Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_blagotvoritelnosti.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Лучшая идея Урока благотворительности.
Благотворительность… Творить благо – значит творить добро, научиться самим и научить детей быть отзывчивыми, терпимыми к другим людям, с пониманием относиться к недостаткам, «непохожести», ограниченным возможностям, формировать в подрастающем поколении способность бескорыстно сделать доброе дело, помочь, нести в мир добро…
Порой мы, взрослые и мудрые люди, не принимаем и не хотим понять проблемы и трудности окружающих. Как же мы можем научить детей быть добрыми и творить добро, творить благо?
Важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.
Общечеловеческие ценности, такие как права человека, свобода, уважение человеческого достоинства, забота о людях, сострадание должны стать основными направлениями организованной образовательной деятельности.
Осваивая общечеловеческие ценности – культурные, социальные, моральные, ребенок познает историю, традиции, обычаи своего народа, входит в мир богатой народной культуры.
Воспитание детей в духе толерантности, формирование интереса и любви к своей стране, своему народу, его традициям, а так же понимания и уважения к другим народам, их культуре и обычаям формирует способность понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных этносов.
Дети дошкольного возраста обладают недостаточными знаниями о народах, живущих на Земле. У них возникают трудности в общении с детьми других национальностей (другой язык, диалект, имена, внешность).
Особенно актуальна эта проблема становится на современном этапе, когда появляются новые москвичи, приехавшие в столицу, появляются дети разных национальностей, которых мы воспитываем в детских садах, учим в школах. Они учатся искусству жить в большой многонациональной семье, в условиях многонационального коллектива воспитанников.
Мы живем в многогранном пространстве московского мегаполиса, в центре огромной многонациональной России. И должна нас объединить прежде всего культура, которая во все времена была показателем развития общества. Именно от внутренней культуры каждого из нас зависит успех наших усилий в решении острых проблем сегодняшнего дня.
Человек – существо социальное, он постоянно взаимодействует с другими людьми, вступает в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные. Общение дошкольников происходит в основном в кругу семьи и в коллективе сверстников. В дошкольном возрасте в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
От овладения культурой общения в дошкольном возрасте во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом и других коллективах. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости.
При знакомстве детей с культурой, народным художественным словом, играми и обычаями разных народов у них можно сформировать благожелательное, уважительное отношение к людям разных национальностей.
Значительное место в наследии народа принадлежит сказке. Сказки убеждали в обязательной победе добра над злом, восславляли лучшие человеческие качества, высмеивали духовные недостатки, моральную распущенность и невоспитанность, лень и безделье. В основе сказок - народная вера в человека, его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели. По существу они стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.
Сказки имеют большую воспитательную силу. В сказках всех народов детей учат добру, справедливости, дружбе. Сказка помогает детям осознать и принять те моральные требования, которые предъявляет общество к человеку. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, воспитывает добрые, дружеские межличностные отношения в коллективе сверстников. Герои народных сказок являются носителями тех положительных качеств, которые необходимы для формирования толерантных отношений в современном многонациональном обществе.
Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией.
Возвращение к прошлому своего народа позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами прикладного искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.
Культура мира, межнационального согласия - это каждодневная, постоянная работа. Гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, признание индивидуальности каждого человека, взаимоподдержка, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать – вот что значит творить благо и нести в мир добро.
Литература:
- Волков Г.Н., статья «Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей».
- Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. М: Школьная Пресса, 2011.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада/ под редакцией Т.А. Репиной, М: Педагогика, 1978.
- Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция /Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: Владос, 2003
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира». Тема: «Дружат люди всей Земли».
Цель: Показать сходство и различие людей разных национальностей; вызвать интерес к людям разных национальностей, их деятельности, культуре и быту; воспитывать уважение и дружеское отношение к людям другой национальности.
Задачи:
- Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране и других странах.
- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, уважение и дружеское отношение к людям другой национальности.
- Развивать нравственные качества: доброжелательность, терпимость, уважение между людьми.
Ход занятия:
- Ребята, на Земле живет много людей. Они и разные и похожие друг на друга. Чем похожи все люди?
(Ответы детей).
- Правильно, люди умеют говорить, думать, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселые и грустные, строгие и добрые. Чем отличаются люди друг от друга?
(Ответы детей).
- Да, люди бывают большие и маленькие, высокие и низкие, взрослые и дети, мужчины и женщины, старые и молодые. А еще люди отличаются друг от друга цветом кожи, цветом волос, глаз; говорят на разных языках, живут в разных странах.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Правильно. В России кроме русского народа живет много разных народов: татары, дагестанцы, осетины и т.д. У каждого народа есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России – россияне. Все знают русский язык. Какие страны вы еще знаете?
