ДОКЛАД ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
консультация
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории:
Селивёрстова Светлана Владимировна.
2019г.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Большое значение для формирования разговорной речи у детей дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.
Основной целью речевого развития дошкольников является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Я стараюсь, прежде всего, создать условия для проявления речевой коммуникации каждого ребёнка – организовываю общение в свободное время, во время игр и во время проведения режимных моментов.
Данную работу делю (условно, конечно) на несколько аспектов.
Аспект первый – исправление ошибок в речи дошкольников.
Аспект второй – привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов.
Аспект третий – использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений.
Аспект четвёртый – проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком. И сейчас я коротко расскажу о каждом аспекте.
Аспект первый – исправление ошибок в речи дошкольников. Например, многие ребята нашей группы в начале и середине года часто неправильно согласовывали имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами. Побуждала детей говорить правильно, развивала устойчивый интерес к нормам языка. Поощряла вопросы маленьких почемучек о том, как нужно говорить правильно, предлагала сознательно выбрать правильный вариант из нескольких.
Аспект второй – привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название. В тематических беседах постоянно задаю вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.). Даю детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, ясного понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (за, из, под, над и т.д.) и наречиями (направо, налево, вперёд, назад, между и др.) без опоры на наглядность. Во время проведения прогулок задаю наводящие вопросы о том, почему именно так назван те или иные предметы (объекты) или явления. И обязательно даю пояснения, толкования слов, если дошкольники не могут этого сделать сами. Провожу словесные дидактические игры, создаю игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов. Например:
В нашей группе в соответствиями с нормативными требованиями ФГОС оформлен уголок природы, есть много комнатных растений. Здесь проводятся систематические наблюдения за их жизнедеятельностью, опыты с песком, водой, снегом и т.д. А это всегда интересно любознательным детям старшего дошкольного возраста, а кроме того, стимулирует их речевую активность. Знакомя дошкольников с новыми, ранее не знакомыми, словами во время проведения режимных моментов, употребляю эти слова с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание. Например: «Сегодня на завтрак вам дадут кофе с молоком». Или: «После физкультурного занятия мы пойдём на прогулку и возьмём большое лукошко для сбора каштанов». Каждую неделю, по четвергам, проводим игру-драматизацию, по заранее выбранным сказке, рассказу либо стихотворению. Привлекаю дошкольников к отгадыванию тематических загадок. Формирование разговорной речи происходит, без сомнения, и в процессе сюжетно-ролевых игр, которые дошкольники очень любят: обогащение словаря новыми словами, словесными конструкциями и фразеологическими оборотами; использование сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений; умение продуктивно вести диалог и строить монологические высказывания и т.д.
Аспект третий – использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность). Ведь то что в обычной речи могло остаться и незамеченным, в процессе проведения игры со словом откладывается в памяти надолго, запоминается без всякого напряжения. В группе собрана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи без опоры на наглядность, среди которых «Загадай загадку», «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», «Назови словечко». «Закончи предложение» и др. Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с опорой на картинку» и т.д.
Аспект четвёртый – проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. Например, короткие беседы утром в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день», в процессы которых дети совершенствовали умение составлять рассказы на заданную тему на основе личного опыта. А ещё практически каждый день организую так называемые «пятиминутки», обсуждаем с ребятами прочитанные книги, мультфильмы, события, произошедшие в группе. Побуждаю высказывать собственное мнение, давать характеристику персонажам и их поступкам, делать выводы и умозаключения. Заучиваем с детьми стихотворные тексты (или отрывки) русских поэтов-классиков А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Фета, тем самым обогащая и совершенствуя речь, развивая эстетическое восприятие окружающей действительности, формируя интонационную речевую выразительность.
И своё выступление мне хочется закончить мудрыми строчками:
- Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
- Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей.
- Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.
- Именно речь отличает человека от других представителей животного мира.
- Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»
ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...
Доклад из опыта работы на тему: "Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста"
Доклад...
презентация «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»...
Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»
Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»...
Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...
« Формирование навыков разговорной речи у дошкольников»
Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятел...