Программа кружковой работы на тему: "Формирование финансово-экономической грамотности дошкольника"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

Пояснительная записка

 

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирование общей культуры личности ребёнка.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категорий, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, рачительность, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

   Программа кружковой работы

Тема: «Формирование финансово-экономической грамотности дошкольника».

                                                                               Руководитель Попова Г.Н.

Пояснительная записка

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирование общей культуры личности ребёнка.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категорий, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, рачительность, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность программы

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому  наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким эстетическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем к деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить (поделиться, подарить, положить в копилку и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определённой последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослым.

Всё это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирование финансовой грамотности начиная с дошкольного возраста.

Цель: - раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-  формирование представления о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

- дать представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;  

- создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности условия для решения практических задач самими детьми;

- заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- воспитывать навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту

 - развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

- обучение правильному отношению к рекламе;

- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Система оценки результатов освоения программы.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая.  Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой) Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Форма организации деятельности:

- образовательная деятельность взрослых и детей;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Занятия проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Длительность занятия – 25 минут.

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

                                            Тематический план

№ п/п

Непосредственно образовательная деятельность

Виды самостоятельной детской деятельности

Оборудование

Термины

Тема

Задачи

Раздел 1. Потребности

                                            Сентябрь-ноябрь

1

Разнообразие потребностей современного человека

Формировать представление детей, что такое потребность и в чем она выражается

Дидактическая игра «Заветные желания»

Чтение произведения К.Чуковского «Телефон»

Рисование «Что хочу я»

Картинки к дидактической игре

Произведение К.Чуковского «Телефон»

Карандаши, фломастеры, листы бумаги

Потребности

2

Потребности в пище, воде, воздухе, тепле.

Формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет.

Правило: «Ничего не трогать зря»

Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены

Дидактическая игра «Одежда людей»

Беседа «Ничего не трогать зря»

Схема с обозначением главных физиологических потребностей человека.

Символы-знаки: как беречь хлеб, воду, тепло, свет.

Бережливость

Личная гигиена

3

Безопасность и сохранение здоровья

Формировать у детей бережное отношение к здоровью, привычку к здоровому образу жизни

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»

Беседа «Правила дорожного движения»

Дорожные знаки

Альбом «Правила дорожного движения»

Атрибуты к дидактической игре «Как избежать неприятностей»

Привычки

Здоровый образ жизни

4

Потребность в общении и уважении

Формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, уяснить понятия: «можно», «нужно», «нельзя»

Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно, а врозь скучно», «От приветливых слов язык не отсохнет»

Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского «Что такое хорошо. Что такое плохо»

С-ролевая игра «Семья»

Книги о детях

Потребность

Уважение

Можно

Нужно

Нельзя

5

Проявление интересов

Формировать у детей правильное отношение к интересам сверстников; понимание, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно.

Решение проблемных ситуаций.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему веленью», «Крошечка – Хаврошечка»

Рисунки детей по прочитанным книгам

Книги о детях, дружбе

Схема «Интересы»

Изобразительный материал

Интересы

Право человека делать то, что ему интересно

6

Потребность человека и животных

Проанализировать потребности человека.

Развивать представления детей о потребностях растений и животных. Сравнить чем похожи и чем отличаются

Просмотр видеокассеты по произведению К. Чуковского «Телефон»

Рисование потребностей растений и животных

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Атрибуты для дидактической игры

Материал для рисования

Потребность

7

Предметы необходимые для жизни

Учить детей выбирать предметы необходимые для жизни на необитаемом острове

Воспитывать бережное отношение к вещам

Беседа «Что такое необитаемый остров»

Игровое упражнение «Возьми то, что тебе пригодиться на острове»

Игровой материал уголка

Необитаемый остров

Предметы необходимые для жизни

8

Что такое ресурсы

Дать детям понятие «ресурсы»

Формировать у детей бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку.

Учить бережно относиться ко всему

Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые»

Иллюстрации с изображением водоёмов. Животного и растительного мира

Коллекция «полезные ископаемые»

Книги с иллюстрациями о природе

Полезные ископаемые

Ресурсы

9

Бережное отношение к природным ресурсам

Закрепить знания детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить детям. Что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормить человека. Поэтому человек должен беречь природу.

Работа со схемой «Экономические ресурсы»

Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу»

Игра «Доскажи словечко»

Дидактическая игра «Из чего сделано»

Альбом «Правила поведения в лесу»

Атрибуты для игры «Из чего сделано»

Схема «Экономические ресурсы»

Экономические ресурсы

Бережное отношение к природе

10

Трудовые ресурсы

Дать детям понятие «трудовые ресурсы», уточнить знания детей о природных ресурсах

Работа со схемой

Рассматривание альбома «Наш город»

Схема «Трудовые ресурсы»

Альбом «Наш город»

Трудовые ресурсы

Раздел 2. Труд.

