Открытое занятие по проектной деятельности "Маленький экономист"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Буряк Екатерина Алексеевна

Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности  «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.

Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников. Познакомить детей с новым словом банк и его назначением. Развивать у детей речь,  сообразительность, воспитывать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_konkursa.docx958.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке

«По дорожкам  финансовой грамотности».

Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности  «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.

Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников. Познакомить детей с новым словом банк и его назначением. Развивать у детей речь,  сообразительность, воспитывать любознательность.

Задачи:

  • Способствовать формированию и развитию финансово-экономической культуры.  
  • Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
  • Обучать детей решению экономических задач.
  • Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

  •  Беседы и чтение рассказов о бюджете семьи, о профессиях, о денежном вознаграждении за труд в виде денег.
  • Просмотр презентации о деньгах.  Изучение их номинала.
  • Просмотр м/ф «Золотой ключик, или приключения Буратино» (рекомендации  родителям к совместному просмотру на досуге).
  • Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Такси».
  • Чтение художественной литературы С.В. Михалков «Три поросенка»; раскрытие смысла понятий экономики и трудолюбия.
  • Заучивание пословиц и стихотворений по теме, разъяснение их смысла.

Конспект занятия «По дорожкам финансовой грамотности»

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости, они принесли какой-то конверт, который нашли у двери нашей группы, наверное, в нем письмо. (воспитатель показывает конверт)

 Гостям стало очень любопытно, что в конверте,  поэтому я пригласила их к нам, чтобы они тоже посмотрели, что же находится в конверте.  Ребята, а вам интересно, что же внутри? Посмотрим?

(Воспитатель открывает конверт, зачитывает письмо)

«Дорогие ребята, спасите! Из-за того, что я ленился, не хотел учиться - от этого  я безграмотный, но я очень добрый и веселый друг. Если вы меня выручите, я обещаю стать умным, трудолюбивым, буду заниматься, начну ходить в школу. Сейчас я попал в беду, меня обманули кот Базилио и лиса Алиса, заманили, обокрали, привязали к дереву и не отпускают! Выручайте! В вашем Банке есть кошельки. В них подсказки, что нужно делать. (в группе оформлена предметно-развивающая среда финансовой грамотности)

C:\Users\user\Desktop\IMG_2735.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG_3606.jpg

Выполнив все задания, позвоните по номеру 5 4 3 2 1, запомнили? И меня отпустят.  Ваш друг Буратино».

Воспитатель: А вот и те самые мошенники! (воспитатель показывает картинку кота и лисы)

C:\Users\user\Desktop\9bf6ec23-6bf2-4daf-8818-53b47b2f19a1.jpg

Ребята, поможем? Вы не испугались трудностей? Пройдемте в наш Банк, где должны быть задания.

Дети вместе с воспитателем идут в Банк. Воспитатель с детьми  выбирают «банкира», кто будет открывать кошельки с помощью считалочки (по возможности можно ребенку создать образ сотрудника Банка):

Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

Воспитатель: Вот и кошельки! («банкир» открывает кошелек, внутри указано число, которое он озвучивает всем).

C:\Users\user\Desktop\e3609053-464f-4f76-a1bd-f7d94cc7e34b.jpg

Что же это значит? Не пойму, ребята, вы догадались?  Посмотрите, вокруг  ничего не замечаете? (в группе  подготовлены листы с заданиями, которые пронумерованы. Дети подходят к листу с соответствующим числом, который достал «банкир» с кошелька.  Воспитатель читает задание).

 Здесь написано задание - отгадайте загадки.

  1. И врачу и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

  1. Было б охота,

Найдется любая…(работа)

  1. Сколько купили вы колбасы

Стрелкой покажут вам точно…(весы)

  1. Люди ходят на базар,

Там дешевле весь…(товар)

  1. Эта резвая купчиха,

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает

От разной техники до хлама.

Продаж не будет без …(реклама)

  1. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине …(копилка)

  1. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Воспитатель: Справились! Молодцы! Идем дальше открывать кошелек. («банкир» открывает следующий кошелек)

Подходим, где же это число в группе, и узнаем, что за задание нас ждет! (воспитатель читает задание)

Воспитатель: Ребята, нас спрашивают, знаем ли мы такое слово - бюджет? (ответ детей)

Нам нужно присесть. (дети рассаживаются)

Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи трех поросят.

«Подружились как-то волк, Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф  и стали жить вместе (воспитатель показывает картинки персонажей м/ф). И все у них получалось. Наф-Наф на работу водителем устроился, получал за это….что?

Дети: Наф-Наф получал зарплату.

Воспитатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама.

Воспитатель: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу, за труд (воспитатель просит рассказать детей ранее выученное стихотворение)

Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

Воспитатель: Ниф-Ниф начал учиться  в колледже, чтобы стать поваром. За хорошую учебу Ниф-Нифу платили, как вы думаете что?

Дети: Ниф-Нифу за учебу платили стипендию (воспитатель просит рассказать детей ранее выученное стихотворение)

Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

Воспитатель: Правильно, молодцы. Волк уже не работал, в молодости он много трудился, а сейчас ведет домашнее хозяйство и получает по старости …. Что?

