Информационно- ролевая проектная работа "Экскурсия- путешествие по городу Эконом- Град" в старшей группе, по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Данная работа основана на применении экономических понятий, знаний в игровой форме. Исследование применения экономических зачатков мышления дошкольников в процессе ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»-

структурное подразделение

с. Малоенисейское, Бийского района

ИНФОРМАЦИОННО- РОЛЕВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Экскурсия- путешествие по городу Эконом- Град»

в старшей группе

по финансовой грамотности

Автор проекта:

Чеботарёва Л.М., воспитатель

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

Участники: Чепрасова А.И.

старший воспитатель

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение,

воспитанники старшей группы

Малоенисейское- 2022

Паспорт проектной работы

Название проекта

«Экскурсия- путешествие по городу Эконом Град»

Авторы проекта

Чеботарёва Л.М.

Участники проекта

Чепрасова А.И., воспитанники старшей группы

Этапы работы над проектом

  1. Теоретическая часть;
  2. Практическая часть;
  3. Заключение.

Краткое описание

Данная работа основана на применении экономических понятий, знаний в игровой форме. Исследование применения экономических зачатков мышления дошкольников в процессе ролевой игры.

Вид проекта

Познавательный  

Тип проекта

Информационно- ролевой

Срок реализации проекта

Краткосрочный

Цель проекта

Формирование зачатков экономического мышления дошкольников через игровые методы для воспитания экономически социально- адаптированной личности.

Задачи проекта

1. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2. Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. Развивать экономическое мышление у детей; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах;

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Необходимое оборудование

Счетные палочки, корзина с товарами из сказок: туфелька, книга «Красная шапочка», стрела, воздушный шарик, золотой ключик и т.д.; гном Эконом, банк, рынок с овощами, фруктами; пруд с лягушкой, лилиями, камнями и предметами для рыбалки. Голубая ткань для имитации пруда.

Предполагаемый продукт проекта

Фотоотчет. Ролевая игра: экскурсия по городу Эконом- Град

Оглавление

Введение        5

Глава I. Теоретическая часть        8

1.1. Знакомство с историей возникновения денег…............................................8

1.2. Организационный этап проекта        14

Глава II. Практическая часть        16

2.1. Практический этап проекта        16

2.2. Заключительный этап проекта        16

Заключение        17

Список литературы        19

Приложение………………………………………………………………………20

Введение

Актуальность и социальная значимость.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Новизна: Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации. Нами было принято решение обучать детей финансовой грамотности в совместных видах деятельности.

Объект проекта- финансовая грамотность

Предмет проекта- воспитательно- образовательный процесс по формированию экономического мышления

Цель: Формирование зачатков экономического мышления дошкольников через игровые методы для воспитания экономически социально- адаптированной личности.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

2. Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. Развивать экономическое мышление у детей; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах;

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические: изучение литературы по данной проблеме, анализ собранного материала, обобщение.                                                                                                                  

Эмпирические: наблюдение

Практические: сюжетно- ролевые игры и т.д.

Практическая значимость: собранный материал может быть использован на занятиях по формированию элементарных математических представлений, как дополнительный материал к занятиям по познавательному развитию, а также в повседневной жизни.

Глава I. Теоретическая часть

  1. Знакомство с историей возникновения денег

Деньги – неотъемлемая часть нашей жизни. История денег для детей позволит не только узнать, когда появились первые монеты, но и познакомит юных исследователей с разными видами денежных единиц, которыми пользовались наши предки.

ЧТО БЫЛО ДО ДЕНЕГ

 Сложно поверить, но было такое время, когда человечество вообще не знало, что такое деньги.  И люди получали те или иные вещи, путем обмена. Первобытное общество жило в условиях натурального хозяйства. Это значит, что практически все, что нужно для жизни производилось внутри одного племени или рода. Однако в скором времени стало понятно, что каждое племя имеет какую-то свою специализацию. Кто-то жил в лесах и мог заготавливать мясо и шкуры зверей, кто-то обитал рядом с соляными карьерами и мог добывать соль. Одни племена лучше изготавливали топоры и стрелы, а другие – горшки и глиняную посуду.

