Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №130 Невского района Санкт-Петербурга
Перспективный план работы с детьми старшей группы
по формированию финансовой грамотности дошкольников
Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию финансовой грамотности
Месяц | Тема мероприятия | Используемые технологии и форма проведения | Задачи |
Тема №1 «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
Сентябрь | Труд – основа жизни | Технология «Клубный час» *Беседа «Мои домашние обязанности» *Папка-передвижка «Наша семья трудится» *Рисование на тему: «Как я помогаю близким». *Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» *Игра «Какие ошибки допустил художник?» *Практическое занятие (конспект 1); *Театрализация сказки «Волшебная иголочка» (Сборник сказок, стр.5); * Игра по решению проблемных ситуаций «Без труда нет жизни на земле» (конспект 2); Видеоконтент к занятиям: *Смешарики (серия «Золушка»); *Сказка про Труд и Лень (3.37) | Познакомить с понятием, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Познакомить с видами домашнего труда. |
Работать и зарабатывать | Кейс-технология. *Ситуационные задачки *Игра «Вот так заработали!» *Фотовыставка «Профессии моих родителей» *Поделка «Игрушка своими руками». *Подвижная игра «Выбор профессии» *«Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится» (конспект 3); Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи малыши (серия «Подушка безопасности», серия Копилка», серия «Как правильно ставить цели»); *Фиксики (серия «Истрия вещей»); *Уроки тетушки Совы (серия «Работа и зарплата»); М\ф «Все профессии нужны, все профессии важны». | Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | |
Октябрь | Все работы хороши, выбирай на вкус | Социо-игровая технология *Игра: «Что создается трудом», «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» *Викторина «Угадай профессию» *Разгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны» *Труд в уголке природы; *Беседа-обсуждение по сказке «Золотой ключик А. Толстого «Как Буратино хотел заработать быстрые и легкие деньги» (конспект 4); * Собирание тематических пазлов. Видеоконтент к занятиям: *Уроки тетушки Совы (серия «Карманные деньги»); *Спокойной ночи малыши (серия «Как экономить»); *Смешарики (серия «Черный день»); | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Дать представления о продуктах труда: товары и услуги, что продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). |
Творческое занятие | Технология «Клубный час». *Просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии»; *Рисуем «Моя будущая профессия». | Учить разбираться в том, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | |
Ноябрь | Мини- спектакль «В волшебном лесу» | Интерактивный мини-спектакль | Закреплять понятия: трудиться, работать и зарабатывать. |
Образовательное событие «Почему взрослые работают?» | Технология «Ситуация месяца». *Беседа о труде; *Диагностика знаний и умений детей; *Игры на решение логических задач«Как стрекоза хотела прожить за счет муравья» (конспект 5);*Игра «Кто кем работает?» (конспект 6).Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи, малыши (серия «Потребности и возможности»); *Смешарики (серия «Золотое яблоко»); *Уроки тетушки Совы (серия «Потребности и возможности»). | Закрепление материала. Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. | |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?» | |||
Декабрь | Как придумали деньги | Технология «Клубный час». *Беседа «В общем о деньгах»; *Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик»; *Рисование «Монеты моей страны»; *Игровой досуг «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» (конспект 7); *Практикум «Открываем супермаркет» (конспект 8); *Литературное чтение сказки «Сказка про то, как на Руси рубль появился» (сборник сказок, стр.4); Видеоконтент к занятиям: *Фиксики (серия «Деньги»); *Спокойной ночи, малыши (серия «Зачем нужным деньги»); Уроки тетушки Совы (серия «Что такое деньги?»). | Дать понятие денег – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). |
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Социо-игровая технология (работа в малых группах). *Беседа «Как же производят деньги?»; *Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы; * Оригами «Копилка для монет»; *Литературное чтение сказки «Сказка про умный рубль» (сборник сказок, стр.9); *Игра- занятие «Музей денег» (конспект 9); Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи, малыши (серия «Где хранить деньги?»); *Смешарики (серия «На всякий случай», серия «Есть ли у вас план?»); *Уроки тетушки Совы (серия «Что такое деньги?») | Познакомить с видами денег (монеты, банкноты). Дать представление об изготовлении денег: печать, чеканка. | |
Интерактивное занятие «Путешествие в страну денег» | Занятие по мотивам сказки «Приключение Монетки по стране Экономики» Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи, малыши (серия «Доход»); *Смешарики (серия «Закон корзины», серия «Список Кроша»); *М\ф «Незнайка на Луне, отдельные серии | Формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни; формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников. |
Январь | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Кейс-технология. *Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»; *Ситуационно-ролевая игра «Доходы и расходы, которые семья планирует в будущем, составляют семейный бюджет»; *Игра «Какие бывают доходы»; *Чтение сказки Т.В. Грековой «Клад»; *Игровой досуг «Путешествие в сказочную страну Экономию» (конспект 10); Видеоконтент к занятиям: *Уроки тетушки Совы ( серия «Семейный бюджет»); *Смешарики (серии «Золотое Яблоко», «Зонтик», «Райский остров») | Дать представление о труде и доходах. Познакомить с понятием о том, что вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Учить считать деньги в своем кармане, а не в чужом. Продолжать знакомить с понятиями: доходы, виды доходов, заработная плата, пенсия, стипендия. |
Сказка ложь да в ней намёк. | *Викторина «О какой сказке идёт речь?»; *Занятие с элементами игры «Экономия тепла, света и воды» (конспект 11); *Литературное чтение сказки «Буратино – продолжение сказки» (Сборник сказок, стр.13) Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи, малыши (серия «Критическое мышление», серия «Расходы»); *Смешарики (серия «Подариан», серия «Фальшивый пиастр»); * М\ф «Трое из Простоквашино» (покупка коровы для Матросскина). | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | |
Февраль | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Технология «Клубный час». *Беседа «История денег в России»; *Игра «Овощи-фрукты»; *«Школа банкиров»; * Рисование «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок»; *Литературное чтение сказки «Копилка» (сборник сказок, стр.19); *Беседа с элементами игры «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» (конспект 12);Видеоконтент к занятиям: *Спокойной ночи, малыши (серия «Банковская карта», «Цифровые следы»); *Уроки тетушки Совы (серия «Работа и зарплата»); *Смешарики (серия «Коллекция»); | Активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим». |
Сюжетно- ролевая игра «Банк» | Технология «Ситуация месяца» *Диагностика знаний и умений детей ; * Игровой досуг «Деньги всякие нужны» (конспект 13); Видеоконтент к занятиям: *Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет»); *Спокойной ночи малыши (серия «Касса самообслуживания»); *Богатый бобренок (серия 11 «Доходы»); | Закрепление материала. | |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||
Потребности и желания | Технология ТРИЗ Исследование: что необходимо человеку для жизни *Игровой досуг с родителями «Путешествие в страну «Экономград» (конспект 14); Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 12 «Хочу и надо»); *Смешарики (серия «То, что нужно»); *м\ф «Как устроен мир денег». | Познакомить с понятиями: домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. |
*Игра-беседа «Натуральный обмен»; *Игра «Выбираем самое важное»; *Ситуационные задачки «Выбор подарка»; *Чтение рассказа «Про капризного Артема», обсуждение; Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 3 «Откуда берутся товары и услуги»); *Уроки тетушки Совы ( серия «Умение экономить») | Учить соотносить потребности, желания и возможности. | ||
Март | Удачная покупка | Станционная игра «Удачная покупка»; *Литературное чтение сказки «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату»» (Сборник сказок, стр.4); *Викторина по экономическому воспитанию для детей совестно с родителями «Путешествие в денежную страну» (конспект 15); Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 8 «Путешествие рубля»); *Спокойной ночи, малыши (серия «Где хранить деньги», серия «Налоги»); *Смешарики (серия «Раз картошка, два картошка»); | Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения |
Где покупают и продают разные товары? | Социо-игровая технология (работа в малых группах). *Игра «Где что купить?»; *Тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»; *Литературное чтение сказки «Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет» (Сборник сказок, стр.7); * Квест-игра по станциям «Путешествие в страну финансов» (конспект 16). Видеоконтент к занятиям: *Три кота (серия «Поход в магазин»); *Богатый бобренок (серия 2 «Хочу и надо»); «Уроки тетушки Совы (серия «Потребности и возможности»; *Смешарики (серия «Танец в кредит», серия «Свободный обмен»). | Познакомить с торговыми предприятиями: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | |
Апрель | Наша мастерская | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | Учить изготавливать товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. |
Стоимость и цена товара | Технология «Клубный час». *Игра «Сколько это стоит?», «Не ошибись», «Сдача»; *Беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение; *Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»; *Литературное чтение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик» (Сборник сказок, стр.4). Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 6 «Роль государства»); *Смешарики (серия «Дискуссия»); *Спокойной ночи, малыши (серия «Звонок мошенников»). | Учить разбирать цепочку товар- стоимостьцена. Учить определять стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формировать цену. | |
«Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). *Рекламируем собственные поделки; * Командная игра «Рекламный бизнес»; *Литературное чтение сказки «Лесное кафе» (Сборник сказок, стр.18). Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 5 «Как работает обще6ство»); *Смешарики (серия «Свободный обмен»). | Формировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении. |
Сюжетно- ролевая игра «Пиццерия для всей семьи» | Технология «Ситуация месяца» Диагностика знаний и умений детей *Игровой досуг «Азбука денег» (конспект 17); *Литературное чтение сказки «Домашнее хозяйство» (Сборник сказок, стр. 17); Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 7 «Как мы принимаем решения»); *Смешарики (серия «Сказки Лукоморья»); *М\ф «Как мужик корову продавал». | Выработать у детей бережное и уважительное отношение к труду; Закрепить знания о профессиях; Напомнить детям о рациональности совершения покупок; Способствовать формированию навыков самопрезентации, рекламирования своей деятельности; Проследить воздействие рекламы; Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм. | |
Май | Выгодно – невыгодно | Технология ТРИЗ. *Ситуационные задачи; *Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно невыгодно»; *Беседа о рекламе; *Сказка «Что за птица?» – обмен мнениями; *Сказка «Как старик корову продавал»; «Что может реклама» – обсуждение; *Практикум в группе «Мини банк»» (конспект 18). Видеоконтент к занятиям: *Богатый бобренок (серия 9 «Бизнес»); *Смешарики (серия «Три Жар-птицы»). | Познакомить с волшебными правилами для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. |
Русская ярмарка | Технология «Клубный час». *Игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся *Проект «Этой ярмарки краски». Видеоконтент к занятиям: *Отрывок из к\ф «Мама» (ярмарка) | Познакомить с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Использовать деньги нашей группы, придуманные ранее. | |
Сюжетно- ролевая игра «Торговый Центр» | Технология «Ситуация года» *Диагностика знаний и умений детей *Праздник в рамках «Финансовой недели» (обобщения полученных знаний). | Закрепление материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни"
Конспект по финансовой грамотности...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни" вариант 1
Труд-основа жизни...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
Просмотр презентации с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.Задачи:Образовательные:• продолжать расширять знания детей о возникновении...