проектная деятельность по экономике "Юный экономист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что все товары и услуги создаются трудом взрослого человека, что деньги получают за работу, и что на заработанные деньги можно покупать товар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_yunyy_ekonomist.docx | 350.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 г. Кузнецка
Проектная деятельность в ДОУ
На тему «Юный экономист»
Воспитатели: Харитонова Е.С.
Дубравина И.В.
г. Кузнецк
2020-2021 год
Содержание
Паспорт проекта________________________________________________ | 3 |
Актуальность проекта___________________________________________ | 3 |
Направления работы по проекту___________________________________ | 3 |
Цели и задачи проекта___________________________________________ | 3 |
Наиболее важные задачи_________________________________________ | 4 |
Проектная идея_________________________________________________ | 4 |
Ожидаемый результат___________________________________________ | 4 |
Предполагаемые итоги реализации педагогического проекта_________ | 5 |
Способы оценки________________________________________________ | 6 |
Основные формы реализации проекта______________________________ | 6 |
Формы обучения экономическим понятиям_________________________ | 6 |
Приемы и средства обучения_____________________________________ | 6 |
Работа с родителями по проекту___________________________________ | 7 |
Этапы и сроки проведения проекта________________________________ | 7 |
Перспективный план работы по проекту____________________________ | 7 |
Список литературы______________________________________________ | 12 |
Приложение____________________________________________________ | 13 |
Паспорт проекта:
Наименование проекта: | «Экономика для малышей» |
Руководитель проекта: | Харитонова Е.С. |
Продолжительность проекта: | долгосрочный |
Дата начала: | 01.09.2020г. |
Дата завершения: | 30.08.2020г. |
Тип проекта: | Информационно- игровой |
Участники проекта: | Воспитатели группы, родители, дети. |
Возраст детей: | 5-6 лет |
Актуальность проекта:
Современная жизнь диктует новые требования к содержанию воспитания детей. Так, одним из новых направлений можно выделить - знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства». Семья – эта первая ячейка реальной экономической среды, в которой живет и развивается сам ребенок. Повседневный труд взрослых, их доходы и расходы. Дети поневоле включены в эти реальные жизненные ситуации и постоянно копируют их в своих ролевых играх.
Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что все товары и услуги создаются трудом взрослого человека, что деньги получают за работу, и что на заработанные деньги можно покупать товар. В проекте объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети совместно со взрослыми получают практически значимый результат. Проект «Юный экономист» является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности.
Направления работы по проекту:
- Социально-нравственное воспитание (воспитание трудолюбия, уважения к труду, интереса к профессиям).
- Формирование элементарных экономических знаний.
- Развитие трудовых навыков (бытовой труд, пользование бытовыми приборами, кулинария, сферой обслуживания и пр.).
Цель и задачи данного проекта:
- Трудовое и социально-нравственное воспитание
- Развитие экономического мышления
- Формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Наиболее важные задачи:
- Сформировать у детей элементарные знания об экономике, познакомить их с наиболее доступными понятиями: товар, цена, чек, деньги, семейный бюджет, доход, пенсия, зарплата, рубли, расход и пр.
- Формировать экономическое мышление.
- Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
- Прививать детям навыки и привычки культурного поведения, научить пользоваться электроприборами, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность.
- Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам.
- Учить ценить и воспринимать окружающий мир, как результат человеческого труда.
- Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
- Познакомить детей с ведением хозяйства.
- Познакомить с денежными знаками (монета, купюра) России и других стран;
- Сформировать на доступном уровне согласно возрастным особенностям детей взаимосвязь таких понятий как «труд- продукт – деньги» и то, что цена продукта прямо зависит от качества.
Проектная идея:
создать в группе условия для реализации данного проекта – зона тепличного хозяйства, зона сюжетно ролевой деятельности, зона – «знакомство с электрическими приборами», зона – магазин, кафе, тепличное хозяйство, зона «Мастерской сувениров».
Ожидаемый результат:
- Формирование экономического мышления.
- Формирование знаний об экономике.