Монеты и камни

В итоге люди начали заключать союзы и производить обмен товарами. Выработались определенные правила меновой торговли. Например, за один топор можно было получить 10 стрел, а за одну овцу – 2 копья. Меновая торговля развивалась, и постепенно появились первые эквиваленты денег.

Это были яркие блестящие украшения, изготовленные из кусочков янтаря, ракушек, серебра и золота. В древние времена считалось, что чем больше на человеке подобных украшений, тем выше его статус, поэтому многие люди с удовольствием обменивали свои товары на подобные украшения.

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ВМЕСТО ДЕНЕГ

 Итак, со временем люди пришли к мысли о том, что необходим какой-то эквивалент, на который можно было бы обменять любой товар. У каждого народа была своя особая валюта:

- у жителей Австралии и Океании – морской жемчуг или крупные ракушки;

- в Южной Америке – какао-бобы;

- в Индокитае, а также в Африке, Индии и на островах Тихого океана – ракушки каури;

- в Новой Зеландии – гладкие камни, имеющие в середине небольшое отверстие;

- на Аляске и в Сибири – шкуры ценных пушных зверей.

В ряде регионов заменой денег стали специи, например, соль. В древней Месопотамии первая разменная единица называлась «шекель». Один шекель был равен 180 ячменным зернышкам. Таким образом, на любой вид товара можно было выставить цену в шекелях.

Товарные деньги

В Японии богатство человека исчислялось такой единицей, как «коку». Коку – это количество риса, необходимого, чтобы прокормить здорового взрослого человека в течение года. Поэтому, чтобы подчеркнуть богатство человека, про него говорили, что он владеет несколькими десятками тысяч коку.

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ

Все эти деньги были натуральными и их ценность зависела от многих факторов: урожайности, здоровья скота, погодных условий. К тому же то, что было ценным для одного народа, не обязательно являлось такой же ценностью для другого.

Возникновение первых денег тесно связано с увеличением добычи металла. Помимо железа среди людей все большей популярностью стали пользоваться такие металлы, как золото и серебро. Во-первых, они были эффектны и красивы. Во-вторых, встречались гораздо реже железной руды, и их ценность признавали практически все народы. В-третьих, они не ржавели, а значит, дольше хранились.

Первые металлические монеты

Первые деньги были мало похожи на современные. Сначала они изготавливались в виде колец разной величины, затем им просто начали придавать конфигурацию небольших слитков. Позже слитки стали делить на кусочки.

Чаще всего каждый кусочек просто расплющивали молотком. После этого с помощью зубила им начали придавать круглую форму. Вскоре на монетах появились первые оттиски. Для этого на разогретый кружок металла ставился металлический стержень, на конце которого было вырезано определенное изображение. Сверху по стержню ударяли молотком, и на монете получался оттиск с рисунком.

ДРЕВНИЕ ГРЕКИ И НЕ ТОЛЬКО

Самые первые круглые монеты появились в Лидии и Древней Греции примерно в VIII веке до н.э. Они были сделаны из меди и серебра и назывались: обол; талант; мина; драхма; статир.

В Древнем Риме первые монеты из бронзы и меди появились лишь в IV веке до н.э. Затем в 200 г до н.э. им на смену пришли серебряные деньги – денарий и сестерций.

Серебряные деньги

В Древнем Китае единую форму деньги приобрели в III веке до н.э. Это были круглые монеты с квадратным отверстием. Их носили в виде связки на кожаном или шелковом шнурке.

В Древней Индии почти каждый раджа чеканил свои собственные монеты, которые могли быть изготовлены из самых разных материалов: золота, серебра, свинца, меди.

