ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Мурадова Оксана Павловна

Дополнительная образовательная программа для детей среднего дошкольного возраста «Финансовая Азбука» (далее Программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей, детей дошкольного возраста.

Программа составлена на основании образовательной программы развития финансовой грамотности дошкольников «ОТКРЫТИЯ ФЕЕЧКИ КОПЕЕЧКИ» (автор Л.В. Любимова) и с учетом методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях, разработанных ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fg_srednyaya_gruppa.docx174.78 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на Педагогическом совете

протокол №

Утверждена

приказом МБДОУ

«ЦРР-детский сад № 188»

Приказ от                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11e9/000f8ec0-d01d4a14/hello_html_599b6556.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи Программы

4

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

4

1.4. Особенности организации образовательного процесса

5

1.5. Возрастные особенности детей

5

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

6

1.7. Показатели формирования детьми 4-5 лет основ финансово-экономической грамотности

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1 Методы и средства реализации Программы

8

2.2. Тематический план

9

2.3. Взаимодействие с родителями

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

15

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

15

3.2. Информационное обеспечение

15

3.3. Методическое обеспечение

16

3.4. Основные понятия и термины

17


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа для детей среднего дошкольного возраста «Финансовая Азбука» (далее Программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей, детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции развития (МБРР).

Программа разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Устава МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188».

Программа составлена на основании образовательной программы развития финансовой грамотности дошкольников «ОТКРЫТИЯ ФЕЕЧКИ КОПЕЕЧКИ» (автор Л.В. Любимова) и с учетом методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях, разработанных ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ.

Актуальность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель Программы: формировать основы финансово-экономической грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи Программы:

- научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением);

 - сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

Педагогическая работа по Программе строится на основе следующих методологических подходов:

- комплексного, который помогает на практике формирования основ финансовой грамотности детей решать задачи всех образовательных областей;

- личностно-развивающего, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;

- деятельностного, который позволяет ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности.

Принципы реализации Программы:

- доступности;

- последовательности и концентричности;

- системности;

- интегративности;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действии ребенка в различных видах действий.

1.4. Особенности организации образовательного процесса

Целевая аудитория Программы: дети среднего дошкольного возраста, педагоги дошкольной организации, родители детей дошкольного возраста.

Объем и сроки программы: программа рассчитана на один учебный год изучения (с сентября по май).

Время реализации Программы:

- организованная образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, в первой половине дня. Продолжительность организованных занятий для воспитанников среднего дошкольного возраста составляет 20 минут:

- в свободной деятельности могут проходить различные виды детской деятельности, помогающие реализовать содержание Программы

Основные условия реализации Программы:

- учет возрастных особенностей, интересов детей;

- изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

- пересмотр содержания образовательной деятельности;

- рациональная организация предметно-пространственной среды;

- взаимодействие детского сада с семьей.

Миссия Программы: содействие возможности саморазвития всех участников образовательных отношений в приобретении социокультурного опыта в области экономических отношений.

Форма обучения: очная.

1.5. Возрастные особенности детей

В соответствии с Законом об образовании, ФГОС ДО, содержание программы направлена на развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.

Средний дошкольный возраст.

Дети 4-5 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок овладевает навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности), имеет представление о профессиях ближнего окружения. Формируются начальные экономические связи: дети понимают, что взрослые ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и сделать покупки.

В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции (например, осуществление покупок в магазине, посещение развлекательных центров, проезд в транспорте, где взрослый расплачивается деньгами, тем самым показывая назначение денег). Желание ребенка выполнить такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры средних дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Средние дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами (игры-ситуации «В магазине», «У прилавка» и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия (первичные представления о том, как выглядят деньги: форма, цвет, величина).

Формируются начальные экономические понятия: «потребности человека», «продукт», «товар» – через знакомство с разной продукцией.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

Относительно освоения содержания программы можно выделить следующие планируемые результаты:

- успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;

- приближенность знаний к реальной действительности;

- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;

- знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;

- обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- социально ответственное поведение, отзывчивость, взаимопомощь;

- общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;

- здоровый интерес к деньгам;

- осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;

- умение применять полученные знания в повседневной жизни.

1.7. Показатели формирования детьми 4-5 лет основ финансово-экономической грамотности

Показатели

Совместная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Знает, что такое деньги и каково их назначение

Воспроизводит в игре операции, совершаемые взрослыми при приобретении продуктов и товаров

Имеет представление о профессиях людей в соответствии с содержанием программы


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способствует развитию детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организации непосредственной образовательно деятельности, но и в ходе режимных моментов в форме игровых и образовательных ситуаций как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста следующий ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

2.1. Методы и средства реализации Программы

Методы

Средства

Словесные методы

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, анализ ситуаций, обсуждение,

устное или печатное слово:

Фольклор: сказки, пословицы, загадки.

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.)

Наглядные методы

Наблюдаемые объекты, предметы; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами и др.

Метод мотивации и стимулирования

Поощрение; образовательные ситуации, игры, соревнования.

Методы проблемного

обучения

Рассказы, содержащие проблемный компонент; объекты окружающего мира; различный дидактический материал.

2.2. Тематический план

месяц

п/п

Тема занятия

Цель

Педагогические средства

Тема «Профессии»

сентябрь

1.

Входная диагностика.

Введение в тему.

Определить исходный уровень экономических представлений детей.

Беседа, наглядные пособия, загадки и пословицы, викторина «Кто знает больше профессий».

2-3

Современные  профессии.

(менеджер)

Профессии родителей.

Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д.

Беседа, игровой модуль для с/р игры «Дом», д/и «Назови, кто что делает», Учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

4.

Бережное отношение к результатам чужого труда.

Формировать навыки и умения бережного отношения к результатам чужого труда.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, проблемная ситуация «Самая важная профессия».

Тема: «Деньги»

Октябрь

5.

Путешествие в прошлое денег.

Формировать представления детей о назначении денег.

Беседа, наглядные пособия, настольные игры, просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги».

6.

Какие бывают деньги.

Содействовать развитию умения детей отличать монеты от банкнот, дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже.

Беседа, наглядные пособия, игровые банкноты и монеты, чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

7-8.

Познавательный маршрут «Банкомат». Виртуальная экскурсия.

Бережное отношение к деньгам, первичные представления о хранении денег. Показать работу банкомата.

Беседа, наглядные пособия, игровые деньги, кошелек, арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги?», оригами «Кошелёк»

9.

Денежные знаки разных стран.

Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.

Беседа «Денежные знаки разных стран», с/р игры: «Магазин», «Банк».

Тема: «Правила экономии»

ноябрь

10.

Копейка рубль бережет.

Формировать навыки и привычки культурного и экономического поведения в быту.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, д/и «Дешевле – дороже», «Товары и услуги».

11.

Сколько заработал – столько и купил

Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Беседа, д/и «Магазин игрушек», с/р игра «Продуктовый магазин».

12.

Мои желания и возможности.

Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, понимание родительского «можно» и «нельзя»

Беседа, презентация, д/и «Хочу или надо».

13.

Заработная плата – оплата труда.

Формировать первичные представления о понятии «заработная плата-оплата труда»

Беседа, наглядные пособия, ситуационно-ролевая игра «Стоимость труда различна», чтение сказки «Выгодное дело».

Тема: «Товар»

декабрь

14.

Что такое товар. Мы покупаем товары в магазине.

Продолжать формировать начальные представления детей о понятии «товар», назначении денег (приобретении товаров), объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно.

Беседа, наглядные пособия, презентация, д/и «Что сегодня я куплю», «Что быстрее купят».

15.

Как Миша стал бизнесменом.

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, семейный бюджет;

Беседа, чтение отрывка из книги «Экономика для детей», история 1, д/и.

16.

Как накопить на любимую игрушку?

Сформировать представление о расходах семьи, понимание основных

потребностей семьи и способов их удовлетворения.

Рассказ - беседа «Какие у нас потребности?», проблемная ситуация, д/и «Потребность – возможность», чтение сказки «Жадная старуха».

17.

Семейный бюджет.

Способствовать формированию представлений о семейном бюджете, расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие».

Беседа «Состав семейного бюджета», д/и «Какие бывают доходы?», чтение и обсуждение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», творческое занятие «Делаем копилку».

Тема: «Полезные финансовые навыки и привычки»

январь

18-19

Путешествие в общественном транспорте.

Формирования нравственно-оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения.

Чтение художественной литературы, беседа, д/и, загадки, наглядные пособия.

20.

Приобрел

вещь – умей с ней обращаться.

Научить уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Беседа, д/и «Купи другу подарок», загадки, чтение художественной литературы, наглядные пособия.

Тема: «Увлекательный мир рекламы»

февраль

21.

Что такое реклама?

Создать условия для развития представления детей о рекламе.

Беседа, д/и, загадки, наглядные пособия.

22.

Как создают рекламу?

Создать условия для развития представления детей о том, кто и как создает рекламу.

Беседа, д/и, наглядные пособия.

23.

Рекламное агентство.

Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность, познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Беседа, с/р игра «Рекламное агентство», д/и.

24.

Моя реклама.

Создать условия для развития детского творчества, предложить детям составить собственную рекламу.

Беседа, д/и, наглядные пособия, презентация, конкурс на лучшую рекламу (рассказать о товаре).

Тема: «Предприятия торговли и их особенности»

март

25-26

Мой город Воронеж.

Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях.

Беседа, д/и «Знаешь ли ты свой трудовой город», наглядные пособия.

27-28.

Предприятия города. Промышленные предприятия и  экология.

Сформировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Беседа, наглядные пособия, д\и «Угадай, где продаются», отгадывание загадок о торговле, с/р игра «Супермаркет».