- Формирование представлений о рыночных отношениях.
- Формирование представлений о семейном бюджете.
Предполагаемые итоги реализации педагогического проекта:
Ребёнок |
|
Родитель |
|
Педагог |
|
Способы оценки
Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Основные формы реализации проекта:
- Беседы
- Дидактические игры
- Сюжетно- ролевые игры
- Конкурсы
- Просмотр презентаций по экономическим темам
- Трудовая деятельность детей в «Огороде на окошке» по выращиванию садово-огородных культур
- Трудовая деятельность по изготовлению сувениров в новой сюжетно ролевой игре «Мастерская сувениров»
- Работа с родителями
Формы обучения экономическим понятиям
- Самостоятельные игры детей – сюжетно – ролевые, дидактические.
- Комплексные тематические занятия.
- Просмотр и обсуждения презентаций по экономическим темам.
- Труд в природе (в группе, на участке, в огороде, дома).
- Развлечения и вечера досуга (конкурсы, вечера отдыха).
- Инсценировка «Экономических» ситуаций.
Приемы и средства обучения
- Чтение художественной литературы с экономическим содержанием (рассказы, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки).
- Практические методы – выращивание овощей, зелени.
- Беседы с людьми – представителями разных профессий.
- Экскурсии в магазины – наблюдения за работой продавцов, кассиров, покупателей.
- Сюжетно – ролевые игры (в семью, в магазин, кафе, фабрику сувениров, ярмарку и пр.).
- Дидактические игры.
Работа с родителями по проекту
- Информировать о задачах и содержании экономического воспитания детей.
- Предложить участвовать в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (праздники, ярмарки, конкурсы).
- Организовать семейный клуб в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.
- Провести анкетирование с родителями
Этапы и сроки проведения проекта.
Этапы проекта | Сроки реализации |
Подготовительный | сентябрь 2020 год |
Основной | октябрь 2020 год – июль 2021 года |
Заключительный | август 2021 год |
Перспективный план работы по проекту
Месяц | Проводимая работа. |
|
|
| ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Беседа с детьми: «Что такое семья?» «Кем работают ваши родители?» Целевая прогулка в детскую поликлинику. Дидактическая игра: «Какие бывают магазины?» НОД: «Как стать Неболейкой» Дидактическая игра: «Узнай, какая это профессия?» «Игра по картинкам» Сюжетно ролевая игра: «Больница ». Чтение художественной литературы: « Девочка чумазая» А.Барто. Анкетирование родителей: «Нужна ли детям экономика» |
Ноябрь 2020г. | УСЛУГИ. НОД: «Профессии вокруг нас» Экскурсия на кухню. Беседа с детьми: «О чем мечтаешь?», «Кем ты хочешь быть?» «Что такое семейный бюджет?» «Что значит экономить?» Сюжетно ролевая игра: «Семья » Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?» «Бюджет семьи». Просмотр ЛэпБука: модель «Семейного бюджета» Ручной труд: «Ремонтируем книги» Дидактическая игра: «Что? Где? Когда?» «Отгадай магазин по вывеске» Чтение художественной литературы: «Приключения Буратино» Изготовление книжки самоделки «Мои мечты» |
Декабрь 2020г. | ПОТРЕБНОСТИ ЖИВОТНЫХ. Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные» НОД: (игра-путешествие) «Игрушечный зайчик в гостях у живых зайцев в лесу». Беседа с детьми: «Животные моего края» Дидактическая игра: «Зоопарк», «Зоологическое лото» Сюжетно ролевая игра: «Зоопарк» Чтение художественной литературы: «300 вопросов о животных» Рисование на тему: «Моё любимое животное» |
Январь 2021г. | ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЙ. НОД: «Сравнение живой ели и искусственной ёлки». Экспериментальная деятельность: «Потребности комнатных растений» (тепло, свет, вода) Беседа с детьми: «Растения вокруг нас» Экскурсия на зимний огород. Дидактические игры: «Детки, с чьей вы ветки?», «Я садовником родился..». Морфологическая таблица: «Потребности растений». Чтение художественной литературы: «Детям обо всем на свете», В. Бианки «Лесная газета». Организация мини-огорода в уголке природы. Ухаживание за огородом на окне. Рисование: «Березка». Викторина с родителями: «Любители природы». |
