Технологическая карта НОД по формированию основ финансовой грамотности "Уроки бережливости"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Технологическая карта НОД по формированию основ финансовой грамотности "Уроки бережливости" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uroki_berezhlivosti_mamzonova.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе.
Тема: «Уроки бережливости»
Автор: Мамзонова Ирина Альбертовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»,
г.Нефтеюганска ХМАО-Югры
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в сложении и вычитании чисел в пределах 10;
- закреплять понятия о семейном бюджете, о доходах и расходах;
- формировать предпосылки финансовой грамотности: познакомить с полезными привычками быть трудолюбивым, старательным, бережливым, заботливым, экономным;
-формировать представления о понятии «потребности», о классификации потребностей на «жизненно необходимые и «желания»
Развивающие:
-развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в команде, в паре,
-развивать умение считать деньги;
Воспитательные:
-воспитывать полезные экономические привычки, навыки сотрудничества.
Материал и оборудование: свинья-копилка, проектор и ноутбук, презентация «Полезные привычки», 2 мольберта, кружочки-наклейки для детей (6шт. синего цвета и 6 шт. зеленого цвета), такие же наклейки на мольберты, картинки с изображением кошелька, корзины, доходов и расходов семьи, коробочка с 6 красными и 6 желтыми лентами, муляжи продуктов питания (молоко, колбаса, яйца, макароны, сыр, овощи) с ценниками на каждом продукте, корзины для покупок, слайд интернет-магазина с изображением игрушек с обозначением цены, карточки, дублирующие изображения игрушек, кошельки 6 шт, копилочки (пластиковые коробочки с крышками) 6 шт.
Этап, его продолжительность | Содержание этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологичекий настрой, 1 мин | Воспитатель и дети встают в круг и произносят слова: Собрались мы в круг Справа друг и слева друг. Начинаем заниматься Будем очень мы стараться Не зевать, повторять, все запоминать | Предлагает детям встать в круг, произносит слова, Устанавливает зрительный контакт, настраивает на предстоящую деятельность | Приветствие, участие в игре, настраиваются на организованную деятельность | Психогимнастика | Психологическая готовность |
Мотивационно-побудительный, 2 мин | Воспитатель загадывает загадку: Ребята, послушайте загадку: Разрисованная хрюшка - Дети отгадывают: копилка. - У кого дома ест копилка? -Для чего копилка нужна? -Кто кладет деньги в копилку? - На что вы копите? -О чем вы мечтаете, расскажите. -Очень интересно. Хотите, я тоже поделюсь своей мечтой? Я мечтаю всей семьей поехать в отпуск на море. У каждого из нас есть мечта. Чтобы она сбылась, нужны деньги. Где же их взять? Давайте присядем и поговорим о том, откуда в семье берутся деньги. | Создает ситуацию, побуждающую детей к рассуждениям. | Осознают и принимают поставленную задачу, соглашаются найти выход из затруднительной ситуации, предлагают свои варианты действий | Внесение копилки -прием «яркое пятно» , Загадка. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. | Внутренняя мотивация на деятельность, возникновение интереса к содержанию предстоящей деятельности |
Актуализация, 3 мин | Воспитатель: Ребята, давайте вспомним. - Что такое семейный бюджет? -Из каких частей он состоит? -Что такое доходы и расходы? Предлагаю создать модель семейного бюджета с помощью картинок. Для создания модели вам нужно разделиться на две команды. Обратите внимание на наклейки у вас на груди. Такие же наклейки и на мольбертах. Команда с синими наклейками выбирает картинки, изображающие доходы семьи и прикрепляет их на мольберт рядом с кошельком. Команда с зелеными наклейками выбирает картинки с изображением расходов семьи и прикрепляет их рядом с корзиной. Затем один ребенок из каждой команды рассказывает о выполненном задании. Воспитатель: Вы создали правильную модель семейного бюджета. Молодцы! -А сейчас предлагаю послушать рассказ Маргариты о бюджете их семьи. Воспитатель: Спасибо, Маргарита, за рассказ. Воспитатель убирает с мольберта картинки с доходами. | Направляет деятельность воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Предлагает создать модель «Семейный бюджет», организует взаимодействие детей в командах, взаимопроверку. | Участвуют в диалоге, вы- сказывают свое мнение. основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, отвечают на вопросы, рассказывают о ситуациях из личного опыта. Делятся на две команды, участвуют в создании модели «Семейный бюджет». | Беседа, игровой прием для деления на команды, моделирование, рассказ ребенка, взаимопроверка, похвала. | Воспроизведение информации о семейном бюджете, необходимой для успешного усвоения нового. |