На территориях Малой Азии деньги появились в VI веке до н.э. Они представляли собой круглые диски из золота и серебра, на которых указывался город, где была произведена монета. Это гарантировало ее подлинность и вес. Первые монеты с изображением правителя появились при царе Дарии. Их так и называли «дарики».

НА РУСИ

Изначально эквивалентом денег на Руси выступал скот. Он использовался не только для обмена товарами, но даже для уплаты налогов, поэтому сборщиков податей называли «скотниками». Однако со временем стало понятно, что такая «валюта» весьма неудобна. За скотом нужно было ухаживать, а это дополнительные расходы. Кроме того, в дальние поездки гнать с собой целое стадо было, мягко говоря, неудобно.

Со временем люди перешли на ценные меха, которые после сменили слитки из серебра и золота. Серебряный или золотой слиток весом 400 гр на Руси назывался «гривной». Одна золотая гривна была равна двум серебряным. Она могла рубиться на 2 части, каждая из которых получала соответствующее название – «рубль». Разрубив пополам рубль, можно было получить две полтины, а разделив надвое полтину – два четвертака. За одну серебряную гривну можно было купить на рынке корову.

ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ

Чеканить монеты начали уже при князе Владимире. Золотые монеты назывались златниками, а серебряные – серебряниками. Кроме этих денег на Руси использовались арабские и византийские монеты, так как именно с этими народами русичи вели наиболее активную торговлю.

Монеты древней Пруссии

В период татаро-монгольского ига чеканить монеты перестали и возобновили только после победы в Куликовской битве во время правления Дмитрия Донского.

Что интересно в каждом городе чеканились свои монеты, поэтому нередко рубль московский и новгородский имели разный вес и внешний вид.  В этот период существовало более 20 монетных дворов, каждый из которых выпускал свои деньги.

         В 1534 году была проведена реформа, в результате чего осталось всего три монетных двора: Псковский, Московский и Новгородский. И все они стали выпускать монеты единого образца.
        ДЕНЬГИ СЕГОДНЯ

Самые первые бумажные деньги появились еще в 910 году в Китае, однако они не были так популярны как металлические монеты. Активное распространение хорошо известные всем банкноты получили   только в XVII веке. В 1661 году в Стокгольме выпустили первые купюры и с тех пор они стали неизменными «обитателями» кошельков по всему миру.

Сегодня все больше жителей нашей планеты пользуется новым видом денег – электронными. Это очень удобно. Их не нужно хранить в кошельке, их невозможно потерять и расплачиваясь этой валютой не нужно ждать, пока продавец найдет сдачу.

Электронные деньги – это виртуальные деньги, которые впервые появились в 60-х годах прошлого века. Именно тогда в Америке прошла первая презентация электронного способа расчета. Сегодня виртуальная валюта занимает почти 20% от общей массы денег и с каждым годом эта цифра потихоньку увеличивается.

  1. Организационный этап проекта

1 этап реализации проекта– Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-Создание развивающей среды по теме.

Интеграция образовательных областейпознание, коммуникация, чтение художественной литературы, азы предпринимательства.

Словарная работа: экономика, валюта, доход, банк, бартер, цена.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Материал: гном Эконом, счетные палочки, товар из сказки: хрустальная туфелька, кольцо, воздушный шарик, зеркальце, золотой ключик.

Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий экономии и пополнение словарного запаса детей словами «экономно», «экономично»; беседы «Что такое деньги?», «Покупки», «Семейный бюджет» и т.д.; мультфильмы Смешарики «Золотое яблоко», «Золушка», «Благородное дело», «Советы тетушки Совы» и т.д.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин;

2. Анкетирование;

3. Совместная деятельность детей и родителей – рисование по теме проекта;

4. Беседа «Как я коплю деньги дома».

Планируемые результаты: 

У воспитанников:

- Сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

- Подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Глава II. Практическая часть

2.1. Практический этап проекта

2 этап реализации проекта– Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

2.2. Заключительный этап проекта

3 этап реализации проекта– Заключительный: 

- Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: деловая ролевая игра «Путешествие по городу Эконом- Град» (Приложение 1).

