Конспект открытого занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группе тема: "Откуда пришла книга?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Садикова Ирина Борисовна

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения книги.

Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.

Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkuda_prishla_kniga.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №1376 дошкольное отделение №1

Конспект открытого занятия

в подготовительной к школе группе по проектной деятельности

 Тема: «Откуда пришла книга?»

Воспитатель: Садикова И. Б.

Москва 2018-2019 гг

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения книги.

Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.

Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к книгам.

Материалы: старинные книги, слайды.

Ход занятия.

Дети заходят, выстраиваются полукругом лицом к гостям. Здороваются с гостями. Слушают вступительное слово воспитателя стоя.

Сегодня мы представим нашим гостям наш долгосрочный проект «Откуда пришла книга?», отправимся с вами в путешествие по стране книг, расскажем, какими были первые книги, и как они изменились в наши дни. Во время путешествия на вашем пути будут встречаться задания, которых нужно будет выполнить. Вы готовы? 

Ребята занимайте на места. Отправляемся в путешествие.

1. Первая станция. (появляется слайд с глиняной дощечкой)

Скажите, о чем говорит нам эта картинка?

Она как-то связна с книгами? (Рассказ детей о глиняных книгах: Наши предки были людьми изобретательными, они стали использовать для изготовления первых книг всё то, что предлагала им окружающая природа. Материал для письма жители находили буквально у себя под ногами — это была глина. Простые люди плели свои жилища из тростника и обмазывали их глиной, из глиняных кирпичей были сделаны и огромные дворцы-храмы. Из глины делали посуду. Неудивительно, что и книги стали делать из глины. Эти книги не были похожи на современные. На ещё влажной и мягкой глиняной дощечке писец острой палочкой выдавливал слова-значки. Потом эту дощечку сушили и обжигали. Одна страница глиняной книги была такой толстой, как теперь вся книга. Хранили их в больших деревянных ящиках.)

(Появляется слайд - фото с поделками детей) (Можно буквально немножко освежить память, о вашей работе по этому слайду).

Ребята, помните! Мы с Вами делали глиняные таблички и наносили стекой значки и символы.

Молодцы! Следуем дальше. Вам уже известно, что немного позже люди перестали рисовать символы на глине. И придумали замечательные палочки и крючочки. Как мы их называем? (Буквы) Как называется набор букв от А до Я? (Алфавит) Правильно. Давайте вспомним алфавит, который мы с вами сделали.

Слайд с алфавитом

Ребята, скажите

Сколько букв в алфавите? (В алфавите 33 буквы)

Сколько гласных? (В алфавите 10 гласных букв)

Сколько согласных? (В алфавите 21 согласная буква)

 

Ребята нам предстоит выполнить непростое задание:

Давайте определим сколько слогов в словах:

- ЗВУК (давайте проверим 1 хлопок)

- ГЛИНА (давайте проверим 2 хлопка)

- АЛФАВИТ (давайте проверим 3 хлопка)

- БУКВА (давайте проверим 2 хлопка)

Хорошо. Молодцы. И с этим задание справились.

Появляется слайд «Фото папируса»

О чем говорит нам эта картинка? Что изображено ?(травянистое растение-папирус)

Оно как-то связано с книгой?

Где встречались такие книги? (В Египте)

Кто-то сможет о них рассказать? (Папирус так называлось растение, которое собиралось по берегам Нила. Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Несколько таких “книг” укладывали в ящики.)

Слайд «Египетские папирусные свитки».

Я предлагаю Вам выполнить еще одно задание. Давайте попробуем разобрать слово КНИГА.

  • В первую очередь вспомним, на какие две группы делятся все звуки?
  • А вот согласные звуки все одинаковые? На какие типы делятся согласные звуки? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким -твердые, каким-мягкие согласные? Как мы проверяем звонкий звук или глухой?
  • Разбор слова: Произнесите слово. Сколько в слове слогов? Звуков?

Назовите первый звук. Что это за звук? (дать полную характеристику каждому звуку, обозначая их фишками соответствующего цвета). Еще раз разделить слово на слоги, обозначить их лигами.

Хорошо, ребята с этим заданием мы с вами справились (дать оценку по ситуации).

Давайте поиграем в игру «Будь внимателен!»

Вам нужно встать. Когда я называю гласную (вы поднимаете руки вверх), когда согласную (руки вниз), когда слово (вы обнимаете себя), когда непонятный звук (топаете).

Предлагаю продолжить наше путешествие.

Скажите, а наши с вами предки на чем писали? Что использовали в качестве хранения информации? (Наши предки писали на бересте.)

А это как? (Береста - это верхний, эластичный слой березовой коры. Со спиленного дерева бересту необходимо снимать, когда бревно еще не подсохло, имеет гибкую, не очень твердую кожуру)

А чем они писали? (Писали железной острой палочкой)

Давайте проверим? Появляется слайд

Появляется слайд с берестяными грамотами.

Кто сможет сказать, на чем еще писали наши предки? (На коже животных)

Как называется такой материал? (пергамент)

Да это так.

Слайд «Пергаментная книга»

Расскажите ребята, а почему пергамент был лучше бересты, почему стали его использовать?