Расширение имеющихся представлений, 8 мин | Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки с изображениями расходов семьи. Расходов очень много! Мы помним, что нам нужно осуществить нашу мечту. Давайте порассуждаем, можем ли мы от чего-то отказаться? Попробуем все расходы поделить. Ребята из команды Тани, найдите, пожалуйста, среди расходов те, без которых человек не сможем обойтись и перенесите их на свободный мольберт. Таня рассказывает, какие картинки перенесли. Воспитатель: Мы разделили все расходы на две группы. Расходы, без которых человек не сможет обойтись в жизни-(пища, жилье, одежда)-это жизненно необходимые потребности. -Расходы, без которых можно прожить. (игрушки, сладости, поход в цирк, в кино)-это наши желания. Если мы хотим осуществить мечту, то нам нужно ограничить себя в некоторых желаниях. Ребята, что же еще нужно делать, чтобы нам хватало денег и на потребности и на наши желания? Просмотр презентации «Полезные привычки и навыки в повседневной жизни». 2 слайд: фрагмент м/ф «Уроки тетушки Совы»: разбросанные игрушки, вещи. -Почему тетушка Сова недовольна таким беспорядком в комнате? Что случится, если мы будем небрежно обращаться со своими и чужими вещами (бросать, ломать, портить)? ( Дети рассуждают) Вы правы, нужно имеет привычку быть бережливыми и аккуратными, чтобы вещи, игрушки как можно дольше нам служили. Тогда не придется тратить много денег на покупку новых вещей. 3 слайд: фрагмент м/ф «Уроки тетушки Совы» текущая вода, включенный свет и телевизор. -Почему в сюжете говорили о том, что денежки утекают, сгорают? (Дети рассуждают) В каждой квартире есть счетчики, которые отсчитывают количество израсходованной воды, электричества. Чем больше тратим, тем больше платим. Поэтому надо быть экономными. Мы с вами в детском саду можем экономить не только воду и электричество, но и бумагу, пластилин, фломастеры. Нужно брать столько бумаги и пластилина, сколько нужно для рисунка или поделки. Колпачок на фломастерах нужно всегда закрывать, чтобы они не высыхали и дольше нам служили. Вот еще одна полезная привычка-быть экономными. А сэкономленные деньги можно положить в копилку на свою мечту или желание. 3 слайд Чтобы не болеть и не тратить много денег на лекарства, что нужно делать? (ответы детей) Нужно заботиться о своем здоровье : гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливаться. 4 слайд А чтобы не болели старшие члены семьи, родители, бабушки, дедушки, что нужно делать? Заботиться друг о друге, не огорчать, радовать друг друга, помогать друг другу в домашних делах. Как вы думаете, вы можете помочь своим родителям в выполнении домашних дел? (дети делятся опытом) Молодцы! Если вы с детства, помогаете взрослым, стараетесь, значит, у вас есть полезная привычка-быть заботливыми , внимательным и трудолюбивыми. Итог: Ребята, какие же полезные привычки помогают человеку правильно планировать расходы, чтобы денег хватало на необходимые покупки и на удовольствия? Молодцы! | Объясняет, расширяет представления о полезных экономических привычках, подводит детей к выводам о полезных привычках, Организация взаимодействия в достижении результата | Рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя) | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией, демонстрация презентации, обсуждение. | Осознанные, сформированные представления о полезных экономических привычках, о классификации потребностей на «жизненно необходимые потребности» и «желания». Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка (проводит ребенок). Смотрят глазки влево -вправо, Смотрят глазки вверх-вниз,. Что увидят наши глазки? Ну, куда мы забрались? Мы нашли богатый клад, повороты головой вправо-влево , наклон вперед) Каждый кладу очень рад, (дети хлопают в ладоши). Стали думать, как нам быть (пожимают плечами) Как же клад нам разделить? (руки в замок, 3 наклона вперед) Чтоб хватило всем друзьям,(указывают поочередно друг на друга) Делим ровно пополам (хлопок в ладони, руки в стороны). | Проведение физкультминутки | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения.
| Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. По- лучение нового игрового опыта |
Практическая работа , 8 мин | -Мы сегодня много узнали о том, что нужно делать, чтобы осуществить свою мечту. Попробуем применить наши знания в игре? Для этой игры вам нужно разделиться на пары. В этом нам поможет коробочка с лентами. Возьмитесь за концы лент и потяните. Каждая пара получает кошелек с 10 рублями и копилочку. Те, кто выбрал красные ленты, пойдут в магазин самообслуживания за продуктами для ужина. Представьте, что вы семья. Вы получили зарплату. Вам нужно в магазине купить на эти деньги необходимые продукты для приготовления ужина и сэкономить деньги, чтобы положить в копилку на мечту. Те, кто выбрал желтые ленты, будут выбирать подарки на день рождении в интернет-магазине. Вас пригласили на день рождения к близнецам, к мальчику и девочке. Вам нужно выбрать два подарка в интернет- магазине. Помните, что, если у вас останутся деньги, вы можете положить их в копилку. Время для посещения магазина будут отсчитывать песочные часы. Удачных покупок!. После совершения покупок дети присаживаются на стульчики. Вопросы к детям: -У кого получилось сэкономить? -Давайте проверим, правильно ли вы посчитали стоимость ваших покупок? 2 пары рассказывают о результатах покупок. Выходим в круг. -Молодцы, ребята. Вы смогли правильно посчитать деньги, сделать правильный выбор продуктов и подарков и положить деньги в копилку. У русского народа очень много разных пословиц и поговорок, есть о бережливости и экономии. Какие пословицы вы знаете? (дети называют пословицы) Бережливость – главное богатство. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье. | Организует практическую деятельность, взаимодействие детей в парах для достижения результата, оказывает необходимую помощь, эмоциональную поддержку, | Выполняют практическую работу: выбирают товары, считают деньги, потраченные на покупку и кладут деньги в копилку. Взаимодействуют с другими детьми в парах и с педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются распределяют действия в сотрудничестве) | Моделирование игровой ситуации . Парная форма организации деятельности дидактическое упражнение «Состав числа 10 и двух меньших», прием деления на пары «коробочка с лентами» | Овладение умением считать деньги, упражнение в сложении и вычитании чисел в пределах 10. Овладение умениями слушать взросло- го и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способа- ми взаимодействия со сверстниками в паре |
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин | Вопросы к детям: -Ребята, что полезного вы сегодня узнали? - Какие полезные привычки помогут нам накопить на мечту? Я очень рада, что у вас уже появились привычки быть бережливыми, экономными. Не зря мы сегодня потрудились! | Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Использованная литература:
1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
Целью занятия выступает обогащение представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства...
Технологическая карта ИОС по формированию основ экологического развития
В предложенном материале предоставлен конспект игровой образовательной ситуации по экологическому развитию по теме "Наблюдение за туей". Поставлены задачи по познавательному развитию: обучаю...
Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»
Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...
Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
Тема занятия«Тоня и Потап»Возрастная группаСтарший дошкольный возрастЦель:Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусстваЗадачи:Обучающие:...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Технологическая карта ООД по формированию основ гражданственности и патриотизма «Моя родина - Россия».
Тема ООД: «Моя родина - Россия».Задачи:Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.Развивать диалогическую речь, память, мышление.Воспитывать уважительн...