивидуальности каждого человека, взаимоподдержка, честность, радость  общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать – вот что значит творить благо и нести в мир добро.

Литература:

  1. Волков Г.Н., статья «Этнопедагогическое  осмысление  общечеловеческих  ценностей».
  2. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. М: Школьная Пресса, 2011.
  3. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ под редакцией Т.А. Репиной, М: Педагогика, 1978.
  4. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция /Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова  – М.: Владос, 2003

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира». Тема: «Дружат люди всей Земли».

Цель: Показать  сходство  и  различие  людей  разных  национальностей; вызвать  интерес  к  людям  разных  национальностей, их  деятельности, культуре  и  быту; воспитывать  уважение  и  дружеское  отношение  к  людям  другой  национальности.

Задачи:

  1. Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране и других странах.
  2. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, уважение  и  дружеское  отношение  к  людям  другой  национальности.
  3. Развивать нравственные качества: доброжелательность, терпимость, уважение между людьми.

Ход занятия:

- Ребята, на  Земле  живет  много  людей. Они  и  разные  и  похожие  друг  на  друга. Чем  похожи  все  люди?

(Ответы  детей).

- Правильно, люди  умеют  говорить, думать, у  всех  людей  похожее  строение  тела, ходят  на  двух  ногах, бывают  веселые  и  грустные, строгие  и  добрые. Чем  отличаются  люди  друг  от  друга?

(Ответы  детей).

- Да, люди  бывают  большие  и  маленькие, высокие  и  низкие, взрослые  и  дети, мужчины  и  женщины, старые  и  молодые. А  еще  люди  отличаются  друг  от  друга  цветом  кожи, цветом  волос, глаз; говорят  на  разных  языках, живут  в  разных  странах.

- Как  называется  страна, в  которой  мы  живем?

- Россия.

- Правильно. В  России  кроме  русского  народа  живет  много  разных  народов: татары, дагестанцы, осетины и  т.д. У  каждого  народа  есть  своя  культура, свой  язык. Но  все, кто  живет  в  России – россияне. Все  знают  русский  язык. Какие  страны  вы  еще  знаете?

(Ответы  детей).

- Правильно, кроме  России  есть  и  другие  страны: Украина, Белоруссия, Армения, Узбекистан, Латвия, Испания, Франция  и  многие  другие. В  каждой  стране, у  каждого  народа  есть  свои сказки,  песни, танцы. Свои  праздники, свои  обычаи  и  традиции, любимые  блюда, свои  национальные  костюмы.

(Показ слайдов с фотографиями  национальных  костюмов).

- Дети во всем мире любят играть. У каждого народа, в каждой стране есть свои игры. Какие  русские  народные  игры  вы  знаете? В  какие  из  них  вы  больше  всего  любите  играть?

(Ответы  детей. Проводится  русская  народная  игра из числа знакомых).

- А  вот  дети  в  Латвии дети любят  играть  в  игру «Грезденс», в  переводе  на  русский  язык «Кольцо». Давайте  в  нее  поиграем. (Играющие становятся в круг и держат в руках ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга – водящий. Задача водящего – найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется местами с этим играющим. Игра сопровождается народной хороводной мелодией).

(Проводится  игра).

- Вам  понравилось  играть?

(Ответы  детей).

- Несмотря  на  то, что  в  разных  странах  говорят  на  разных  языках, ребята  всей  Земли  могут  понимать  друг  друга, общаться  и  играть. Это  хорошо, что  люди  такие  разные, так  многое  можно  узнать  друг  о  друге. Для  того, чтобы  жить  в  мире  и  дружбе, люди  договорились, как  нужно  себя  вести, чтобы  всем  было  хорошо. Таких  правил  очень  много, их  надо  знать  и  следовать  им, чтобы  не  обидеть  тех, с  кем  общаешься, чтобы  быть  приятным  другим  людям.

(Выставляется  глобус).

- Ребята, кто  из  вас  знает, что  это такое?

- Глобус. Модель Земли.

- Правильно. Глобус – это  макет  нашей  планеты  Земля. Люди  многих  национальностей  живут  на  ней. Земля – наш  общий  дом. Мы  должны  его  беречь  и  охранять  от  бед. Люди  разных  народов, разных  национальностей  должны  дружить, помогать  друг  другу, независимо  от  того, на  каком  языке  они  говорят, какого  цвета  у  них  кожа.

- Какими красками он разукрашен? Как вы думаете, что означает голубой цвет на глобусе? Зеленый? Коричневый?

Ответы детей: (Вода, лес, горы…)

- На Земле есть шесть огромных участков суши. Их называют материками. На каждом из них много разных стран. У каждой – свое название. Наша страна - Россия расположена на материке Евразия. На этом материке есть и другие страны, с которыми я и хотела вас познакомить: Франция, Германия, Англия  и другие (показать на карте и глобусе). В каждой стране есть столица – главный город. Какой главный город России?

- Москва.

- Во Франции – Париж, в Германии – Берлин, в Англии – Лондон. Страна, город, где родился человек, называется его Родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, свои корни. В каждой стране есть свои песни, танцы, свои праздники, правила и традиции. Различия между людьми дают нам возможность узнать о других культурах, обычаях и традициях. У каждого народа свой язык. На каком языке разговариваем мы с вами?

- На русском.

- Как вы думаете, на каком языке говорят в Англии, Франции, Германии?

- На английском, французском, немецком.

- Чтобы общаться с людьми из других стран, нужно выучить их язык. Английский язык, например, считается международным, его изучают во многих странах. Если вы будете его знать, значит, вы сможете общаться с людьми многих стран. Несмотря на то, что мы такие разные, это не мешает нам общаться, приезжать друг к другу в гости, дружить. С давних времен на Руси гостей встречали хлебом и солью. Русский народ всегда славился гостеприимством, устраивали гуляния с катаниями на лошадях и санках, песнями и играми.

(Демонстрация слайдов).

- Ребята, кто из вас был в других странах? В каких? Как вас там встречали?

Ответы детей (Гостеприимно, радушно,…)

- Люди на Земле должны жить в мире. Для этого был придуман очень важный документ «Декларация прав человека». В нем говорится о том, что каждый человек на Земле имеет право на имя, на жизнь, труд, учебу, отдых, медобслуживание, а так же у каждого человека есть обязанности по отношению к окружающим людям, своей стране, природе. Многим отличаются друг от друга страны и народы, но есть у нас общий дом – наша планета Земля. Мы должны его беречь и охранять от бед. Для этого люди разных народов должны дружить и уважать друг друга.

Ребенок читает:

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем всю Землю большим хороводом.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Звучит песня «Большой хоровод» музыка Б.Савельева, слова А.Хайта. , дети встают в хоровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе

Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1.     учить находить  один и много предметов в специально созданной обстановке,2.     отвечать на воп...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"

Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных  областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира и развитию продуктивной деятельности «Подарок для бабушки» .

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан в соответствии с Федеральными государственными стандартами и построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»

Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...