- Фотоотчет по деловой ролевой игре.

Заключение

Итогом проекта явилось создание буклета «История возникновения денег». Обогатилась предметно- развивающая среда посредством проведения деловой ролевой игры- путешествия, альбом с разной номинацией денежных купюр. В группе пополнилась коллекция обучающих презентаций и мультфильмов по финансовой грамоте.

Продукт проекта в приложении 1.

Подведение итогов работы по проекту:

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и воспитателя группы, дети получили знания о значении денег в жизни человека, об истории их появления, приобрели первичный финансовый опыт. У детей сформировалась потребность к познанию истории и своего прошлого.  

Анкетирование и участие родителей в проекте, позволило им получить знания о важности финансового образования детей, поучаствовать в совместной образовательной деятельности с ДОУ.

Педагоги получили опыт по работе с детьми в сфере финансовой грамоты.  Обогатили предметно - развивающую среду группы. Участники совместного проекта приобрели навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

Возможность использования другими педагогами:

        Данный опыт может использоваться другими педагогами ДОУ для работы с детьми по финансовой грамоте, приобщению к миру денег, его истории происхождения.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Перспективы дальнейшего развития проекта: в дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; 

- авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.,

- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Список литературы

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. -С. 3-6.

3. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013. -26 с.

5. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001. -130с.

6. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. -256с.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96с.

9. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/kak-poyavilis-dengi

10. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osnovy-finansovoi-gramotnosti.html

11. https://infourok.ru/proekt-azbuka-finansovoj-gramotnosti-4115314.html

 

Приложение 1

Конспект НОД деловая ролевая игра- путешествие

«Путешествие по городу Эконом- Град»

в старшей группе

Программное содержание:

Цель: Формирование зачатков экономического мышления дошкольников через игровые методы для воспитания экономически социально- адаптированной личности.

Оборудование: макет города Эконом- Град, гном Эконом, корзина со сказочными товарами: красная шапка, стрела, ключ, туфелька, воздушный шарик, гусь, скалка, корзина с подснежниками. Табличка «Городской рынок» (товары: овощи, фрукты, деревянные ложки, матрешка). Табличка «Банк» (купюры и монеты разного достоинства). Счетные палочки. Пруд (камни, кувшинки, лягушка, голубая ткань для пруда. В пруду: Конфеты, игрушка, ложка, туфли, книга

-Дружба, солнце, доброта, день, настроение, торт, здоровье, мама (слова написаны на бумаге).

Ход экскурсии- путешествия:

Воспитатель: Ребята, где вы живёте (в каком селе)? Ответы детей
– Не желаете ли отправиться на экскурсию в 
город Эконом-град? (на столе стоит макет города Эконом- Град).
- отгадайте, с кем мы будем путешествовать:

«Он весёлый, добрый,
Любит денежки считать
И хозяйство возглавлять.
Живёт с нами рядом,
Не тужит
И с экономикой дружит. 
Кто это?» 
(Гном Эконом)

Воспитатель: Во время экскурсии- путешествия вам придётся выполнять задания гнома Эконома. Вы готовы? (ответы детей). Тогда в путь!

Воспитатель:

1 остановка.  Магазин «Сказок»:

- Угадайте как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто на просто …товар.

Магазин «Сказка»: Что такое магазин? Может ли человек купить всё, что ему захочется? Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (предположительные ответы детей)

Воспитатель: У гнома Эконома в корзинке тоже есть товар. Отгадайте, из какой сказки пришёл товар (воспитатель достает товары из корзинки, дети угадывают):

- красная шапка («Красная шапочка»)

- хрустальная туфелька («Золушка»)

- воздушный шарик («Вини Пух и все-все-все»)

- золотой ключик («Сказка о Буратино»)

- стрела («Царевна-лягушка»)

- гусь («Гуси-лебеди»)

- корзина с подснежниками («12 месяцев»)

- скалка («Лисичка со скалочкой»)
Как называется такой обмен товарами другим словом? 
(Бартер)

2 остановка. Городской рынок:

Воспитатель: Тут торговля в самом разгаре. 

