Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью вне занятий
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 72.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 с.Борисовка»
Перспективный план
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с финансовой грамотностью вне занятий
2021-2022 учебный год
Воспитатель: Карсакова Ирина Григорьевна
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Каким бы ни было наше материальное состояние, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей.
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Очень важен для детей пример родителей. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Помимо информирования о процессах обмена товарами в упрощенном виде, такое обучение ставит цель воспитать в детях качества, необходимые для эффективной экономической деятельности, — бережливость, рациональность, трудолюбие. Это позволяет с детства сформировать полезные финансовые привычки.
Когда маленькие члены семьи понимают, каким образом люди зарабатывают деньги, у них возникает уважение к чужому труду и его результатам. Они получают представление о формировании бюджета и необходимости им распоряжаться таким образом, чтобы удовлетворить основные потребности членов семьи.
Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Основное содержание комплексно-тематического планирования образовательной деятельности выстроено:
1.одно занятие в месяц во второй половине дня;
2. вне занятий:
-понедельник: дидактические игры и игровые упражнения;
-вторник: сказки и беседы о финансах, экономике;
-среда: сюжетно-ролевые игры с математическим и экономическим содержанием;
-четверг: дидактические игры и игровые упражнения;
-пятница: мероприятия и игровые занятия, направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Совместная деятельность в плане предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.
За основу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью используется методическое пособие «Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации» - ГАУДПО МО «Институт развития образования», - Мурманск, 2020г.
В мае педагоги старшей группы «Теремок» проводят с детьми диагностику (Мониторинг) для того, что бы определить уровень экономической воспитанности по программе экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Перспективный план работы с детьми позволит раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с финансовой грамотностью вне занятий 2021-2022 учебный год
День | Содержание работы | Цель |
Сентябрь Первая неделя | ||
Понедельник | Д/у «Дороже – дешевле» | - формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот. Карточки с изображением различных товаров, их классификация. |
Вторник | сказка «Мишин магазин» | |
Среда | СРИ «Что продается в магазине?». | Цель – формирование у детей представления о товаре. Задачи: 1) Познакомить детей с понятием «товар». 2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость. |
Четверг | Д/у «Давай положим в корзинку». | Цель – закрепление у детей представления о товаре. Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине… - продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п. |
Пятница | Игровое занятие «Деньги всякие нужны» | - раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические. Изображение монет, бумажных денег (можно копии). |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Какой товар лишний?». | Цель – закрепление у детей понятия «товар». Задачи:
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему? |
Вторник | Сказка «Лесное кафе» | |
Среда | СРИ «Торговый центр» | Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара. |
Четверг | Д/и «Что забыли положить в корзинку?». | Цель – формирование представления у детей о «категории товара». Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром. |
Пятница | Игровое занятие «В гостях у сказок» | - создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/у «Все по полочкам». | Цель – закрепление понятия «категория товара». Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки. |
Вторник | Сказка «Копейка рубль бережет» | |
Среда | СРИ «В магазине». | Цель: ∙ Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель. ∙ Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. ∙ Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине. |
Четверг | Д/у «Путаница». | Цель – закрепление понятия «категория товара». Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям. |
Пятница | «Поступаем в академию гнома-эконома» | Цель: формирование базисных знаний о финансах и экономике. («Введение основ финансовой грамотности…» стр.4) |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/у «Что угодно для души». | Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара. Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине: - сам ребенок, когда он голоден; - семья, которая ждет гостей; - мама, выбирающая подарок для дочки; - папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п. |
Вторник | Сказка «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату» | |
Среда | СРИ «Молочный магазин». | Цель: ∙ Формировать знания о работниках молочного магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель. ∙ Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. ∙ Развивать умение правильно называть товар, давать ему характеристики. |
Четверг | Д/у «Что сколько стоит». | Цель – познакомить с понятием «цена». Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр). Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью. |
Пятница | «Поступаем в академию гнома-эконома» | Цель: формирование базисных знаний о финансах и экономике. («Введение основ финансовой грамотности…» стр.4) |
Октябрь 1 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Кто, кем работает» | Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. |
Вторник | Сказка «Копилка» | |
Среда | СРИ «Рынок» | Цель: раскрыть специфику купли - продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей). Ход игры: Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками. Товар взвешивают, подсчитывают, сколько стоит, платят за покупку, получают сдачу, чек. Благодарят за покупку. |