(Пергамент был прочнее папируса и бересты, и на нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент сгибали вчетверо, а потом сшивали. Обложку делали из дерева и обтягивали кожей. С этого времени появились первые многостраничные книги)

Слайд «Современная книга» 

Ребята, скажите! Какой же материал все-таки стал использоваться для изготовления современных книг?  (бумага)

Кто изобрел бумагу и где? (Как мы с Вами знаем, изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь, для изготовления бумаги в то время использовались растительные волокна)

 А как раньше изготавливали бумагу? (делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. Бумага варилась из размолотых тряпок, древесного корья, крапивы, водорослей, камыша. За день получали немного бумаги)

 Со временем увеличилось число людей, владеющих грамотой и спрос на книги возрос. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. И тут решили испробовать для производства бумаги -дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева. И что появилось потом? (печатный станок)

Правильно, ребята.

Слайд «Первый печатный станок»

Расскажите ребята, а кто первым придумал такой станок? (немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок.)

Как он работал? (Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, предложения, строки, страницы. На набранную страницу подавали краску и накладывали лист бумаги, а затем, все это попадало под пресс. И на листе отпечатывалась набранная страница текста или картинка) Да, действительно- механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг.

Ребята, вот Вам еще задание!

А что такое предложение? (набор слов, в котором есть какая-то законченная мысль)

Ой, слова в предложениях все перепутались, я Вам их читаю, а Вы исправьте пожалуйста, составьте их правильно.

  1. Глина стали делать книги.
  2. Глиняная табличка писать острая палочка.
  3. Книга папирус появились Египет.

Спасибо Вам за помощь! Мы с вами совместно быстро справились и с этим заданием.

Перелагаю остановиться и размяться.

Физкультурная минутка:

«КНИГА»

Открывай скорее книжку! (развести руки в разные стороны)

В книжке мошка, мышка, мишка, (помахать руками, пошевелить хвостиком, походить как мишка)

В книжке мячик круглый бок, (показать круглый мяч)

Вверх, вниз, прыг, скок. (попрыгать на месте)

В книжке зонт, открой и пой, (руки над головой)

Дождь льет, а ты сухой! (махи прямыми руками вверх, вниз)

Киска в книжке близко- близко (ладошками сделать ушки)

На цветной картинке киску (развести руки в разные стороны)

Долго глажу я рукой-  

Ведь у киски мех такой(гладить поочередно одну и другую руки)

Отлично, садитесь. Продолжаем  путешествие

Ребята, где хранятся книги? (Книги хранятся в книжных шкафах, в библиотеке).

Слайд с библиотеками (Домашняя, городская, Библиотека имени Ленина)

Если шкафы с книгами находятся дома.

Как мы называем такую библиотеку (Домашняя библиотека). Да.

А если Библиотека находится в городе, то это? (Городская библиотека)

Как называется библиотека, находящаяся в школе? (Школьная библиотека)

Как называется самая большая библиотека Москвы? (библиотека имени Ленина)

Есть городские библиотеки.  А есть огромные библиотеки, где храниться много-много книг-это мировые библиотеки. В них хранятся редкие книги. А как вы думаете, где хранятся самые редкие и дорогие книги? (В музеях)

Завершить путешествие здесь  и показать инсценировку стихотворения

1. У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.

2. Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две!  

1. Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.

2. У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова выдран лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.

1. В географии Петрова нарисована корова
И написано: “Сия География моя.
Кто возьмёт её без спросу, тот останется без носу”.

2. “Как нам быть?” - спросили книжки –
“Как избавиться от Гришки?”  (
ребенок держит рваную книгу, сделать вывод, анализ сценки и перейти к практической части).

Анализ: Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу, а вот изготовить книгу намного сложнее, очень много людей участвуют в этом процессе. И я предлагаю Вам попробовать сейчас изготовить свою собственную книжечку. Проходите к столам, занимайте места.

На этом наше путешествие заканчивается Практическая часть занятия.

Изготовление книжечки.

Материалы:

Клей ПВА, тканевые полоски, обложка из цветного картона, листы бумаги (скрепленные заранее), название книги (напечатанное на листе бумаги), кисти, салфетки.

Ход работы:

1.Рассказать последовательность предстоящей работы

- Нанести клей ПВА на ткань. К ткани приложить части обложки. Оставив небольшое расстояние на ткани между двух частей обложки. Подогнуть, верхнюю и нижнюю части ткани. Нанести на обложку клей ПВА. Хорошо промазывая края. Аккуратно приклеить первую и последнюю странички книжки к обложке. (Салфеткой аккуратно убрать лишний клей)  

2. Выполнение работы детьми. (При необходимости помочь детям)

Вот и подошло наше путешествие в историю возникновения книги. Вам понравилось

наше путешествие?

- Как выглядели первые книги?

- Из чего делали первые книги?

- Почему книги, написанные от руки. Были редкостью, и их трудно было купить?

- Из каких частей состоит книга?

- Где хранятся книги?

- Как надо относиться к книгам?

Спасибо всем за внимание и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...

Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"

Тема занятия: "Свойства воздуха".Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной  к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов....

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Извержение вулкана»

Цель:Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....