Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Гарнатка Анастасия Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа

кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии

для детей от 4-5 лет

 «Умные ручки » 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umnye_ruchki.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Дополнительная общеразвивающая программа

кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии

для детей от 4-5 лет

 «Умные ручки »

Воспитатели:

Гарнатка А.А.

Коровина Т.В.

Мегион

 2018-2019 учебный год  

Пояснительная записка:

     В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и в умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в дошкольном детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов развития.

     Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса, открывают границы для воображения, творчества и активности.  Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражнять в их употреблении, так же песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов, сценой для внутренних переживаний.

     Для маленького ребенка песочница – это целый мир. С его помощью можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию монологической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

     Содержание занятий отражает систему работы с применением комплекса различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическими играми и направлено на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста, а также на снятие у них эмоционального напряжения. дискомфорта и создание ситуации успеха.  

     Актуальность:    

     Создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста. Развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива, развивать умение снимать мышечное напряжение.

     Тип проекта:

     Долгосрочный (с 01.09.2018 по 31.08.2019). Длительность совместной деятельности по направлению данного проекта составляет 20 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений, во вторую половину дня. Задействованы все дети (10 детей).

     Участники:

     Воспитанники средней группы (4-5 лет), воспитатели. Деятельность проводятся воспитателями группы: Гарнатка Анастасией Александровной, Коровиной Татьяной Викторовной.

     Цель:

     Создать благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизировать мыслительные и эмоциональные резервы дошкольников. Преобразовать ситуацию на занятии, для получения ребенком опыта самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана, дать возможность получить первый опыт рефлексии (самоанализа).

     Задачи:

  1. Развитие памяти, внимания, восприятия, словесно-логического мышления, мелкой моторики.
  2. Снижение психофизического напряжения.
  3. Развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных  качеств ребенка.

Гипотеза:

     Грамотная организация совместной деятельности , для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

          Принципы реализации программы:

  1. Тематическое планирование.
  2. Открытость (внесение дополнений в содержании планирования), комплексность и систематичность.
  3. Психические особенности детей данной группы.
  4. Координация деятельности педагога.

          Предполагаемый результат:

     Предполагается, что игры с песком, с учётом индивидуальных особенностей детей, развивают мелкую моторику, направленны на снижение психофизического напряжения, на развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных  качеств ребенка,  стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса.  И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

     Ожидаемые результаты:

- раскрытие творческих способностей детей;

- дети умеют самостоятельно использовать новые техники в работе с песком;

- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

- хорошо развита мелкая моторика рук.

Тематическое планирование

месяц

мероприятие

Сентябрь

3 неделя

Знакомство «Песочные короба»

- заинтересовать каждого ребенка предстоящей деятельностью;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать координацию движений, концентрацию внимания.

Игра «Отпечатки»

- учить оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и т.д.;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Сентябрь

4 неделя

Презентация «Просеивание с сюрпризом»

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- формировать эмоциональную сферу детей;

- воспитывать усидчивость.

Октябрь

1 неделя

Игра «Волшебные грибочки»

- формировать эмоциональную сферу детей;

- продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

- развивать умение регулировать мышечное напряжение.

Октябрь

2 неделя

Игра «Тесто»

- учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Октябрь

3 неделя

Игра «Бульдозер»

- учить соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»;

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- воспитывать усидчивость.

Октябрь

4 неделя

Игра «Лошадки»

- продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Рисование кулачками»

- учить набирать в кулачек песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать;

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- воспитывать усидчивость.

Ноябрь

2 неделя

Игра «Нарядное солнышко»

- учить рисовать пальчиком или веточкой солнце (круг) с лучиками (полосками);

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Ноябрь

3 неделя

Игра «Песочный театр»

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- обогащать и закреплять активный словарь;

- обучать навыкам драматизации.

Ноябрь

4 неделя

Игра «Деревенька»

- обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Ноябрь

5 неделя

Игра «Веселые вагончики»

- развивать умение различать предметы по цветам;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Декабрь

1 неделя

Игра «Веселое путешествие»

- формировать умение различать предметы по цвету;

- развивать память, мышление, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Декабрь

2 неделя

Игра «Веселое путешествие 2»

- совершенствовать умение различать предметы по цвету;

- развивать память, мышление, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Декабрь

3 неделя

Игра «Следы - узоры»

- учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Декабрь

4 неделя

Игра «Шарики»

- закреплять представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Январь

3 неделя

Игра «Ковер самолет»

- продолжать формировать представление о понятии «квадрат»;

- закрепить представления о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

Январь

4 неделя

Игра «Ковер самолет 2»

- продолжать формировать представление о понятии «квадрат»;

- закрепить представления о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

Январь

5 неделя

Игра «Лошадки 2»

- продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат», «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Февраль

1 неделя

Игра «Мячики»

- продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- развивать умение регулировать мышечное напряжение».