Февраль 2021г. | РЕСУРСЫ. НОД: «Что из чего сделано?» Экспериментальная деятельность с предметами и материалами. Беседа с детьми: «Кому спасибо говорим?» «Как мы можем экономить семейный бюджет?» Сюжетно ролевая игра: «Магазин игрушек». Дидактическая игра: «Найди такой же», «Что из чего сделано?», «Чудесный мешочек». Чтение художественной литературы: «Сказки, добытые из-под земли». Рисование «Деревянная лошадка». |
Март 2021г. | ПРОИЗВОДИТЕЛИ. НОД: «Кто построил этот дом?» Беседа с детьми: «Строительные профессии» Составление рассказов по серии картинок: «Строим дом». Сюжетно ролевая игра: «Стройка », «Мы - шоферы». Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?» «Распредели предметы по профессиям» «Отгадай, о какой профессии я говорю!» Чтение художественной литературы: Баруздин «Кто построил этот дом?» Е. Пермяк «Для чего руки нужны?» Развлечение: «Кем быть?» |
Апрель 2021г. | КАПИТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. НОД: «Кому спасибо говорим?» Экскурсия на прачечную. Беседа с детьми: «Наши помощники» Сюжетно ролевая игра: «Семья». Дидактическая игра: «Домашние помощники». Чтение художественной литературы: загадки о бытовой технике. Организация выставки поделок из природного материала. |
Май 2021г. | 1. Осуществить анализ работы по проекту. 2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада. 3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете. 4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «Аукцион детских работ». 5. Показательное занятие для воспитателей детского сада «Семейный бюджет». 6. Провести мониторинг образовательного процесса. 7. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников. |
КАПИТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. НОД: «Супермаркет» Беседа с детьми: «Что такое товар?», «Что означает спрос?». Целевая прогулка к магазину «Пятерочка». Сюжетно ролевая игра: «Супермаркет». Обыгрывание ситуации: «В магазине». «Купи игрушку, состоящую из тех же геометрических фигурок», «С какой полки упало?» Просмотр презентации: «Какие бывают деньги» Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел?». Продуктивная деятельность – изготовление сувениров из макарон для продажи их в сувенирной лавке. | |
Июнь 2021г. | РЕСУРСЫ. НОД: «Приготовление салата» Беседа с детьми: «Полезные и вредные продукты?» Сюжетно ролевая игра: «Семья», «Овощная лавка». Дидактическая игра: «Витрина магазина», «Мои покупки» Просмотр презентации «Как мы можем беречь природу» Чтение художественной литературы: Рисование натюрморта «Овощи на столе» |
Июль 2021г. | |
Август 2021г. |
Список литературы:
- Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
- Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
- Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
- Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. Н.Новгород, 1994.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
- Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
- Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
- Смоленцева А.А., Моисеева М.А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. Н.Новгород, 1999.
- Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород, 1999.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
- Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95
- Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М. : Владос, 2000. – с. 125
- Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
- Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Журнал «Дошкольное воспитание». 1989. №1, №4, №8. 1990, №12.
- Шатова А.Д., Иванкова Р.А. Формирование экономических знаний у дошкольников в игре. М., 1996.
Приложение:
Анкета для родителей
Обсуждаете ли Вы со своим ребенком бюджет семьи?
Рассказываете ли Вы своему ребенку о своей работе?
Даете ли Вы своему ребенку карманные деньги?
Кем по профессии Вы видите своего ребенка?
В каких формах Вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Школа маленького предпринимателя»?
Игра – занятие «Угадай, какая это профессия?»
Цель: уточнить знания детей о профессиях. Расширить представления детей об особенностях, связанных с работой в рекламном агентстве.
Материал: карточки – картинки с изображением людей разных профессий. Реклама различных товаров.