Отгадайте загадку:
«Чтобы товар быстрее сбыть со мною надо подружиться. Я буду так товар хвалить, что долго он не залежится. Что это такое? (Реклама)
– Какая бывает реклама? 
(Печатная, видео-, радио-)
– Почему говорят, что реклама - двигатель торговли?
Ребенок: «Рекламировать у нас стало очень модно. Рекламировать можно всё, что угодно: игрушки, костюмы, ботинки, диваны. И кружится голова от этой рекламы».
Воспитатель: Ребенок продаёт мягкую игрушку «Покупайте слона, он без уха и хвоста, С красным длинным языком и оранжевым звонком. Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду-ду»
– Купят такой товар? Почему?
– Да, чтобы товар покупали, нужно его  так хвалить, что не купить его было бы  просто невозможно.

Воспитатель: посмотрите сколько товара на нашем рынке! (несколько детей выбирают себе по товару и пробуют его разрекламировать, чтобы покупатели его купили: деревянные ложки, овощи и фрукты, матрешки).

Отправляемся дальше.

3 остановка. Банк: 

Воспитатель: На нашем пути какое-то учреждение. В нём деньги копят, меняют, там они «растут». Да, –  это банк. Какие бывают деньги? (Ответы детей- Монеты и купюры).
– Да, в каждой стране есть и монеты и купюры. А вот одинаково ли их называют? 
(Нет)
– А как у людей появляются деньги? А за что они их получают? А люди пожилого возраста где берут деньги ведь они не работают? А молодые люди за хорошую учёбу что получают?
– Как называют все деньги, получаемые членами семьи?
(семейный бюджет).

Возле здания банка лежат разновидности монет и купюр. У каждого воспитанника есть возможность назвать достоинство монеты и купюры; и сравнить их между собой, что больше, что меньше).

Физкультминутка.

Деньги очень любят счет.

Человек и тот поймет.

1,2,3,4,5 можно сок купить опять.

6,7,8,9,10 килограмм конфеток взвесить.

Куклу, книгу, карандаш

Не возьмешь ты просто так.

Нужно деньги отдавать

И товар с собою брать.

4 остановка. Бюджетный перекрёсток:

На каждого воспитанника раздаются счетные палочки (за столами).
Воспитатель: задает воспитанникам задачу:

- В семье  трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату 6 тыс. руб. (1000 руб.- 1 счетная палочка). Воспитанники выкладывают 6 палочек в ряд.
Мать работает медсестрой и получает за свой труд 4 тыс. руб. Ниже
выкладывают 4 палочки ряд.

Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает. Выкладывают 0 палочек.
Назовите месячный доход этой семьи. 
(воспитанники складывают все палочки и называют общую сумму - 10 тыс. руб.)
– Какова сумма расходов, если на продукты они тратят 2 тыс. руб.
(убирают 2 палочки из бюджета- действие на вычитание), за оплату берлоги они отдают 3 тыс. руб. (убирают еще 3 палочки), за детский сад 1 тыс. руб. (минус 1 палочка), на лесной автобус 1 тыс. руб. (минус еще 2 палочка), на обновки 2 тыс. руб.(еще минус 2 палочки)?

Воспитатель: сколько потратили медведи средств из семейного бюджета на ежемесячные нужды? (9тыс. руб.).  Считают убранные палочки. Сколько осталось? (1 тыс. руб.)

- Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 тыс. руб.? Почему? Что нужно сделать? Предположительные ответы воспитанников.

5 остановка. Пруд в парке Эконом- Града.  Мы приблизились к парку города Эконом-града. 

- Рядом с парком есть пруд (в пруду камни, кувшинки и лягушка).

