Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Захарова Юлия Сергеевна

В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_finansovoy_gramotnosti.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №130 Невского района Санкт-Петербурга

Перспективный план работы с детьми старшей группы

по формированию финансовой грамотности дошкольников

Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию финансовой грамотности

Месяц

Тема мероприятия

Используемые технологии и форма проведения

Задачи

Тема №1 «Окружающий мир как результат труда людей»

Сентябрь

Труд – основа жизни

Технология «Клубный час»

*Беседа «Мои домашние обязанности»

*Папка-передвижка «Наша семья трудится»

*Рисование на тему: «Как я помогаю близким».

*Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»

*Игра «Какие ошибки допустил художник?»

*Практическое занятие (конспект 1);

*Театрализация сказки «Волшебная иголочка» (Сборник сказок, стр.5);

* Игра по решению проблемных ситуаций «Без труда нет жизни на земле» (конспект 2);

Видеоконтент к занятиям:

*Смешарики (серия «Золушка»);

*Сказка про Труд и Лень (3.37)

Познакомить с понятием, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Познакомить с видами домашнего труда.

Работать и зарабатывать

Кейс-технология.

*Ситуационные задачки

*Игра «Вот так заработали!»

*Фотовыставка «Профессии моих родителей»

*Поделка «Игрушка своими руками».

*Подвижная игра «Выбор профессии»

*«Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится» (конспект 3);

Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи малыши (серия «Подушка безопасности», серия Копилка», серия «Как правильно ставить цели»);

*Фиксики  (серия «Истрия вещей»);

*Уроки тетушки Совы (серия «Работа и зарплата»);

М\ф «Все профессии нужны, все профессии важны».

Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Октябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус

Социо-игровая технология 

*Игра: «Что создается трудом», «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

*Викторина «Угадай профессию»

*Разгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны»

*Труд в уголке природы;

*Беседа-обсуждение по сказке «Золотой ключик А. Толстого «Как Буратино хотел заработать быстрые и легкие деньги»  (конспект 4);

* Собирание тематических пазлов.

Видеоконтент к занятиям:

*Уроки тетушки Совы  (серия «Карманные деньги»);

*Спокойной ночи малыши (серия  «Как экономить»);

*Смешарики (серия «Черный день»);

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Дать представления о продуктах труда: товары и услуги, что продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Творческое занятие

Технология «Клубный час».

*Просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,

«Профессии»;

*Рисуем «Моя будущая профессия».

Учить разбираться в том, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Ноябрь

Мини-

спектакль

«В волшебном лесу»

Интерактивный мини-спектакль

Закреплять понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Образовательное событие

«Почему взрослые работают?»

Технология «Ситуация месяца».

*Беседа о труде;

*Диагностика знаний и умений детей;

*Игры на решение логических задач

«Как стрекоза хотела прожить за счет муравья» (конспект 5);

 *Игра «Кто кем работает?» (конспект 6).

   Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи, малыши (серия «Потребности и возможности»);

*Смешарики  (серия «Золотое яблоко»);

*Уроки тетушки Совы  (серия «Потребности и возможности»).

Закрепление материала.

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

Декабрь

Как придумали деньги

Технология «Клубный час».

*Беседа «В общем о деньгах»;

*Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик»;

*Рисование «Монеты моей страны»;

  *Игровой досуг  «Путешествие с Монеточкой    по стране Экономике» (конспект 7);

*Практикум «Открываем супермаркет»

(конспект 8);

*Литературное чтение сказки «Сказка про то, как на Руси рубль появился» (сборник сказок, стр.4);

Видеоконтент к занятиям:

*Фиксики (серия «Деньги»);

*Спокойной ночи, малыши (серия «Зачем нужным деньги»);

Уроки тетушки Совы (серия «Что такое деньги?»).

Дать понятие денег – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Социо-игровая технология (работа в малых группах).

