Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема занятия | «Тоня и Потап» |
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст |
Цель: | Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства |
Задачи: | |
Обучающие: | Расширять опыт восприятия детьми образов животных, созданных средствами различных видов живописи на примере картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и иллюстрации к книге К. Кретовой «Друг за друга» Пяткиной П.В., представленной в виде игрушки (шара с изображением медведей). |
Развивающие: | Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных, чувствовать и понимать художественный образ. |
Воспитательные: | Инициировать интерес к пейзажному, а также анималистическому жанру живописи; активизировать развитие эмоционально-эстетических способностей. Поощрать высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций, мнения. |
Культурная практика: | Изобразительная деятельность, создание эскизов. |
Культурно-смысловой контекст: | Восприятие произведения изобразительного искусства – понимание настроения, характера, эмоций. |
Оборудование: | Игрушка - экспонат «Тоня и Потап», репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща», аудиозапись музыкальных произведений Е.Д. Дога «Вальс», Фредерик Шопен «Вальс цветов» |
Методы: | Проблемный (определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации), словесные, игровые, мозговая атака (генерирование идей относительно ситуации), метод описания, рассматривания. |
Актуализация словаря: | Пейзаж, сосновый бор, дремучий, бурелом, иллюстратор, экскурсия. |
Обогащение словаря: | Произведение искусства, творец, художник-анималист, жанр, эпоха, эскиз, экспонат. |
Предварительная работа: | Просмотр видеофильма « Метаморфозы медведицы Тони после ее спасения волонтерами центра «ВЕЛЕС» Беседы: «Анималистический жанр – что это?», «Лесные жители», «Волшебные краски», «Профессия - художник»; Д/И «Собери картину». |
Культурно-личностный контекст: | Дети имеют представления об анималистическом жанре изобразительного искусства. |
Хронометраж: | 30-35 минут. |
Подготовил: | Воспитатель: Аткач А.А. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_atkach_po_muz._pedagogike.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт - Петербурга
Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
«Тоня и Потап»
Технология: личностно – ориентированное взаимодействие.
Составила и провела
Воспитатель:
Аткач А.А
Санкт-Петербург
2022
Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
Тема занятия | «Тоня и Потап» |
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст |
Цель: | Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства |
Задачи: | |
Обучающие: | Расширять опыт восприятия детьми образов животных, созданных средствами различных видов живописи на примере картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и иллюстрации к книге К. Кретовой «Друг за друга» Пяткиной П.В., представленной в виде игрушки (шара с изображением медведей). |
Развивающие: | Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных, чувствовать и понимать художественный образ. |
Воспитательные: | Инициировать интерес к пейзажному, а также анималистическому жанру живописи; активизировать развитие эмоционально-эстетических способностей. Поощрать высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций, мнения. |
Культурная практика: | Изобразительная деятельность, создание эскизов. |
Культурно-смысловой контекст: | Восприятие произведения изобразительного искусства – понимание настроения, характера, эмоций. |
Оборудование: | Игрушка - экспонат «Тоня и Потап», репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща», аудиозапись музыкальных произведений Е.Д. Дога «Вальс», Фредерик Шопен «Вальс цветов» |
Методы: | Проблемный (определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации), словесные, игровые, мозговая атака (генерирование идей относительно ситуации), метод описания, рассматривания. |
Актуализация словаря: | Пейзаж, сосновый бор, дремучий, бурелом, иллюстратор, экскурсия. |
Обогащение словаря: | Произведение искусства, творец, художник-анималист, жанр, эпоха, эскиз, экспонат. |
Предварительная работа: | Просмотр видеофильма « Метаморфозы медведицы Тони после ее спасения волонтерами центра «ВЕЛЕС» Беседы: «Анималистический жанр – что это?», «Лесные жители», «Волшебные краски», «Профессия - художник»; Д/И «Собери картину». |
Культурно-личностный контекст: | Дети имеют представления об анималистическом жанре изобразительного искусства. |
Хронометраж: | 30-35 минут. |
Подготовил: | Воспитатель: Аткач А.А. |
Этапы | Деятельность педагога, приёмы работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут) |
Введение в ситуацию | Сюрпризный момент – сегодня мы побываем на необычной экскурсии. Проблемная ситуация – воспитатель просит ребят помочь ему узнать в каком жанре изобразительного искусства написаны картины, представленные на выставке | Коммуникативная Речевая Познавательно-исследовательская | Дети предлагают 1-2 варианта решения проблемы |
Актуализация знаний и умений | Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин на импровизированной выставке и ответить на вопрос: что изображено на картинах? Дать определение жанру пейзаж, анималистический жанр живописи. | Коммуникативная Познавательно-исследовательская Речевая Игровая | Дети дают ответы на вопросы Дети рассматривают картины Дети повторяют определение пейзажа, анималистического жанра. |
Затруднение в ситуации | Воспитатель читает стихотворение «Утро в сосновом бору». О какой картине идет речь? Что изобразил художник? Что необычно в картине? Как автор изобразил? Что нам говорит поза медведей? Как изобразил солнце художник? Какая деталь картины по вашему главная? Почему? Зачем автор её использует? Как вы думаете, что делает автор: наблюдает, любуется или размышляет? Почему? Как автор назвал свою картину? Вам понравилась работа автора? Чем? Как бы вы её назвали? Почему? Малоподвижная игра «Повтори движение», д.и. «Определить жанр живописи» | Коммуникативная Познавательно-исследовательская Речевая Игровая | Дети слушают стихотворение Дают ответы на вопросы, высказывают своё восприятие картины. Дети повторяют движения |
Открытие нового знания (способа действия) | Покажите мне, пожалуйста, картины в жанре пейзаж. По каким признакам вы определили жанр изобразительной живописи? Предлагаю вам познакомиться с другим (необычным) экспонатом выставки. Кого изобразил художник? Вспомнили историю про Тоню и Потапа? Воспитатель знакомит детей с творчеством молодого художника-иллюстратора Полины Пяткиной и детской писательницей Кристины Кретовой , а также с волонтерским центром «ВЕЛЕС» | Коммуникативная Познавательная | Дети показывают картины в жанре пейзаж, анималистическом жанре, отвечают на вопросы |
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка | Воспитатель предлагает ребятам стать художниками и сделать эскизы картин с изображением друзей Тони и Потапа. | Коммуникативная Познавательно-исследовательская Изобразительная | Дети выполняют работу. |
Осмысление | Беседа: С каким жанром изобразительного искусства мы с вами познакомились? Как мы можем описать пейзаж? Анималистический жанр? Мы картину назвали бы также как Шишкин И.И.? Вы бы нарисовали так сами? Как бы вы назвали свои картины? | Коммуникативная Рефлексивная | Дети называют 1-2 условия преодоления затруднения на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....
Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»
Целью занятия выступает обогащение представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства...
Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Технологическая карта по развитию речи на тему: "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Животные жарких стран"...
Сборник технологических карт, образовательной деятельности с использованием приемов развития творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста
В учебно-методическом пособии представлены технологические карты для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Чтобы развить творческое воображение, упражнения должны...