                                              Ноябрь-декабрь

1

Труд

Уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда? Воспитывать у детей желание трудиться.

Рассматривание иллюстраций из произведения Н. Носова «Мишкина каша»;

Чтение сказки «Морозко»

Иллюстрации,

картинки

Труд

Результат

2

Труд – важное условие в жизни человека

Уточнить знания о труде, трудолюбии. Вспомнить пословицы о труде.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей»;

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Коллективный труд по уборке в группе.

Иллюстрации, басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Оборудование для организации труда в группе.

Трудолюбие

Уважение к труду

3

Все профессии важны

Уточнить знания детей о людях разных профессий.

Воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам.

Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

Рисование на тему «Кем работает мама, папа»

Карандаши,  фломастеры , листы бумаги

Профессии, ремёсла

4.

Кому, что нужно для труда

Уточнить знания детей о профессиях, об орудии труда

Д/игры: «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны».

С-ролевая игра «Библиотека»

Тематический лист «Профессии»

Атрибуты для дидактический игр и с- ролевой игре

Орудия труда

5

Раздел 3 Товар

                                Декабрь - январь

1

Труд-продукт, заводы нашего города

Отметить, что результатом труда людей является продукт – полезная, нужная вещь, продукты труда – это богатство.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках родного города местонахождение. Выпускаемая продукция.

Рассматривание фотографий предприятий родного города, картинок с выпускаемой продукцией

Фотографии предприятий, выпускаемых товаров.

Атрибуты для игры «Назови профессии»

Продукция, завод, фабрика, богатство

2

Как девочка Таня узнала, что такое товар, какие бывают товары

Дать детям понять, что такое товар. Формировать представление о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитывать бережное отношение к вещам

Рассматривание картинок с изображением различного товара.

Беседа, дидактическая игра на классификацию товара.

Свободное рисование какого – либо товара

Картинки, листы бумаги, карандаши, фломастеры

Товар

Вещи

3

Как мы узнали, откуда берутся товары в магазине

Закреплять знания детей о различных профессиях и разнообразии выпускаемой продукции.

Показать характер труда продавца. Подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребности людей в различных товарах. Обговорить с детьми правила поведения в магазине

Экскурсия в магазин.

С-ролевая игра «Магазин»

Беседа о профессиях и результатах труда людей

Атрибуты к игре «Магазин»

Труд продавца

Вежливость

Товар

Потребность

4

Волшебные помощники

Уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей.

Загадки. Игры: «Чудо – машины»

Рассматривание альбома «Бытовая техника»

Рисование – фантазия «Что бы я мог изобрести»

Иллюстрации с бытовой техникой

Материалы для рисования

Бытовая техника

5

Приобрёл вещь – умей с ней обращаться

Закрепить знания детей о том, что продукт труда – это мир вещей, который окружает нас. Для создания любой вещи человек прикладывает много усилий.

Воспитывать бережное отношение к вещам

Рассказ-визуализация

Беседа-размышление

Творческая мастерская «Подарок другу»

Иллюстрации с продуктами труда человека

Материалы для творческой мастерской

Бережливость

Раздел 4. Деньги и цена. Стоимость.

                                      Февраль - март

1

Труд- деньги.

Как приходят деньги в семью

Закрепить знания детей о профессиях людей. Познакомить детей с тем, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, её материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно им и детям

Дидактическая игра «Назови профессии»

Проблемный диалог, составление обобщающих рассказов.

Изготовление кошелька из бумаги способом оригами

Картинки «Профессии»

Цветная бумага

Деньги

Кошелёк

2

Денежные знаки.

Аверс, реверс.

Дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства.

Отметить, что у каждой денежной единицы есть лицевая сторона – аверс и оборотная – реверс.

Уточнить значение пословицы «Копейка рубль бережёт»

Рассматривание денежных единиц, просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»

Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор»

Поделка различных денег для игры в «Магазин»

Игра «Орёл и решка»

Купюры и монеты разного достоинства

Карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы

Монеты для игры

Деньги

Достоинство

Купюра

Монеты

Аверс

Реверс

3

Банк –дом в котором живут деньги

Дать понятие, что такое банк.

Уточнить представление детей о некоторых операциях, производимых в банке.

Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк.

Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости

Экскурсия к зданию банка.

Чтение Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»

Книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Банк

Деньги

Вкладчик

Проценты

4

Деньги-средства обмена товарами

Цена-ценник

Познакомить с со значением понятий: «цена», «ценник», «товар». Научить детей сопоставлять цену товара (стоимость) с имеющимися у них наличными деньгами.

