Открытое занятие по проектной деятельности "Маленький экономист"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.
Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников. Познакомить детей с новым словом банк и его назначением. Развивать у детей речь, сообразительность, воспитывать любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_konkursa.docx | 958.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к методической разработке
«По дорожкам финансовой грамотности».
Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.
Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников. Познакомить детей с новым словом банк и его назначением. Развивать у детей речь, сообразительность, воспитывать любознательность.
Задачи:
- Способствовать формированию и развитию финансово-экономической культуры.
- Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
- Обучать детей решению экономических задач.
- Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
Предварительная работа:
- Беседы и чтение рассказов о бюджете семьи, о профессиях, о денежном вознаграждении за труд в виде денег.
- Просмотр презентации о деньгах. Изучение их номинала.
- Просмотр м/ф «Золотой ключик, или приключения Буратино» (рекомендации родителям к совместному просмотру на досуге).
- Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Такси».
- Чтение художественной литературы С.В. Михалков «Три поросенка»; раскрытие смысла понятий экономики и трудолюбия.
- Заучивание пословиц и стихотворений по теме, разъяснение их смысла.
Конспект занятия «По дорожкам финансовой грамотности»
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости, они принесли какой-то конверт, который нашли у двери нашей группы, наверное, в нем письмо. (воспитатель показывает конверт)
Гостям стало очень любопытно, что в конверте, поэтому я пригласила их к нам, чтобы они тоже посмотрели, что же находится в конверте. Ребята, а вам интересно, что же внутри? Посмотрим?
(Воспитатель открывает конверт, зачитывает письмо)
«Дорогие ребята, спасите! Из-за того, что я ленился, не хотел учиться - от этого я безграмотный, но я очень добрый и веселый друг. Если вы меня выручите, я обещаю стать умным, трудолюбивым, буду заниматься, начну ходить в школу. Сейчас я попал в беду, меня обманули кот Базилио и лиса Алиса, заманили, обокрали, привязали к дереву и не отпускают! Выручайте! В вашем Банке есть кошельки. В них подсказки, что нужно делать. (в группе оформлена предметно-развивающая среда финансовой грамотности)
Выполнив все задания, позвоните по номеру 5 4 3 2 1, запомнили? И меня отпустят. Ваш друг Буратино».
Воспитатель: А вот и те самые мошенники! (воспитатель показывает картинку кота и лисы)
Ребята, поможем? Вы не испугались трудностей? Пройдемте в наш Банк, где должны быть задания.
Дети вместе с воспитателем идут в Банк. Воспитатель с детьми выбирают «банкира», кто будет открывать кошельки с помощью считалочки (по возможности можно ребенку создать образ сотрудника Банка):
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Воспитатель: Вот и кошельки! («банкир» открывает кошелек, внутри указано число, которое он озвучивает всем).
Что же это значит? Не пойму, ребята, вы догадались? Посмотрите, вокруг ничего не замечаете? (в группе подготовлены листы с заданиями, которые пронумерованы. Дети подходят к листу с соответствующим числом, который достал «банкир» с кошелька. Воспитатель читает задание).
Здесь написано задание - отгадайте загадки.
- И врачу и акробату
Выдают за труд …(зарплату)
- Было б охота,
Найдется любая…(работа)
- Сколько купили вы колбасы
Стрелкой покажут вам точно…(весы)
- Люди ходят на базар,
Там дешевле весь…(товар)
- Эта резвая купчиха,
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает
От разной техники до хлама.
Продаж не будет без …(реклама)
- Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине …(копилка)
- Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Воспитатель: Справились! Молодцы! Идем дальше открывать кошелек. («банкир» открывает следующий кошелек)
Подходим, где же это число в группе, и узнаем, что за задание нас ждет! (воспитатель читает задание)
Воспитатель: Ребята, нас спрашивают, знаем ли мы такое слово - бюджет? (ответ детей)
Нам нужно присесть. (дети рассаживаются)
Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи трех поросят.
«Подружились как-то волк, Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф и стали жить вместе (воспитатель показывает картинки персонажей м/ф). И все у них получалось. Наф-Наф на работу водителем устроился, получал за это….что?
Дети: Наф-Наф получал зарплату.
Воспитатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Дети: папа, мама.
Воспитатель: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу, за труд (воспитатель просит рассказать детей ранее выученное стихотворение)
Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
Воспитатель: Ниф-Ниф начал учиться в колледже, чтобы стать поваром. За хорошую учебу Ниф-Нифу платили, как вы думаете что?
Дети: Ниф-Нифу за учебу платили стипендию (воспитатель просит рассказать детей ранее выученное стихотворение)
Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
А мне мороженое!
Воспитатель: Правильно, молодцы. Волк уже не работал, в молодости он много трудился, а сейчас ведет домашнее хозяйство и получает по старости …. Что?