Четверг | Д/и «Кто трудится, кто играет» | Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой). Методическое пособие «Профессии». Карточки с изображением людей разных профессий. Иллюстрации с изображением трудовой и игровой деятельности |
Пятница | Игровое занятие «Дети и деньги» | Цель- сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни. |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Товарный поезд» | Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. |
Вторник | «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль | |
Среда | СРИ «Автобус» | Цель: ∙ Формировать знания о профессии кондуктора и водителя. ∙ Развивать навык социального поведения, правильного поведения в транспорте, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре, договариваться о выбранных ролях, подбирать атрибуты. |
Четверг | Д/и «Назови монету» | Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях. Карточки с изображением монет |
Пятница | Игровое занятие «В гостях у сказок» | Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Маршруты товаров» | Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) |
Вторник | Беседы «Как люди получают информацию», «Какие детские журналы ты любишь и почему?» | |
Среда | СРИ «Магазин «Продукты» | Цель: ∙ Учить детей объединяться для игры. ∙ Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. ∙ Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные. |
Четверг | Д/и «Собери вместе» | Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам. |
Пятница | Игровое занятие «Игрушки для ребят» | Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников. (стр.21) |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Угадай, где продаются» | Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. |
Вторник | «Телефон» К. И. Чуковский | |
Среда | СРИ «На почте» | Цель: ∙ Формировать знания о работниках почты: почтальон, специалист, курьер. ∙ Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. ∙ Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения на почте. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | Виртуальная прогулка «Товары и услуги в нашем селе» | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности (стр.27) |
Ноябрь 1 неделя | ||
Понедельник | Д/у «Назови профессии» | Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий. |
Вторник | Чтение с обсуждением «О товарах и услугах» | |
Среда | СРИ «Почта» | Игровые навыки: Люди пишут друг другу письма, посылают посылки. Пришедшую по адресу корреспонденцию почтальон доставляет по адресу. На конверте указывается индекс, адрес, фамилия. Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу…», «Почтальон принес посылку». Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры. |
Четверг | Д/у «Магазин игрушек» | Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). |
Пятница | Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего». |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Что быстрее купят?» | Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. |
Вторник | Сказка «Реклама в лесном городе» | |
Среда | СРИ «Магазин игрушек» | Цель: ∙ Учить детей объединяться для игры. ∙ Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. ∙ Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные. |
Четверг | Д/И «Что и когда лучше продавать?» | Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. |
Пятница | Игровое занятие «В гостях у сказок» | - создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Что дешевле» | Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения. |
Вторник | ||
Среда | СРИ «В магазине». | Цель: ∙ Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель. ∙ Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. ∙ Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине. |
Четверг | Д/у «Кому что подарим?» | Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор. Материал. Карточки - картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др. |
Пятница | Квест-игра «В поисках сокровищ» | Цель: активизация познавательной деятельности детей с целью обогащения знаний в сфере финансовой грамотности |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Какое слово лишнее?» | Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других. Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний. |
Вторник | «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка) | |
Среда | СРИ «Молочный магазин» | Цель: ∙ Формировать знания о работниках молочного магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель. ∙ Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. ∙ Развивать умение правильно называть товар, давать ему характеристики. |
Четверг | домино | |
Пятница | Игровое занятие «Приключения Ниф-Нифа» | Цель: расширение знаний о деньгах, их назначении, прививать интерес к экономическим явлениям. Формирование применять первичные экономические знания на практике. |
Декабрь 1 неделя | ||
Понедельник | Д/у «Хочу и надо» | Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; научить определять разницу между «хочу» и «надо». |
Вторник | Cказка «Пират Чёрный Кот» | |
Среда | СРИ «Супермаркет» | Игровые навыки: Показать разнообразие товаров. Развить умение самостоятельно осуществлять процесс купли - продажи, вступать в диалог. |
Четверг | Д/у «Продолжи предложение» | Цель: развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа. |
Пятница | Игровое занятие «В гостях у сказок» | - создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер». |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Наоборот» | Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова. |
Вторник | Чтение с обсуждением «О семейном бюджете» | |
Среда | СРИ «Парикмахерская» | Цель: ∙ Учить детей объединяться для игры. ∙ Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. ∙ Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр). |
Четверг | Д/и «Продолжи предложение» | Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа. |