Ход игры:
Воспитатель описывает профессии рекламного агентства, художника – оформителя. Но не называет их. Дети отгадывают.
Вопросы:
Кто заказывает рекламу, оценивает ее выполнение, расплачивается с агентом за рекламу?
Кто собирает информацию, предлагает рекламировать продукцию? (рекламный агент)
Кто оформляет рекламу, учитывая пожелания заказчика?
Игры с карточками.
1.Игра с карточками, на которых изображены: детский сад, банк, школа, магазин, рекламное агентство, больница.
Вопросы детям: чем занимаются люди, работающие в (указывается место)
2.Дети рассматривают мини-рекламы, которые изготовили сами: весёлый Зайка рекламирует овощи, Белочка –своё любимое лакомство- орешки, Волк- грибы.
Вопросы:
Кому из зверей нравится рекламировать товар? Почему?
Можно ли сказать. Что все звери довольны своей работой? Почему?
Дети высказывают свое мнение, доказывая правильность своего выбора. Все приходят к выводу, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной, выделять самое лучшее в товаре. Тот, кто его рекламирует, должен быть веселым, улыбающимся, красивым.
3.Дети рассматривают карточки, на которых нарисованы банк, рекламное агентство, магазин «Цветы», магазин «Одежда», библиотека.
Вопросы:
Куда войти для того, чтобы: – заказать рекламу?
- взять деньги в долг?
- купить цветы?
- взять для чтения книгу?
Домашнее задание:
Придумать вместе с родителями рекламу своей любимой игрушки, книги, конфет и т. д.
Вечер досуга «Аукцион»
Цель: раскрыть детям особенности продажи товаров на Аукционе,
развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.
Группа оформлена в виде театра: красивый занавес с персонажами, у стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках сидят красивые игрушки (поделки) –лоты.
Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.
Мы сегодня – участники аукциона. Этот аукцион будет проходить
В театре Карабаса - Барабаса. А вот и хозяин театра вместе с Буратино.
Карабас: Здравствуйте, дорогие зрители!
Посмотреть наш театр не хотите ли?
В нашем театре много забав,
Хотите песню, хотите пляс!
Буратино: Наши артисты все знаменитые,
Все популярные, все именитые.
И будут рады они для вас
Петь, танцевать здесь хоть целый час!
Ведущий: Сегодня в нашем театре аукцион.
А что такое аукцион?
Обратимся к нашим участникам (ответы детей)
У кого есть деньги, тот может принять участие в
нашем аукционе. На аукцион выставляются
красивые игрушки.
Карабас: У меня денег целый мешок, что захочу, то и куплю!
Буратино: А меня, как вы помните, 5 золотых. А у вас, ребята, деньги есть?
Дети: Есть!
Ведущий: Дети, как можно заработать деньги?
Я предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где? Когда?»
Ведь вы настоящие знатоки и любители экономики.
Игра «Что? Где? Когда?»
Все ли можно купить и продать?
Почему все люди должны трудиться?
Всегда ли были товары?
Почему люди должны покупать и продавать товары?
Дети отвечают на вопросы и получают заработанные деньги.
На аукционе продаются три – четыре игрушки.
Называется стартовая цена лотов.
Происходит распродажа игрушек.
Карабас: дорогие друзья, в нашем театре антракт. Кто не успел приобрести товар сейчас, тот может сделать это после антракта.
Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом»
Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом»
Вопросы по сказке:
Какую нужду испытывали котята?
Как могла помочь тетя Кошка своим племянникам котятам?
Какие золотые правила нарушила тетя Кошка, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.
Чтение отрывка из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены».
Чтение детям отрывка из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены».
Задание по отрывку:
Определить семейный доход крокодила Гены.
Как можно увеличить семейный доход ?
Какие составные части есть у дохода?
Домашнее задание:
Составить модель семейного бюджета своей семьи.
Резульат:
Просмотр презентации о семейном бюджете и его составных частях.
Чтение русской народной сказки «Морозко»
Чтение русской народной сказки «Морозко».
