Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии
для детей от 4-5 лет
«Умные ручки »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umnye_ruchki.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
Дополнительная общеразвивающая программа
кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии
для детей от 4-5 лет
«Умные ручки »
Воспитатели:
Гарнатка А.А.
Коровина Т.В.
Мегион
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и в умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в дошкольном детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов развития.
Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса, открывают границы для воображения, творчества и активности. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражнять в их употреблении, так же песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов, сценой для внутренних переживаний.
Для маленького ребенка песочница – это целый мир. С его помощью можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию монологической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.
Содержание занятий отражает систему работы с применением комплекса различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическими играми и направлено на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста, а также на снятие у них эмоционального напряжения. дискомфорта и создание ситуации успеха.
Актуальность:
Создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста. Развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива, развивать умение снимать мышечное напряжение.
Тип проекта:
Долгосрочный (с 01.09.2018 по 31.08.2019). Длительность совместной деятельности по направлению данного проекта составляет 20 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений, во вторую половину дня. Задействованы все дети (10 детей).
Участники:
Воспитанники средней группы (4-5 лет), воспитатели. Деятельность проводятся воспитателями группы: Гарнатка Анастасией Александровной, Коровиной Татьяной Викторовной.
Цель:
Создать благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизировать мыслительные и эмоциональные резервы дошкольников. Преобразовать ситуацию на занятии, для получения ребенком опыта самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана, дать возможность получить первый опыт рефлексии (самоанализа).
Задачи:
- Развитие памяти, внимания, восприятия, словесно-логического мышления, мелкой моторики.
- Снижение психофизического напряжения.
- Развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка.
Гипотеза:
Грамотная организация совместной деятельности , для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Принципы реализации программы:
- Тематическое планирование.
- Открытость (внесение дополнений в содержании планирования), комплексность и систематичность.
- Психические особенности детей данной группы.
- Координация деятельности педагога.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что игры с песком, с учётом индивидуальных особенностей детей, развивают мелкую моторику, направленны на снижение психофизического напряжения, на развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческих способностей детей;
- дети умеют самостоятельно использовать новые техники в работе с песком;
- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
- хорошо развита мелкая моторика рук.
Тематическое планирование
месяц | мероприятие |
Сентябрь 3 неделя | Знакомство «Песочные короба» - заинтересовать каждого ребенка предстоящей деятельностью; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать координацию движений, концентрацию внимания. Игра «Отпечатки» - учить оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и т.д.; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Сентябрь 4 неделя | Презентация «Просеивание с сюрпризом» - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - формировать эмоциональную сферу детей; - воспитывать усидчивость. |
Октябрь 1 неделя | Игра «Волшебные грибочки» - формировать эмоциональную сферу детей; - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; - развивать умение регулировать мышечное напряжение. |
Октябрь 2 неделя | Игра «Тесто» - учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Октябрь 3 неделя | Игра «Бульдозер» - учить соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»; - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - воспитывать усидчивость. |
Октябрь 4 неделя | Игра «Лошадки» - продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. |
Ноябрь 1 неделя | Игра «Рисование кулачками» - учить набирать в кулачек песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать; - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - воспитывать усидчивость. |
Ноябрь 2 неделя | Игра «Нарядное солнышко» - учить рисовать пальчиком или веточкой солнце (круг) с лучиками (полосками); - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. |
Ноябрь 3 неделя | Игра «Песочный театр» - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - обогащать и закреплять активный словарь; - обучать навыкам драматизации. |
Ноябрь 4 неделя | Игра «Деревенька» - обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Ноябрь 5 неделя | Игра «Веселые вагончики» - развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Декабрь 1 неделя | Игра «Веселое путешествие» - формировать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Декабрь 2 неделя | Игра «Веселое путешествие 2» - совершенствовать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Декабрь 3 неделя | Игра «Следы - узоры» - учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики; - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. |
Декабрь 4 неделя | Игра «Шарики» - закреплять представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. |
Январь 3 неделя | Игра «Ковер самолет» - продолжать формировать представление о понятии «квадрат»; - закрепить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. |
Январь 4 неделя | Игра «Ковер самолет 2» - продолжать формировать представление о понятии «квадрат»; - закрепить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. |