Февраль

2 неделя

Игра «Мячики 2»

- продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

- продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- развивать умение регулировать мышечное напряжение».

Февраль

3 неделя

Игра «Строители»

- уточнить представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Март

1 неделя

Игра «Умный карандаш»

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- закреплять навыки драматизации;

- отрабатывать интонационную выразительность речи. 

Март

2 неделя

Игра «Песочный человечек»

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Март

3 неделя

Игра «Мы на кораблике плывем»

- развивать умение различать предметы по цветам;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Март

4 неделя

Игра-упражнение «Песочные прятки»

- продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать умение снимать мышечное напряжение. 

Апрель

1 неделя

Игра «Путешествие золотой рыбки»

- учить рисовать игрушечной золотой рыбкой полосочки: глубокие и мелкие;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Апрель

2 неделя

Игра «Мышонок»

- развивать творческое воображение, мелкую моторику;

- закреплять навыки драматизации, умение отвечать на вопросы воспитателя;

- обогащать и закреплять активный словарь.

Апрель

3 неделя

Игра «Сказочная страна»

- развивать умение различать предметы по цветам;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Апрель

4 неделя

Игра «Волшебный гриб»

- развивать творческое воображение;

- упражнять детей в голосовой гимнастике;

- воспитывать усидчивость.

Май

1 неделя

Игра «Корова, лошадь и собака»

- продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Май

2 неделя

Игра «Колобок»

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- формировать эмоциональную сферу детей;

- воспитывать усидчивость.

Май

3 неделя

Игра-упаржнение «Секретики»

- развивать умение различать предметы на ощупь;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Май

4 неделя

Игра «Дом для поросенка»

- совершенствовать речевые умения и навыки;

- развивать творческое воображение, навыки драматизации;

- обогащать и закреплять активный словарь. 

Май

5 неделя

Игра «Морская семья»

- учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

- развивать воображение, мелкую моторику, речевое дыхание;

- совершенствовать речевые умения и навыки.

Июнь

1 неделя

Игра «Огородники»

- учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Июнь

2 неделя

Игра «Песочный театр»

- продолжать развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- обогащать и закреплять активный словарь;

- обучать навыкам драматизации.

Июнь

3 неделя

Игра «Маляры»

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Июнь

4 неделя

Игра «Тесто»

- продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

- формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Июль

1 неделя

Игра «Животные жарких стран»

- учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Июль

2 неделя

Игра «Сказочная страна»

- продолжать развивать умение различать предметы по цветам;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Июль

3 неделя

Игра «Просеивание с сюрпризом»

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- формировать эмоциональную сферу детей;

- воспитывать усидчивость.

Июль

4 неделя

Игра «Бульдозер»

- продолжать учить, соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»;

- развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

- воспитывать усидчивость.

Август

1 неделя

Игра «На лугу»

- продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Август

2 неделя

Игра «Огородники»

- продолжать учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Август

3 неделя

Игра «Секретики»

- развивать умение различать предметы на ощупь;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Август

4 неделя

Игра «Животные жарких стран»

- продолжать учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание;

- развивать память, мышление.

Август

5 неделя

Игра «Следы - узоры»

- продолжать учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики;

- развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Работа с родителями:

месяц

мероприятие

Сентябрь

Консультация «Что такое песочная терапия?»

Ноябрь

Памятка «Как можно играть с гидрогелем с песком в домашних условиях»

Январь

Мастер класс «Чудеса на песке»

Март

Брошюра «Картотека игр для детей с песком»

Май

Презентация для родителей «Чему мы научились»

Список литературы:

1. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

2. Э.Э.Большебратская Песочная терапия. Петропавловск, 2010.- 74с.

3. Н.В.Зеленцова-Пешкова Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 96с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.:

Речь, 2006. - 208 с.

5. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова Игры с песком для обучения пересказу детей. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2017.-64с.

6. М.А.Федосеева Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Учитель, 2016.-122с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

«Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития»

Сообщение из личного опыта работы «Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития» на районном методическом о...

Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.  Слово «эмоция» является производным от латинского глагола  emoveo- потрясаю,...