Пятница | Игровое занятие «Помоги Буратино» | создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Что откуда берется?» | Цель – дать детям представление о производстве товаров. |
Вторник | «Терем-теремок» (русская народная сказка) | |
Среда | СРИ «На телевидении» | Цель: ∙ Формировать знания о профессиях, связанных с телевидением: диктор, ведущий передачи. ∙ Учить брать роль ведущего передачи, вести передачу на определенную тематику. ∙ Развивать интерес к профессиям. |
Четверг | Д/И «Сдача». | Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты. |
Пятница | Занятие «Золотые или приключения Буратино» | Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения математических представлений, формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность. |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Надо» и «хочу». | Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания. |
Вторник | «Мужик и медведь» (русская народная сказка) | |
Среда | СРИ «Торговый центр» | Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | Настольные дидактические игры | |
Январь 2 неделя | ||
Понедельник | И/у«Какие бывают доходы?» | Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). |
Вторник | Сказка «Серый разбойник» | |
Среда | СРИ «Аукцион» | Игровые навыки: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цене товара, побуждать интерес к играм. Дидактические игры: «Чудесные мешочки», «Опиши игрушки», «Угадай чего не стало» и др. |
Четверг | И/у «Груша и яблоки» | Цель: научить считать деньги |
Пятница | Квест-игра «Путешествие по стране Экономике» | Цель: изучить во время игры основные понятия экономики и ее роль нашей жизни. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Осознанный выбор». | Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. |
Вторник | Чтение и беседа «Вперед за кладом» | |
Среда | СРИ «Рекламное агентство» | Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность. |
Четверг | Д/И «Умелые руки» | Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности. |
Пятница | Занятие «Почему взрослые работают?» | Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/И « Кто кем работает?» | Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. |
Вторник | «Федорино горе» К. Чуковский | |
Среда | СРИ «Рекламное агентство «Знайка» | Цель: познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве. Воспитать уважение к их труду. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | «Путешествие с Монеточкой по стране» | Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. |
Февраль 1 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Денежный поток» | Цель: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни. |
Вторник | Чтение с обсуждением «Что такое банк, кредит, депозит?» | |
Среда | СРИ «В банке» | Цель: систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний, расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре, формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет. |
Четверг | Игра «Разложите товар» | Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. |
Пятница | «Открываем супермаркет» | Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Кто кем работает?» | Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. |
Вторник | Сказка «Кладоискатели у цели» | |
Среда | СРИ «Столовая» | Игровые навыки: Измерять количество жидкости. Повара готовят вкусную разнообразную еду, посетители заказывают разные блюда, расплачиваются, благодарят. |
Четверг | Д/И «Что важнее?» | Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. |
Пятница | Игровое занятие «Как Мишка стал бизнесменом» | Цель: ознакомиться с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Умелые руки» | Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. |
Вторник | «Хаврошечка». (русская народная сказка) | |
Среда | СРИ «Детский ресторан» | Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ресторан». |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | Развлечение «Юные финансисты» | Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека. |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Оцени поступок» | Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы. |
Вторник | Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело» | |
Среда | СРИ «Овощной магазин» | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | Игровое занятие «Бартер» | Цель: формировать элементарные экономические знания. |
Март 1 неделя | ||
Понедельник | И/у «Кто что производит?» | Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения. |
Вторник | Чтение с обсуждением «Про пользу страхования» | |
Среда | СРИ «Ярмарка» | Игровые навыки: Песни, танцы, аттракционы, переплетаются с познавательными задачами математического и экономического характера. Совершают операции купли- продажи, заключают сделки, разыгрывают «Аукцион». Продаются изделия народных промыслов (хохлома, гжель и т.д.). Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками. |
Четверг | И/у «Бюджет моей семьи» | Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда. |
Пятница | Игровое занятие «Азбука денег» | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Не ошибись» | Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление. |
Вторник | Сказка «Серый волк рассекречен» | |
Среда | СРИ "Поликлиника" | Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека. |
Четверг | Д/И «Мы - художники» | Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель». |
Пятница | «Семейный бюджет и расходы семьи» | Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный) |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/И «Чей труд важнее?» | Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности. |
Вторник | «Как старик корову продавал» С. Михалков | |
Среда | СРИ «День рождения куклы Тани» | Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства |
Четверг | Д/У «Дополни предложение» | Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления. |
Пятница | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности. |
4 неделя | ||
Понедельник | Игра «Мы банкиры» | Цель: закреплять умения соотносить цифру и количество. |