Дети: Волк получает пенсию (дети читают стихотворение)
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
Воспитатель: Все молодцы. Однажды Нуф-Нуф тоже придумал себе занятие - он посадил огород. Огород принес богатый урожай. Овощей было столько много, что Нуф-Нуф решил их продавать на рынке. От продажи овощей ему давали за это…что?
Дети: продавая овощи, Нуф-Нуф получал деньги. (дети читают стихотворение)
Деньги к денежкам кладут,
Через труд они придут,
В кошелек ты их сложи
И побольше накопи!
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Волка, если Нуф-Нуф будет продавать овощи?
Дети: доход будет больше.
Воспитатель: Ребята, скажите, что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.
Воспитатель: Все заработанные деньги семьи Волка – это бюджет семьи. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше и открыть следующий кошелек. («банкир» открывает кошелек)
Воспитатель: Внутри число… Подходим, где оно в группе и узнаем, что за задание нам нужно выполнить. (воспитатель читает задание)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что наделали эти мошенники кот Базилио и лиса Алиса! Они разрезали картинки! Нам нужно собрать их, но перед этим выполнить пальчиковую игру «Будем денежки считать». (на столе лежат разрезанные картинки на каждого ребенка, дети вместе с воспитателем собирают их).
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим кушать и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
(Воспитатель вместе с детьми тоже собирает картинку. Кто из детей собрал быстрее, может помочь остальным, кто попросит помощь)
Воспитатель: Собрали? Посмотрите, что у нас получилось? Что это?
Дети: это деньги!
Воспитатель: Что это за деньги? Как в нашей стране называются деньги?
Дети: Рубли!
Воспитатель: А каждый знает, какую денежку он собрал? (дети вместе с воспитателем разбирают номиналы собранных ими денег).
Посмотрите, что собрала я!? Какой-то дом вокруг денег? Что это?
Послушайте загадку:
В этом доме все бывает
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за здание, скажи?
Будут целыми как в танке,
Сбереженья ваши в…(банке).
Дети: Это банк. Вы знаете что это, что там делают? Для чего он нужен? (ответы детей)
Воспитатель: Банк – это дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, оплатить разные услуги, перевести деньги, оформить и получить банковскую карту, заменить поврежденные деньги и еще многое другое, что связано с деньгами. Когда мы станем постарше, то обязательно отправимся туда на экскурсию. Запомнили новое слово банк и для чего он нужен? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, справились! Отправляемся дальше, открывать последний кошелек. («банкир» открывает кошелек, называет число и передает его воспитателю)
Воспитатель: Подходим, где это же число в группе, и узнаем, что за задание нас ждет! (воспитатель читает задание)
Здесь нас просят рассказать пословицы и поговорки про труд и деньги, которые мы знаем. Расскажем? (дети рассказывают ранее выученные пословицы и поговорки).
- Какой работник, такая и зарплата.
- Дело мастера боится.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
- Труд кормит, а лень портит.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
- Деньги любят счет.
- Накопи потом купи.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Копейка рубль бережет.
- Для добра трудиться - есть чем похвалиться.
- Если идет работа, спать неохота.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
- Доход не живет без хлопот.
- Время - деньги.
- Землю красит солнце, а человека труд.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Справились! Все задания выполнены! Пора звонить!
Теперь нам понадобится телефон, вспоминаем номер, по которому мы должны позвонить и сказать что мы справились и пора отпустить нашего безграмотного и доверчивого Буратино. (воспитатель берет телефон)
Базилио и Алиса, ребята очень потрудились, все задания выполнили, пора бы отпустить Буратино. Мы справились! (вбегает переодетый Буратино, либо используется игрушка, благодарит детей, за то что выручили его и обещает вновь не попадать в неприятные ситуации).
Рефлексия: какое задание понравилось больше всего? Что было самым сложным? Вы готовы приходить на помощь еще? (рефлексию желательно провести Буратино)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по проектной деятельности в старшей группе тема: "Путешествие в мир часов"
Цели: Познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы.Задачи: Формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и по...
Конспект открытого занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группе тема: "Откуда пришла книга?"
Задачи:Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги....
Конспект открытого занятия по проектной деятельности в средней группе тема: "В стране магистралии"
Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения.Показать детям - важные дорожные знаки, рассказать об автобусе, как о транспортном средстве.Напомнить детям о главном помощнике ...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности Юные экономисты
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...
Конспект открытого занятия по проектной деятельности «Мойдодыр» с детьми первой младшей группы
Конспект открытого занятия по проектной деятельности «Мойдодыр» с детьми первой младшей группы подготовила воспитательпервой младшей группы Зорькина И.П. Тема: «Накроем стол для...
Открытое занятие по проектной деятельности "Речевой этикет
Цель: закрепить знания детей о речевом этикете.Задачи:Закрепление знания правил поведения в общественных местах.Закрепление знаний формул вежливости.Развитие культурно-речевого воспитания.Формировать ...