Расширить знания детей о деньгах, как средстве обмена товарами между людьми

Беседа «Вопросы и ответы»

Рассматривание и рисование ценников

С-ролевая игра «Супермаркет»

Иллюстрации товаров с ценниками

Бумага, карандаши, фломастеры, ножницы

Атрибуты к с-ролевой игре

Цена

Ценник

Товар

Стоимость

5

Разные товары.

Группировка товаров по разным признакам

Дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам. Сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык)

Дидактическая игра «Специализированные и универсальные магазины»

Игровое упражнение «Разложи товар по разным признакам»

Картинки разных товаров

Пособия к игре

Этикетка

ярлык

Раздел 5. Бюджет. Семейный бюджет

                                               Март - апрель

1

Семейный бюджет.

Как приходят деньги в семью

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: стипендия, зарплата, пенсия.

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающими деньги

Беседа «Кто живет вместе со мной»

Рассматривание иллюстраций людей разного возраста

Рисование на тему «Моя семья»

Иллюстрации с людьми разных возрастных категорий

Материалы для рисования

Пенсия

Стипендия

Зарплата

Семейный бюджет

2

Бюджет – источник доходов и расходов

Дать понятие детям что такое доходы и расходы

Воспитывать разумные потребности

Ситуативная беседа

Работа со схемой «Кто что в семье покупает»

Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Предметные картинки, имеющие связь с доходами и расходами

Атрибуты к игре «Семейный бюджет»

Бюджет

Доход

Расход

3

Танюша с мамой идут в магазин

Продолжать знакомить детей со значением понятий «цена», «ценник» , «товар»

Упражнять в умении детей сопоставлять стоимость товара с наличными деньгами

Учить детей сопоставлять товар с потребностью семьи.

Чтение художественной литературы

С-ролевая игра «Магазин»

Атрибуты к игре

Потребность

Товар

Покупка.

4

Сбережения (накопления)

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения», «накопления»

Игра «В гостях у трёх поросят»

Просмотр мультфильмов «Приключения Буратино»

«Лиса и заяц»

Домик-копилка

Видеокассета

Сбережения

5

Аукцион знаний «Как накопить на любимую игрушку»

Копилка – полезная игрушка

Продолжать знакомить детей с понятием «накопления»

Учить размышлять на данную тему

Воспитывать бережливость, рачительность

Беседа – размышление,

Решение проблемной ситуации,

Чтение художественной литературы

Копилка

Монеты

Копилка

Сбережения

Раздел 6. Реклама

                                                 Апрель - май

1

Реклама

Дать детям представление о назначении рекламы, её видах: печатная, радио- и видио-реклама

Рассматривание рекламы разных товаров

Дидактическая игра «К какому товару эта реклама»

Реклама к товарам, картинки с изображением разных товаров

Реклама

2

Реклама – двигатель торговли

Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов, но обязательно понятные детям

Рисование рекламных буклетов, рассматривание их

Реклама к товарам

Изобразительный материал для рисования

Реклама

Буклет

3

Профессии людей в рекламном агентстве.

Мастер –художник в рекламном агентстве

Расширить представление о профессиях людей в рекламном агентстве.

Реализовать знания о работе художника-оформителя.

Воспитывать желание работать так же красиво, ловко, быстро, как мастер-художник; уважение к труду данной профессии

Беседа «Кто создает рекламу»

Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

С-ролевая игра «Рекламное агенство»

Карточки-картинки с изображением людей разных профессий.

Реклама к разным товарам

Изобразительный материал к рисованию

Рекламный агент

Мастер-художник

Оформитель

4

Аукцион

Познакомить детей с понятием «аукцион». Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием

С-ролевая игра «Аукцион»

Атрибуты к игре «Аукцион»

Аукцион

Аукционист

Стартовая цена

лот

5

Лотерея

Познакомить с особенностями разыгрывания лотереи

Изготовление подарков для лотереи

Атрибуты для лотереи

Лотерейные билеты

Лотерея

6

Ярмарка

Познакомить детей со словом «Ярмарка»

Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка отличается от ярмарки, которая проходила в старину

Изготовление поделок на ярмарку

С-ролевая игра «Ярмарка»

Цветная бумага, бросовый материал, клей , кисти для поделок,

Ярмарка

Скоморохи

Ассортимент

Бартер

Работа с родителями

 - Родительское собрание «Дети и деньги»

- Консультация «Должен ли ребёнок иметь карманные деньги»

- Советы психолога «Дети и деньги»

- Памятка для родителей по финансовому воспитанию

- Рекомендации по финансово-экономическому воспитанию в семье

Используемая литература:

-Финансовая грамотность дошкольника (программа кружка. Ресурсный и диагностический материал, занятия и игры) Авторы и составители: Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева. Издательство «Учитель» - Волгоград

- интернет ресурсы: douds.ru/wp-content/uploads/2019/08 Программа по финансовой грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...