Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого» (Из цикла «Моя страна – моя Россия»).
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цели:
Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.
Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).
Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.
Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.
Развивать логическое мышление, связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_epokhoy_pravleniya_petra_pervogo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №62
НОД
по патриотическому воспитанию
в старшей логопедической группе
«ЗНАКОМСТВО С ЭПОХОЙ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА ПЕРВОГО»
(Из цикла «Моя страна – моя Россия»)
Воспитатель:
Чичикина Н.М.
г. Липецк
Цели:
Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.
Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).
Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.
Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.
Развивать логическое мышление, связную речь.
Оборудование:
Демонстрационный материал.
Иллюстрации с изображением крепостей (деревянная, каменная, кремль); портреты царей: Ивана Третьего, Петра Первого; иллюстрации с изображением военной эпохи Петра Первого – стрельцов; иллюстрации или модели, изображающие флот, новогодний утренник в детском саду, новогоднюю елку, газеты, журналы, урок в школе, картофель.
Раздаточный материал:
По количеству детей: листы с изображением предметов старины и предметов, которые окружают нас в современном мире; листы с изображением орудий труда, древних и современных; кружки из картона или бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Много-много веков назад у нас на Руси не было ни городов, ни домов, в которых мы сейчас живем. А люди селились по берегам рек в небольших деревянных домиках. А как вы думаете, почему они селились по берегам рек?
Дети: Рядом была вода для питья и приготовления пищи. В речке ловили рыбу.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! А теперь давайте поиграем.
- Игра «Раньше и теперь»
Каждому ребенку раздаются листы, на которых изображены предметы старины и предметы, которые окружают нас сейчас (см. вкладку).
Воспитатель: В те очень давние времена все было по-другому. У людей были совсем другие орудия труда и предметы, которые помогали им трудиться и жить.
Задание такое: современные предметы нужно закрыть кружками, а на листе нужно оставить только те предметы, которые были раньше. Итак, пожалуйста, выполняйте задание, но будьте внимательны.
Дети выполняют.
Воспитатель: Вова, назови, какие предметы использовали люди в давние времена?
Ребенок: Лапти, деревянная вилка, песочные часы.
Воспитатель: А какие предметы ты хочешь назвать, Егор?
Ребенок: Воздушный шар, деревянный корабль.
(Дети называют все предметы старины).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Наши предки – восточные славяне. Славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь путник, они его приветливо встречали и хорошо угощали. Этот обычай сохранился и до наших дней. Расскажите, ребята, как ведет себя ваша мама перед приходом гостей?
Дети: Она убирает в доме, красиво одевается, готовит что-нибудь вкусное.
Воспитатель: А теперь, ребята, скажите, кто у вас в семье главный?
Дети: Мама.
- Папа.
-А у нас дедушка!
Воспитатель: А в детском саду?
Дети: Заведующая.
Воспитатель: А кто из вас знает, кто сейчас самый главный у нас в стране?
Дети: Президент.
Воспитатель: Да, ребята, у нас сейчас самый главный в стране – президент. А в давние-давние времена кто управлял страной?
Дети: Цари.
Воспитатель: Правильно, ребята, цари. Они в первую очередь заботились о том, чтобы защитить свою страну от нападения врагов. Вот, например, как они это делали. В больших городах в самом центре на возвышенном месте строили крепости. Как вы думаете, зачем они это делали?
Дети: Чтобы в крепости жители могли укрыться от врагов.
Воспитатель: Вспомните, из чего была сделана первая крепость в Москве?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: (показывает иллюстрации). Почему деревянную крепость через много-много лет пришлось заменить?
Дети: Её поджигали враги.
- Она разрушалась из-за дождя и снега.
Воспитатель: Какую крепость построили позже?
Дети: Каменную.
Воспитатель: Да, ребята, такую крепость строили в Москве из белого камня в течение десяти лет. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Эта крепость защищала своих жителей очень долго. Но прошло несколько веков, и она стала разрушаться от пуль, ударов, дождя, ветра. И тогда при царе Иване Третьем в Москве был построен наш прекрасный Кремль из красного кирпича (показывает иллюстрацию Кремля и портрет царя Ивана Третьего).
Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый (показывает портрет). Царем в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра Первого умер рано, его воспитывала мать. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. Ребята, давайте представим, что я – царь, а вы – мое войско.
- Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Вместе весело шагаем
И колени поднимаем.
Пальцы в кулаки сжимаем,
Их за спину убираем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо-влево поворот.
Руки в стороны и вниз,
Встали смирно. Подтянись!
Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получатся отличные солдаты! А теперь слушайте дальше.
Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки (показывает иллюстрации военных времен Петра Первого - стрельцов).
В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную.
Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную игру.
- Игра «Найди пару».
Каждому ребенку раздаются листы, на которых изображены орудия труда – древние и современные (см. вкладку).
Воспитатель: Рассмотрите предметы, изображенные на листе. Как их можно назвать одним словом?
Дети: Орудия труда.
Воспитатель: Да, на листе изображены орудия труда и механизмы, которые помогают человеку трудиться. Вы должны назвать пару, то есть два предмета – древний и современный. Например, веник и пылесос.
Дети: Лопата и экскаватор.
- Коса и комбайн.
Гусиное перо и ручка.
Счеты и калькулятор.
Дети называют по очереди все предметы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательны. Продолжаю свой рассказ.
Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе (показывает иллюстрации с изображением флота).
А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр? Многое, что сделал Петр Первый в России, - впервые (выставляет на мольберте иллюстрации или модели):
- новый год стал начинаться с первого января, а раньше начинался в сентябре;
- в России в каждом доме стали наряжать новогоднюю елку;
- впервые стали выпускать газеты и журналы;
- все дети, и богатые, и бедные, стали учиться в школах;
- Петр Первый завез в Россию картофель, раньше русские люди его никогда не пробовали.
Наше занятие подошло к концу. Мне хотелось бы узнать, что вы запомнили.
Беседа по вопросам:
- Какие крепости строили в древности?
- При каком царе был создан первый русский флот?
- Что нового появилось в России во времена правления Петра Первого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Тольятти – город на волге»
Всегда очень сложно подобрать материал о городе, поэтому я разместила на сайте, может кому-то пригодиться....
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»
Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» с применением ИКТ тема: «Знакомство с эпохой правления Петра Первого»
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: « Недаром помнит вся Россия».
продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. « Знакомство со звуками К-Кь и буквой К с использованием ЛЕГО – элементов»
. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуков...
Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого»
Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.Дать элементарные сведения о государственной системе управления (сейчас страной управляет пр...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»...