*Беседа «Как же производят деньги?»;

*Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы;

* Оригами «Копилка для монет»;

*Литературное чтение сказки «Сказка про умный рубль» (сборник сказок, стр.9);

*Игра- занятие «Музей денег» (конспект 9);

Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи, малыши (серия «Где хранить деньги?»);

*Смешарики (серия «На всякий случай», серия «Есть ли у вас план?»);

*Уроки тетушки Совы (серия «Что такое деньги?»)

Познакомить с видами денег (монеты, банкноты).

Дать представление об изготовлении денег: печать, чеканка.

Интерактивное занятие «Путешествие в

страну денег»

Занятие по мотивам сказки «Приключение Монетки по стране Экономики»

Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи, малыши (серия «Доход»);

*Смешарики (серия «Закон корзины», серия «Список Кроша»);

*М\ф «Незнайка на Луне, отдельные серии

Формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни; формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

Январь

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Кейс-технология.

*Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»;

*Ситуационно-ролевая игра «Доходы и расходы, которые семья планирует в будущем, составляют семейный бюджет»;

*Игра «Какие бывают доходы»;

*Чтение сказки Т.В. Грековой «Клад»;

*Игровой досуг «Путешествие в сказочную страну Экономию» (конспект 10);

Видеоконтент к занятиям:

*Уроки тетушки Совы ( серия  «Семейный бюджет»);

*Смешарики (серии «Золотое Яблоко», «Зонтик», «Райский остров»)

Дать представление о труде и доходах. Познакомить с понятием о том, что вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Учить считать деньги в своем кармане, а не в чужом.

Продолжать знакомить с понятиями: доходы, виды доходов, заработная плата, пенсия, стипендия.

Сказка ложь да в ней намёк.

*Викторина «О какой сказке идёт речь?»;

*Занятие с элементами игры «Экономия тепла, света и воды» (конспект 11);

*Литературное чтение сказки «Буратино – продолжение сказки» (Сборник сказок, стр.13)

Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи, малыши (серия «Критическое мышление», серия «Расходы»);

*Смешарики (серия «Подариан», серия «Фальшивый пиастр»);

* М\ф «Трое из Простоквашино» (покупка коровы для Матросскина).

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Февраль

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Технология «Клубный час».

*Беседа «История денег в России»;

*Игра «Овощи-фрукты»;

*«Школа банкиров»;

* Рисование «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок»;

*Литературное чтение сказки «Копилка» (сборник сказок, стр.19);

*Беседа с элементами игры «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» (конспект 12);

Видеоконтент к занятиям:

*Спокойной ночи, малыши (серия «Банковская карта», «Цифровые следы»);

*Уроки тетушки Совы (серия «Работа и зарплата»);

*Смешарики (серия «Коллекция»);

Активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Сюжетно-

ролевая игра «Банк»

Технология «Ситуация месяца»

*Диагностика знаний и умений детей ;

* Игровой досуг «Деньги всякие нужны» (конспект 13);

Видеоконтент к занятиям:

*Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет»);

*Спокойной ночи малыши (серия «Касса самообслуживания»);

*Богатый бобренок (серия 11 «Доходы»);

Закрепление материала.

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

Потребности и желания

Технология ТРИЗ

Исследование: что необходимо человеку для жизни

*Игровой досуг с родителями «Путешествие в страну «Экономград» (конспект 14);

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 12 «Хочу и надо»);

*Смешарики (серия «То, что нужно»);

*м\ф «Как устроен мир денег».

Познакомить с понятиями: домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

*Игра-беседа «Натуральный обмен»;

*Игра «Выбираем самое важное»;

*Ситуационные задачки «Выбор подарка»;

*Чтение рассказа «Про капризного Артема», обсуждение;

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 3 «Откуда берутся товары и услуги»);

*Уроки тетушки Совы ( серия «Умение экономить»)

Учить соотносить потребности, желания и возможности.