Дети: Волк получает пенсию (дети читают стихотворение)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

Воспитатель: Все молодцы. Однажды Нуф-Нуф тоже придумал себе занятие - он посадил огород. Огород принес богатый урожай. Овощей было столько много, что Нуф-Нуф решил их продавать на рынке.  От продажи овощей ему давали за это…что?

Дети: продавая овощи, Нуф-Нуф получал деньги.  (дети читают стихотворение)

Деньги к денежкам кладут,

Через труд они придут,

В кошелек ты их сложи

И побольше накопи!

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Волка, если Нуф-Нуф будет продавать овощи?

Дети: доход будет больше.

Воспитатель: Ребята, скажите,  что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.  

Воспитатель: Все заработанные деньги семьи Волка – это бюджет семьи. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше и открыть следующий кошелек. («банкир» открывает кошелек)

Воспитатель: Внутри число… Подходим, где оно в группе и узнаем, что за задание нам нужно выполнить. (воспитатель читает задание)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что наделали эти мошенники кот Базилио и лиса Алиса! Они разрезали картинки! Нам нужно собрать их, но перед этим выполнить  пальчиковую игру «Будем денежки считать». (на столе лежат разрезанные картинки на каждого ребенка, дети вместе с воспитателем собирают их).

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы) 

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим кушать и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак,  согнув все пальцы).

C:\Users\user\Desktop\0de77ee1-b2fb-49a4-87ba-f509deae7fb4.JPG

(Воспитатель вместе  с детьми тоже собирает картинку. Кто из детей собрал быстрее, может  помочь остальным, кто попросит помощь)

  C:\Users\user\Desktop\9e61285d-d995-44e5-996e-6756c599d602.JPG
C:\Users\user\Desktop\41be4e09-3e9a-4ed2-97f0-51b90ff0f646.JPG

Воспитатель: Собрали? Посмотрите, что у нас получилось? Что это?

Дети: это деньги!

Воспитатель: Что это за деньги? Как в нашей стране называются деньги?

Дети: Рубли!

Воспитатель: А каждый знает,  какую денежку он собрал? (дети вместе с воспитателем разбирают номиналы собранных ими денег).

Посмотрите, что собрала я!? Какой-то дом вокруг денег? Что это?

Послушайте загадку:

В этом доме все бывает

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за здание, скажи?

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в…(банке).

Дети: Это банк. Вы знаете что это, что там делают? Для чего он нужен? (ответы детей)

Воспитатель: Банк – это дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, оплатить разные услуги, перевести деньги, оформить и получить банковскую карту, заменить поврежденные деньги и еще многое другое, что связано с деньгами. Когда мы станем постарше, то обязательно отправимся туда на экскурсию.  Запомнили новое слово банк и для чего он нужен? (ответы детей)

 Воспитатель: Молодцы, справились! Отправляемся дальше, открывать последний кошелек. («банкир» открывает кошелек, называет число  и передает его воспитателю)

Воспитатель: Подходим, где это же число в группе, и узнаем, что за задание нас ждет! (воспитатель читает задание)

Здесь нас просят рассказать пословицы и поговорки про труд и деньги, которые мы знаем. Расскажем? (дети рассказывают ранее выученные пословицы и поговорки).

  • Какой работник, такая и зарплата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Деньги любят счет.
  • Накопи потом купи.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Копейка рубль бережет.
  • Для добра трудиться - есть чем похвалиться.
  • Если идет работа, спать неохота.
  • Любишь кататься - люби и саночки возить.
  • Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  • Доход не живет без хлопот.
  • Время - деньги.
  • Землю красит солнце, а человека труд.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Справились! Все задания выполнены! Пора звонить!

Теперь нам понадобится телефон, вспоминаем номер, по которому мы должны позвонить и сказать что мы справились и пора отпустить нашего безграмотного и доверчивого Буратино.  (воспитатель берет телефон)

Базилио и Алиса, ребята очень потрудились, все задания выполнили,  пора бы отпустить Буратино. Мы справились! (вбегает переодетый Буратино, либо используется игрушка, благодарит детей, за то что выручили его и обещает вновь не попадать в неприятные ситуации).

Рефлексия: какое задание понравилось больше всего? Что было самым сложным? Вы готовы приходить на помощь еще? (рефлексию желательно провести Буратино)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в старшей группе тема: "Путешествие в мир часов"

Цели: Познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы.Задачи: Формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение  устанавливать связь между разнообразием часов и по...

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группе тема: "Откуда пришла книга?"

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги....

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в средней группе тема: "В стране магистралии"

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения.Показать детям - важные дорожные знаки, рассказать об автобусе, как о транспортном средстве.Напомнить детям о главном помощнике ...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности Юные экономисты

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...

Конспект открытого занятия по проектной деятельности «Мойдодыр» с детьми первой младшей группы

Конспект открытого занятия по проектной деятельности «Мойдодыр» с детьми первой младшей группы подготовила воспитательпервой младшей группы Зорькина И.П. Тема: «Накроем стол для...

Открытое занятие по проектной деятельности "Речевой этикет

Цель: закрепить знания детей о речевом этикете.Задачи:Закрепление знания правил поведения в общественных местах.Закрепление знаний формул вежливости.Развитие культурно-речевого воспитания.Формировать ...