(Ответы детей).
- Правильно, кроме России есть и другие страны: Украина, Белоруссия, Армения, Узбекистан, Латвия, Испания, Франция и многие другие. В каждой стране, у каждого народа есть свои сказки, песни, танцы. Свои праздники, свои обычаи и традиции, любимые блюда, свои национальные костюмы.
(Показ слайдов с фотографиями национальных костюмов).
- Дети во всем мире любят играть. У каждого народа, в каждой стране есть свои игры. Какие русские народные игры вы знаете? В какие из них вы больше всего любите играть?
(Ответы детей. Проводится русская народная игра из числа знакомых).
- А вот дети в Латвии дети любят играть в игру «Грезденс», в переводе на русский язык «Кольцо». Давайте в нее поиграем. (Играющие становятся в круг и держат в руках ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга – водящий. Задача водящего – найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется местами с этим играющим. Игра сопровождается народной хороводной мелодией).
(Проводится игра).
- Вам понравилось играть?
(Ответы детей).
- Несмотря на то, что в разных странах говорят на разных языках, ребята всей Земли могут понимать друг друга, общаться и играть. Это хорошо, что люди такие разные, так многое можно узнать друг о друге. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Таких правил очень много, их надо знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.
(Выставляется глобус).
- Ребята, кто из вас знает, что это такое?
- Глобус. Модель Земли.
- Правильно. Глобус – это макет нашей планеты Земля. Люди многих национальностей живут на ней. Земля – наш общий дом. Мы должны его беречь и охранять от бед. Люди разных народов, разных национальностей должны дружить, помогать друг другу, независимо от того, на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа.
- Какими красками он разукрашен? Как вы думаете, что означает голубой цвет на глобусе? Зеленый? Коричневый?
Ответы детей: (Вода, лес, горы…)
- На Земле есть шесть огромных участков суши. Их называют материками. На каждом из них много разных стран. У каждой – свое название. Наша страна - Россия расположена на материке Евразия. На этом материке есть и другие страны, с которыми я и хотела вас познакомить: Франция, Германия, Англия и другие (показать на карте и глобусе). В каждой стране есть столица – главный город. Какой главный город России?
- Москва.
- Во Франции – Париж, в Германии – Берлин, в Англии – Лондон. Страна, город, где родился человек, называется его Родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, свои корни. В каждой стране есть свои песни, танцы, свои праздники, правила и традиции. Различия между людьми дают нам возможность узнать о других культурах, обычаях и традициях. У каждого народа свой язык. На каком языке разговариваем мы с вами?
- На русском.
- Как вы думаете, на каком языке говорят в Англии, Франции, Германии?
- На английском, французском, немецком.
- Чтобы общаться с людьми из других стран, нужно выучить их язык. Английский язык, например, считается международным, его изучают во многих странах. Если вы будете его знать, значит, вы сможете общаться с людьми многих стран. Несмотря на то, что мы такие разные, это не мешает нам общаться, приезжать друг к другу в гости, дружить. С давних времен на Руси гостей встречали хлебом и солью. Русский народ всегда славился гостеприимством, устраивали гуляния с катаниями на лошадях и санках, песнями и играми.
(Демонстрация слайдов).
- Ребята, кто из вас был в других странах? В каких? Как вас там встречали?
Ответы детей (Гостеприимно, радушно,…)
- Люди на Земле должны жить в мире. Для этого был придуман очень важный документ «Декларация прав человека». В нем говорится о том, что каждый человек на Земле имеет право на имя, на жизнь, труд, учебу, отдых, медобслуживание, а так же у каждого человека есть обязанности по отношению к окружающим людям, своей стране, природе. Многим отличаются друг от друга страны и народы, но есть у нас общий дом – наша планета Земля. Мы должны его беречь и охранять от бед. Для этого люди разных народов должны дружить и уважать друг друга.
Ребенок читает:
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем всю Землю большим хороводом.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Звучит песня «Большой хоровод» музыка Б.Савельева, слова А.Хайта. , дети встают в хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности область «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Весёлые ложки»
Основная цель: приобщение детей к истокам народной культуры....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе
Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1. учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке,2. отвечать на воп...
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"
Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира и развитию продуктивной деятельности «Подарок для бабушки» .
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан в соответствии с Федеральными государственными стандартами и построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответст...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»
Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»
Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...