Тематический план мероприятий по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Тематический план мероприятий по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»
Воспитатели: Голышкина Р.В., Тарасова Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план мероприятий по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Малинка»
Воспитатели: Голышкина Р.В., Тарасова Е.В.
№ | Тема | Педагогические средства | Оборудование | Сроки проведения |
Входная диагностика | Беседа, упражнения, работа с | Сентябрь | ||
1. «Финансовая азбука» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:
| ||||
1 | Что такое потребности? Потребности семьи | Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» | Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?» | Сентябрь |
2 | Что необходимо человеку? | Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?». | |
2. «Труд» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
| ||||
1 | Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши. | Октябрь |
2 | Путешествие в страну профессий | Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. | |
3. «Товар. Результаты труда человека» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи:
| ||||
1 | «Кто что делает?» | Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. | Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук. | Ноябрь |
2 | Что такое товар? Обмен и покупка товаров | Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. | Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран. | |
4. «Деньги» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
| ||||
1 | Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | Декабрь |
2 | «Достоинство монет и купюр» | Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку» | Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. | |
3 | «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» | Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка | |
5. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
| ||||
1 | «Семейный бюджет» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | Январь |
2 | Как приходят деньги в семью, азбука доходов | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. | |
6. «Семейные доходы и расходы» Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Задачи:
| ||||
2 | «Семейный бюджет и расходы семьи» | Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы». | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка, | Февраль |
3 | «Азбука юного финансиста» | Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. | |
7. «Юные финансисты» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего». | Март |
2 | «Юные финансисты» | Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. | Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек, | |
8. «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине? | Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. Экскурсия. | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров | Апрель |
2 | «По страницам сказки «Цветик-семицветик» | Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами. Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки. | Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы. | |
3 | «Магазин «Детский мир» | Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару» | Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники». | |
9. Страна «Экономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. | Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги. | Май |
2 | «Веселая ярмарка» | Ролевая игра. | Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры). | |
3 | «Путешествие в страну «Экономград» | Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. | Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиапроектор, экран. | |
Диагностика на конец учебного года | май |
Приложение
Работа с родителями
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей. | сентябрь |
2 | Консультации и рекомендации для родителей. «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | октябрь |
3 | Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» | ноябрь |
4 | Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». | декабрь |
5 | Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». | январь |
6 | Консультация « Правила карманных денег» | февраль |
7 | Посещение открытого мероприятия | март |
Буклет «Советы финансового воспитания» | апрель | |
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2022-2023 учебный год. | май |
Картотека игр по финансовой грамотности
(для детей 4-7 лет)
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра Услуги и товары
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.
Практика «Самостоятельная покупка»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1099457-1547013582.jpg)
Примерный календарно-тематический план работы на неделю с детьми старшей группы
ПЛАН РАБОТЫ НА третью НЕДЕЛЮ Декабря 2018 ТЕМА: « Зимние забавы!»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1171208-1571451311.jpg)
Комплексно-тематический план по музыкальной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Осень в гости к нам пришла».
Отражено планирование музыкальной деятельности по данной теме со сценарным планом итогового мероприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1086294-1574684717.jpg)
Тематический план работы по ОБЖ с детьми старшей группы
Тематический план работы по безопасности жизнедеятельности с детьми старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-994175-1515691497.jpg)
Образовательная деятельность по финансовой грамотности с детьми старшей группы "Что такое деньги и для чего они нужны?"
Закрепление представлений детей о том, для чего нужны деньги, что можно и что нельзя на них купить; расширение представлений детей о том, за какую работу платят зарплату, а за ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/15/picture-724313-1665800521.jpg)
Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми старшей группы «Экономический цветик-семицветик»
Конспект КВН по развитию финансовой грамотностис детьми старшей группы«Экономический цветик-семицветик»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1035472-1675673502.jpg)
Квест - игра по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Покупка билета до Простоквашино»
Квест - игра по финансовой грамотности с детьми старшей группы «Покупка билета до Простоквашино»Цель: создание необходимой мотивации для повышения знаний детей о финансовой грамотности.Зад...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-865689-1481558656.jpg)
Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
№ п/пДатаТема, программное содержаниеВиды самостоятельной деятельности детей. 01.09Диагностика 08.09Диагностика 15.09Диагностика 22.09Труд-продуктПрограммно...