- Гном Эконом предлагает нам немного порыбачить. Ловись рыбка и большая, и маленькая. Каждый из вас поймав рыбку назовёт «Что нельзя купить за деньги?». С одной стороны парка лежат купюры, монеты, копилка- «можно купить за деньги». С другой стороны парка купюра нарисованного доллара, перечеркнутая красной линией- «нельзя купить за деньги».

Рыбалка началась: воспитанники выбирают себе любой предмет и определяют можно его купить за деньги или нет. И складывают в определенную сторону от парка.

-Конфеты, здоровье, игрушки, туфли, доброта.

-Дружба, солнце, игрушка, книга, торт (слова написаны на бумаге).

-День, настроение, маму…

6. Рефлексия (подведение итогов):

Воспитатель: Ну вот, наша экскурсия- путешествие по Эконом- Граду подошла к концу.

– Молодцы! Гном Эконом дарит сладкие призы. Но он предлагает вам бартер. На что мы можем обменять сладкие призы?

Дети: обменяем сладкие призы на горшочек с золотом (монетами).

Воспитатель: вам понравилось экскурсия- путешествие?

- что понравилось больше всего?

- что для вас было сложным?

- какие задания были легкими?

Экономика вам очень пригодится в школе. Скажем спасибо Гному Эконому за интересное путешествие.

Приложение 2

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

- для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

- когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

- ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

- чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

- и когда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

- чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

 Приложение 3

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение 4

Сюжетно- ролевые игры по финансовой грамотности со старшими дошкольниками

Организуем постепенный переход к сюжетно – ролевым играм по формированию элементарных экономических понятий (финансовая грамотность). Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?». Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по- разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старуха из сказки Пушкина, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф- Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Суть игры: Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи — не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

 Игра «Услуги и товары». Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры: Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары и Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

- Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

- Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Приложение 5

Практики (рекомендации) родителям по организации и формированию финансовой грамотности дошкольников

Практика «Мини-банк». Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики: Предложите ребенку создать свой «мини- банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини- банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что- то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Таблица расходов». Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики: Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку. Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

Практика «Совместные покупки». Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики: Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Приложение 6

Игровые ситуации по финансовой грамотности старших дошкольников

Игровые ситуации разработаны с помощью рабочей программы по курсу «Тропинка в экономику». Автор: А.Д. Шатова.

 Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Цели игровых ситуаций: - формирование у детей доступных экономических понятий; - воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; - воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них; - воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага.

Некоторые игровые ситуации:

Моя семья. Цель: ознакомление детей с семейной экономикой. В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства. Решаются педагогические задачи: - формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы); - даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда; - ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор; - поясняется причина существования ограниченности; - сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим - потребности и возможности семьи; Используются игры: «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».

Мир денег. Цель: ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы. В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми Решаются педагогические задачи: - формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости; - воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; - даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. - Используются игры: «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».

Мой город. Цель: познакомить детей с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги. Решаются педагогические задачи: - формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий; - учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; - поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; - стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Используются игры «Фермер», «Ателье», «Шофер».

Мир товаров. Цель: познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам. Решаются педагогические задачи: - воспитывать разумные потребности. - развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе; - дать представление о рекламе, о ее назначении; - учить детей правильно воспринимать рекламу: («Не покупай все, что рекламируется.» «Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»); Используются игры: «Рынок», «Ярмарка», «Реклама», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

Долгосрочный творческий проект старшая группа «Солнышко» «Финансовая грамотность»

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника....

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги»

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотностина тему«Деньги»...

Конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности "Путешествие на машине времени"

конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности....

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Конспект НОД с детьми старшей группы по финансовой грамотности «Волшебное путешествие»

Цель: создание необходимой мотивации для повышения знаний детей о финансовой грамотности....

Конспект занятия с детьми старшей группы по финансовой грамотности «Волшебное путешествие"

Конспект занятия с детьми старшей группы  по финансовой грамотности «Волшебное путешествие»Цель: создание необходимой мотивации для повышения знаний детей о финансовой грамотности.Зад...