Март

Удачная покупка

Станционная игра «Удачная покупка»;

*Литературное чтение сказки  «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату»» (Сборник сказок, стр.4);

*Викторина по экономическому воспитанию для детей совестно с родителями «Путешествие в денежную страну» (конспект 15);

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 8 «Путешествие рубля»);

*Спокойной ночи, малыши (серия «Где хранить деньги», серия «Налоги»);

*Смешарики (серия «Раз картошка, два картошка»);

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;

Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения

Где покупают и продают разные товары?

Социо-игровая технология (работа в малых группах).

*Игра «Где что купить?»;

*Тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»;

*Литературное чтение сказки «Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет» (Сборник сказок, стр.7);

* Квест-игра по станциям «Путешествие в страну финансов» (конспект 16).

Видеоконтент к занятиям:

*Три кота (серия «Поход в магазин»);

*Богатый бобренок (серия 2 «Хочу и надо»);

«Уроки тетушки Совы (серия «Потребности и возможности»;

*Смешарики (серия «Танец в кредит», серия «Свободный обмен»).

Познакомить с торговыми предприятиями: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

Апрель

Наша мастерская

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

Учить изготавливать товары для ярмарки:

рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Стоимость и цена товара

Технология «Клубный час».

*Игра «Сколько это стоит?», «Не ошибись», 

«Сдача»;

*Беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение;

*Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»;

*Литературное чтение сказки  Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»  (Сборник сказок, стр.4).

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 6 «Роль государства»);

*Смешарики (серия «Дискуссия»);

*Спокойной ночи, малыши (серия «Звонок мошенников»).

Учить разбирать цепочку товар- стоимостьцена.

Учить определять стоимость товара

(сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формировать цену.

«Реклама вокруг нас: хорошо или  плохо?»

Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). *Рекламируем собственные поделки;

* Командная игра «Рекламный бизнес»;

*Литературное чтение сказки «Лесное кафе» (Сборник сказок, стр.18).

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 5 «Как работает обще6ство»);

*Смешарики (серия «Свободный обмен»).

Формировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении.

Сюжетно-

ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Технология «Ситуация месяца»

Диагностика знаний и умений детей

*Игровой досуг «Азбука денег» (конспект 17);

*Литературное чтение сказки «Домашнее хозяйство» (Сборник сказок, стр. 17);

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 7 «Как мы принимаем решения»);

*Смешарики (серия «Сказки Лукоморья»);

*М\ф «Как мужик корову продавал».

Выработать у детей бережное и уважительное отношение к труду;

Закрепить знания о профессиях; Напомнить детям о рациональности совершения покупок;

Способствовать формированию навыков самопрезентации, рекламирования своей деятельности;

Проследить воздействие рекламы;

Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.

Май

Выгодно – невыгодно

Технология ТРИЗ.

*Ситуационные задачи;

*Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно невыгодно»;

*Беседа о рекламе;

*Сказка «Что за птица?» – обмен мнениями;

*Сказка «Как старик корову продавал»;

«Что может реклама» – обсуждение;

*Практикум в группе «Мини банк»» (конспект 18).

Видеоконтент к занятиям:

*Богатый бобренок (серия 9 «Бизнес»);

*Смешарики (серия «Три Жар-птицы»).

Познакомить с волшебными правилами для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Русская ярмарка

Технология «Клубный час».

*Игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся

*Проект «Этой ярмарки краски».

Видеоконтент к занятиям:

*Отрывок из к\ф «Мама» (ярмарка)

Познакомить с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Использовать деньги нашей группы, придуманные ранее.

Сюжетно- ролевая игра

«Торговый

Центр»

Технология «Ситуация года»

*Диагностика знаний и умений детей

*Праздник в рамках «Финансовой недели» (обобщения полученных знаний).

Закрепление материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Просмотр презентации с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.Задачи:Образовательные:• продолжать расширять знания детей о возникновении...