Тема: «Свой бизнес»

апрель

29-30

Бизнес-план.

Атрибутика.

Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.

Беседа, составление бизнес-плана, д/и «Реклама», наглядные пособия, презентация.

31-32.

Рабочие места.

Продукция.

Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция».

Беседа, загадки, презентация, наглядные пособия, с/р игра «Пекарня».

Тема: «Ярмарка»

май

33-34

Наша мастерская.

Развитие эмоциональной сферы детей психологического комфорта. Развивать у детей желание изготавливать поделки для продажи.

Беседа, творческая деятельность, создание поделок для ярмарки, с/р игра «Ярмарка».

35.

Развлечение  

«В поисках клада»

Подведение итогов.

Диагностика знаний и умений детей.

Беседа, закрепление материала, с/р игра «в поисках клада», анкетирование родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

2.3. Взаимодействие с родителями

Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и дошкольные образовательные организации передают ребенку первый социальный опыт.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной и др.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для самостоятельного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений родителям рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.

Вхождение ребенка в мир товарно-денежных отношений требует наличие логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям рассказать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.

Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить взаимопонимание, выбрать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении азов финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Направление и формы взаимодействия с родителями

Направление

Формы работы

информационное

тематические стенды, консультации, создание библиотеки, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации

познавательное

создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки

досуговое

праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми

аналитическое

анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

3.2. Информационное обеспечение

- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – онлайн-доступ : https://www/youtube.com/watch?=hpm8_gq4O-0

- «Профессии» – онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html 

- Раскраски «Деньги» – онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-raskraski/raskraska-dengi    

- Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников – онлайн доступ: https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov

- Комикс «История о рублике и его друзьях» /Министерство финансов Калининградской области – онлайн-доступ: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf 

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – онлайн-доступ: www.festival.lseptember.ru 

- Дети и деньги– онлайн-доступ: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml 

- Ребенок и его мир – онлайн-доступ: www.worldofchildren.ru 

- Интеллектуальный клуб. – онлайн-доступ: www.klubkontakt.net 

- Cайт журнала «Семейный бюджет» – онлайн-доступ: http://www.7budget.ru

- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» – онлайн-доступ: http://www.dostatok.ru;

- Журнал «Работа и зарплата» – онлайн-доступ:  http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata 

- Портал «Профориентир». «Мир профессий» – онлайн-доступ: http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

- Сайт «Все о пособиях» – онлайн-доступ:  http://subsidii.net/.

3.3. Методическое обеспечение

- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.

- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. – 2003, №4. – С.55.

- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. – 2003, № 4. – С. 103.

- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. – 2009, № 7. – С. 8.

- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009, № 8. – С. 63.

- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. – 2010, № 9. – С. 3-6.

- Воронина В.В. Школа юного экономиста. – Волгоград: Учитель, 2008.

- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: Детство–Пресс, 2013.

- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. – 2007. № 6.

- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. – 2008, № 11. – С. 75.

- Любимова Л.В. «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – М.: Издательсво «ациональное образование», 2021 – 144 с.

- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие. – СПб., 2001. – 130 с.

- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М.О. Еремина [и др.] – Калининград: Калининградская книга, 2017.– 48 с.

- Шатова А.Д. – М.: Ювента, 2003.

3.4. Основные понятия и термины

  • Аверс – лицевая сторона монеты
  • Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров на складе, в магазине или предлагаемых услуг.
  • Банк – организация, которая принимает деньги на хранение и предоставляет      кредиты.
  • Банкир – управляющий или владелец банка.
  • Банкнота – бумажный денежный знак, выпускаемый центральным банком для постоянного оборота.
  • Банковская карта – пластиковая платежная система.
  • Банкомат – аппарат для приема и выдачи денег с помощью платежной карты.
  • Бартер – обмен товаров и услуг без использования денег.
  • Безналичные деньги – средства, расположенные на банковских счетах, используемые для покупки товаров и оплаты услуг.
  • Валюта – деньги иностранных государств.
  • Деньги – бумажные или металлические знаки, используемые для покупки товаров или оплаты труда.
  • Дорогой – имеющий высокую цену.
  • Доход – деньги, которые получает отдельный человек, предприятие        или государство в результате какой-либо деятельности.
  • Зарплата (заработная плата) – деньги, вознаграждение, получаемые за работу.
  • Копилка – емкость или специальное приспособление для хранения и накопления банкнот или монет.
  • Монета – металлический денежный знак.
  • Накопления – деньги, которые откладывают или хранят.
  • Наличные деньги – деньги в форме банкнот и монет.
  • Потребность – то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Продавец – человек, который продает товары.
  • Предложение – количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Расход – деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Реклама – информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку.
  • Рубль – денежная единица Российской Федерации.
  • Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.
  • Семейный бюджет – распределение доходов и расходов в семье.
  • Товар – продукт, предназначенный для обмена или продажи.
  • Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
  • Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....