Вторник | «Муха-Цокотуха». К. И. Чуковский | |
Среда | СРИ «Парикмахерская» | Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | «Экономия тепла, света, воды» | Цель: развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. |
Апрель 1 неделя | ||
Понедельник | Д/ и «Маршруты товаров» | Цель: развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) |
Вторник | Сказка «В гостях у Аиста Алекса» | |
Среда | СРИ Магазин «Игрушки» | Игровые навыки: Открылся новый магазин «Игрушки». Продавцы рассказывают о товаре, предлагают купить себе, что понравилось, приобрести подарки для друзей. Наблюдение за работой продавца, кассира. Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками. |
Четверг | Д/и «Подбери монету к товару» | Цель: учить детей определять стоимость товара и подбирать к нему необходимую купюру с определенной номинальной стоимостью. Развивать внимание, мышление. Воспитывать интерес к стоимости товара. Сформировать представление о труде, который был затрачен людьми для изготовления данного товара. Воспитывать интерес к экономической категории «товар», «стоимость», «товарные характеристики», «рубль», «копейка». |
Пятница | Игровое занятие «Почему взрослые работают?» | Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. |
2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «За покупками» | Цель: учить детей осуществлять преимущественные покупки. Развивать умение определять, какие товары и продукты нужны семье в первую очередь, какие можно не покупать. Воспитывать умение распределять рационально свой бюджет. |
Вторник | Сказка «Охота серого разбойника за кладом» | |
Среда | СРИ «Открываем бутербродную, закупаем товар» | Цель: поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость. |
Четверг | Д/и «Услуги и товары» | Цель: учить детей различать «товар» и «услугу». Формировать представление о том, какие виды услуг бывают, виды товаров. Развивать познавательные процессы. Воспитывать экономическое мышление. |
Пятница | «Путешествие в страну «Экономград» | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Оденем куклу» | Цель: учить детей классифицировать одежду, определять какую одежду необходимо одевать для разных мероприятий. Сформировать представление о стоимости товара «дорогой», «дешевый». Учить экономить деньги, учитывать семейный бюджет при выборе покупки. |
Вторник | «Как коза избушку построила» (русская народная сказка) | |
Среда | СРИ «Макдональдс» | Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение) |
Четверг | Д/и «Подбери товар» | Цель: формировать понятие «бракованный товар», «качественный товар». Развивать умение покупать товар в соответствие с его качеством. Учить аргументировать свой выбор. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление. |
Пятница | «Путешествие в страну денег» | Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. |
4 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Купи подарок другу» | Цель: формировать понятие, где покупается товар, в каких магазинах. Познакомить с видами обмана, сформировать представление, как избежать обмана и приобретения некачественного товара. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление. |
Вторник | Сказка «Поединок Шарика Поликарповича с волком» | |
Среда | СРИ «Аукцион» | Цель: Закреплять знания детей о различных формах продажи товара. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | «Творим добро» | Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд». |
Май 2 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Доходы и расходы» | Цель: учить детей определять, как можно заработать деньги, какие способы пополнения бюджета существуют. Познакомить с тем, как осуществляются расходы, познакомить со способами их снижения. |
Вторник | Чтение с обсуждением «Возвращение домой» | |
Среда | СРИ - Магазин «Ткани» | Игровые навыки: Открылся новый магазин «Ткани». Продавцы предлагают разные виды тканей, рассказывают, что из них можно сшить, предлагают разные фасоны одежды, обмеряют ткань, складывают. Покупатели платят за покупки. |
Четверг | Д/и «Купи товар» | Цель: учить детей соотносить цены с товаром, определять, сколько денег необходимо потратить для приобретения того или иного товара. Развивать интерес к игре. Воспитывать любознательность. |
Пятница | «Приключение девочки Танечки» | Цель: продолжать развивать у дошкольников экономическую грамотность. |
3 неделя | ||
Понедельник | Д/и «Помоги семье купить продукты» | Цель: учить выбирать продукты и товары, сравнивая цены. Развивать умение покупать товар в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями. Учить аргументировать свой выбор. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление. |
Вторник | Чтение с обсуждением «Мечты сбылись» | |
Среда | СРИ «Ателье» | Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Учить подбирать атрибуты для игры. |
Четверг | Настольные дидактические игры | |
Пятница | Игровое занятие «Приключение Мухи-Цокотухи» | Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. |
4 неделя - мониторинг |
Источники литературы
Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: практические матриалы к методическим рекомендациям/ Автор-сост. О.В. Морозова.- Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.-90 с.
Приключения Мишутки и его друзей: сказка о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста/АНО дополнительного образования «ФИНЭКС» - Ижевск, 2017;
Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – Минск, 2007;
Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017;
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017;
Шатова А.Д. Деньги – издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2003;
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников – Москва, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»
Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.Сроки проведенияТема занятия по познавательному развитиюЗадачи занятий по познавательному разв...
Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"
В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....