Вопросы по сказке:
Как работала старикова дочь на Морозко?
Как работала мачехина дочь на Морозко?
Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочь – с убытком?
Прочтение сказки заставляет задуматься над таким свойством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.
Пословицы и поговорки экономического содержания
Многие пословицы и поговорки в обобщённой форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду:
Каков работник, такова ему и плата.
Не в деньгах счастье.
Не с богатством жить, а с человеком.
Скупой платит дважды.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Без работы день годом станет.
Загадки о бытовой технике.
Идет пароход то взад то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).
От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).
Решение экономических задачек.
Цель: повысить интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Задачки:
1.Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?
2.Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?
Вопросы по задачам:
- Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?
- Почему пчелы заболели и погибли?
- Как нужно было поступить пасечнику?
Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Конспект занятия «Уроки Гнома Эконома»
Цель:
- формировать экономическое сознание;
- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли.
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;
- пробуждать здоровый интерес к деньгам;
-воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и охранять окружающую среду.
Материал: бумбокс с музыкальным сопровождением, презентация «Семейный бюджет», предметные картинки с изображением товаров и магазинов, цветные карандаши, карточки с заданиями для каждого ребёнка, поощрительные призы для детей.
Предварительная работа:
- дети знакомились с живой и неживой природой, учились правильно с ней взаимодействовать;
- в игровой деятельности использовались сюжетно – дидактические игры «Маленькие покупки», «Магазин»;
- рассматривали модель семейного бюджета;
- использовали дидактические игры «Вкусно и полезно», «Бюджет моей семьи», «Товарный склад».
- проводились беседы на тему классификаций магазинов по товарам, продаваемым в них.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: К нам в гости спешит гном Эконом, который расскажет вам много интересного.
Дети сидят на коврике, под музыкальное сопровождение заходит Гном.
Гном: Здравствуйте ребята я гном Эконом и живу я в лесу. Ребята, а вы хотите послушать, почему меня так называют?
Дети: Да! Очень хотим!
Гном: Ну, усаживайтесь удобнее и приготовьтесь слушать и смотреть. Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом , вместе со мной живет моя жена, Гномела, а еще с нами живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка.. А прозвали меня так, потому что, я очень много работал, копил, экономил лесные деньги. На заработанные и сэкономленные деньги я построил в лесу сеть своих магазинов и продолжил в них работать и зарабатывать. Моя жена Гномелла работает врачом, лечит гномов и за свой труд мы получаем…….Эх, забыл, как же это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…
Дети: Зарплату.
Воспитатель: Правильно, зарплату. Дети, а вы знаете, что означает слово ЗАРПЛАТА?
Дети: Это оплата труда.
Воспитатель: Правильно, зарплата- это заработанная плата за какую то работу или труд.
Гном: Правильно, Я получаю зарплату за работу в магазинах, а Гномела за то что лечит лесных жителей, а еще с нами живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают… А вот что, опять забыл, не подскажите?
Дети: Пенсию!
Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном - Эконом, его жена Гномела, дедушка - Гном и бабушка - Гномела, называется семейный бюджет. Давайте все вместе скажем хором фразу: семейный бюджет (дети смотрят на модель семейного бюджета, представленного в презентации).
Воспитатель: ребята, а на что тратятся деньги из семейного бюджета?
Дети: на еду, на одежду, и т. Д
Воспитатель: Правильно, давайте посмотрим на схему, представленную на экране.
Дети смотрят картинку из презентации.
Воспитатель: дети, давайте расскажем нашему гостю как мы, которые не работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить семейный бюджет - заработанные родителями деньги?
Дети: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….
Гном: Какие вы молодцы так много знаете об экономии семейного бюджета. А вы не хотите мне помочь и поработать помощниками в моих магазинах?
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем помощь Гному - Эконому! А за то, что мы будем его помощниками, он нам тоже заплатит, как вы думаете, что?
Дети: Зарплату.
Воспитатель: Молодцы! Я приглашаю вас начать наше путешествие в страну работающих. Ну что, ребята, готовы к путешествию?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Да.