Январь 5 неделя | Игра «Лошадки 2» - продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат», «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. |
Февраль 1 неделя | Игра «Мячики» - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - развивать умение регулировать мышечное напряжение». |
Февраль 2 неделя | Игра «Мячики 2» - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; - продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - развивать умение регулировать мышечное напряжение». |
Февраль 3 неделя | Игра «Строители» - уточнить представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха. |
Март 1 неделя | Игра «Умный карандаш» - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - закреплять навыки драматизации; - отрабатывать интонационную выразительность речи. |
Март 2 неделя | Игра «Песочный человечек» - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Март 3 неделя | Игра «Мы на кораблике плывем» - развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Март 4 неделя | Игра-упражнение «Песочные прятки» - продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Апрель 1 неделя | Игра «Путешествие золотой рыбки» - учить рисовать игрушечной золотой рыбкой полосочки: глубокие и мелкие; - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. |
Апрель 2 неделя | Игра «Мышонок» - развивать творческое воображение, мелкую моторику; - закреплять навыки драматизации, умение отвечать на вопросы воспитателя; - обогащать и закреплять активный словарь. |
Апрель 3 неделя | Игра «Сказочная страна» - развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Апрель 4 неделя | Игра «Волшебный гриб» - развивать творческое воображение; - упражнять детей в голосовой гимнастике; - воспитывать усидчивость. |
Май 1 неделя | Игра «Корова, лошадь и собака» - продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Май 2 неделя | Игра «Колобок» - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - формировать эмоциональную сферу детей; - воспитывать усидчивость. |
Май 3 неделя | Игра-упаржнение «Секретики» - развивать умение различать предметы на ощупь; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Май 4 неделя | Игра «Дом для поросенка» - совершенствовать речевые умения и навыки; - развивать творческое воображение, навыки драматизации; - обогащать и закреплять активный словарь. |
Май 5 неделя | Игра «Морская семья» - учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя; - развивать воображение, мелкую моторику, речевое дыхание; - совершенствовать речевые умения и навыки. |
Июнь 1 неделя | Игра «Огородники» - учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Июнь 2 неделя | Игра «Песочный театр» - продолжать развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - обогащать и закреплять активный словарь; - обучать навыкам драматизации. |
Июнь 3 неделя | Игра «Маляры» - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. |
Июнь 4 неделя | Игра «Тесто» - продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку; - формировать настрой детей на предстоящую деятельность; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Июль 1 неделя | Игра «Животные жарких стран» - учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Июль 2 неделя | Игра «Сказочная страна» - продолжать развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Июль 3 неделя | Игра «Просеивание с сюрпризом» - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - формировать эмоциональную сферу детей; - воспитывать усидчивость. |
Июль 4 неделя | Игра «Бульдозер» - продолжать учить, соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»; - развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики; - воспитывать усидчивость. |
Август 1 неделя | Игра «На лугу» - продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Август 2 неделя | Игра «Огородники» - продолжать учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Август 3 неделя | Игра «Секретики» - развивать умение различать предметы на ощупь; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Август 4 неделя | Игра «Животные жарких стран» - продолжать учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное; - развивать творческое воображение, речевое дыхание; - развивать память, мышление. |
Август 5 неделя | Игра «Следы - узоры» - продолжать учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики; - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. |
Работа с родителями:
месяц | мероприятие |
Сентябрь | Консультация «Что такое песочная терапия?» |
Ноябрь | Памятка «Как можно играть с гидрогелем с песком в домашних условиях» |
Январь | Мастер класс «Чудеса на песке» |
Март | Брошюра «Картотека игр для детей с песком» |
Май | Презентация для родителей «Чему мы научились» |
Список литературы:
1. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
2. Э.Э.Большебратская Песочная терапия. Петропавловск, 2010.- 74с.
3. Н.В.Зеленцова-Пешкова Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 96с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.:
Речь, 2006. - 208 с.
5. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова Игры с песком для обучения пересказу детей. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2017.-64с.
6. М.А.Федосеева Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Учитель, 2016.-122с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»
На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр».
Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
«Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития»
Сообщение из личного опыта работы «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития» на районном методическом о...
Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....
Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...
Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.
Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы. Слово «эмоция» является производным от латинского глагола emoveo- потрясаю,...