Воспитатель: И как же, Аня?
Ответы детей : ……. (должен прозвучать ответ- рубли)
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. Давайте вместе повторим, как называются деньги, которыми мы пользуемся.
Дети отвечают хором: Рубли.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ой, ребята, а куда складывают заработанные деньги?
Дети: В копилку, кошелёк….
Воспитатель: Молодцы!
Гном: Ну что, ребята, позвольте мне предложить вам первое задание, а заключается оно в том, что вам предстоит поработать экспедиторами, а значит, вам нужно будет рассортировать и отвезти товары по соответствующим магазинам. Хлебную продукцию мы везём в булочную, бытовую технику – в магазин бытовой техники, моющие средства и товары прочие хозяйственные товары - в хозяйственный магазин, фрукты и овощи – в фруктово-овощной магазин, мебель - в мебельный магазин, предметы одежды в магазин одежды, обувь -в обувной магазин, ну а книги и канцелярские товары – в книжный магазин.
Воспитатель: сейчас каждый из вас получит конверт с товарами, которые вы и должны будете распределить по магазинам.
Дети получают карточки с изображением товаров и распределяют их по соответствующим магазинам, после чего все дружно проверяют, на сколько, правильно они справились с заданием.
Воспитатель: Замечательно. С этим заданием вы справились.
Гном: Ребята, интересно, как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
Дети: ветер, солнце, речку, облака…..
Воспитатель: Молодцы!
Гном: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги».
Воспитатель: Для этого вам придётся присесть за столы, где я вам раздам листочки с предметами, а вы обведёте на нём красным карандашом все, что нельзя купить в магазинах, а зелёним – всё, что в магазинах продаётся. Хорошо?
Дети: хорошо.
Дети получают карточки с предметами и карандаши и начинают выполнять задание, а затем анализируют правильность выполненного задания.
Гном: как вы дружно и весело играли и помогали мне, вы просто молодцы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы должны бережно относиться, и к тому, что можно купить и к тому чего нельзя. Вот, например, если в лесу грибы рвать, сколько хочешь, топтать их ногами, то грибов просто не станет. А если покупать хлеб, и не относиться к нему бережно (крошить, не доедать и выбрасывать), то никогда не станешь экономным и не сделаешь накопления, потому что деньги на хлеб будете тратить зря. Запомните это и будьте бережливыми ко всему, что вас окружает.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
А что нового мы узнали из нашего путешествия?
Дети: ……
Воспитатель: молодцы! Ребята, а давайте расскажем о наших планах на будущее:
1 ребенок: | 2 ребенок: | 3 ребенок: |
С экономикою нас Начали знакомить. И как деньги получать И их же экономить. | Мы доход своей семьи Вместе подсчитали, Знаем цену всем вещам Что нам покупали! | Будем знанья получать, Денежки накопим, И вам, детские сады, В будущем построим! |
Гном: Ну, спасибо большое вам, ребята за помощь мне, ну а теперь вот ваша зарплата и подарки от меня.
В конце занятия дети получают призы и угощение от Гнома - Эконома.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я бы хотела поблагодарить вас за внимательность. Наше путешествие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная интегрированная организованная деятельностьпо физической культуре "Школа мяча"
Интегрировенное занятие( логопедия+физкультура)История мячаПальчиковые игры с каучуковым мячомИгра речь с движением с теннисным мячом "Быстро догони"Игры-эстафеты с резиновыми мячамиЗагадки о различны...
Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....
Проектная деятельность "Маленький экономист"
Цель: формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи: -сформировать первичные экономические понятия;-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зар...
Образовательная деятельностьпо развитиречи в старшей группе "Осенний альбом"
Речевое развитие детей-дошкольников в условиях современных информационных и предметных дидактических средств согласно ГОС ДО...
Открытое занятие по проектной деятельности "Маленький экономист"
Данная методическая разработка составлена для проведения открытого итогового занятия по проектной деятельности «Маленький финансист» с дошкольниками старшего возраста.Цель: формирова...