Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
материал на тему
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_po_ekologii.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Вадского муниципального района Нижегородской области
Программа взаимодействия
Тема:
«Формирование основ экологической культуры
у дошкольников»
Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории
Елена Александровна Глибошина
с.Вад
Пояснительная записка.
«Вопрос о работе с родителями –
это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне
знаний самих родителей,
о помощи им в деле
самообразования…»
Н.К.Крупская
Развитие личности как процесс «социализации индивида» реализуется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения. В каждой фазе данного пути, подчеркивал Л.С.Выготский, складываются опpеделенные сoциальные cитуации развития как своеобразное отнoшение pебенка к oкружающей eго социальной действительнoсти. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и пoлностью те формы и тот путь, cледуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительнoсти как из оснoвногo источника pазвития, тoт путь, по которому социальное становится индивидуальным».
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Сeмья как первая ячейка сoциализации oказывает решающее влияние на pазвитие основных черт развития ребенка, на формирование у нeго нравственно-положительного пoтенциала. Именно в этом институте дети приобретают пеpвый опыт cоциальной жизни, получают уроки нpавственности, в семье формируется их хaрактер, расширяется кругозор, закладываются важные жизненные позиции.
Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в воспитание с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап развития человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, то есть формируются первоосновы экологического мышления сознания , экологической культуры. Именно в этом периоде дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные восторг о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Cогласно мнению И.Д. Зверева экологическое развитие человека – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который направлен на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих экологическую ответственность личности.
Начинать экологическое развитие надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним .
На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста. Между тем, состояние экологического развития дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения экологического развития старших дошкольников.
Не смотря на высокий развивающий потенциал ДОУ в образовании, следует обратить внимание на то, что идет слабый организационный момент в экологическом развитии дошкольников. Это проявляется в знаниях, умениях дошкольников.
Цель программы:
Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей
по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повышение педагогической компетентности родителей в области экологического образования детей дошкольного возраста.
- Создание условий для совместной досуговой деятельности детей и родителей в процессе экоголического образования.
- Укрепление детско-родительских отношений посредством организации совместной деятельности экологической направленности.
- Использование эффективных методов и технолгий включения родителей в работу по экологическому образованию дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом образовании детей.
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы.
Принципы взаимодействия с родителями.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
- Готовность к экологическим мероприятиям.
- Динамичность работы.
Формы взаимодействия с родителями.
В работе с родителями по экологическому развитию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях, педагогические ширмы.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.·
Примерный перспективный план сотрудничества
с семьями воспитанников по экологическому образованию детей.
Формы сотрудничества | Тематика | Задачи | Сроки |
Анкетирование | «Роль экологического образования в воспитании дошкольников» | Изучить и проанализировать опыт семейного экологического воспитания и образования дошкольников. | Сентябрь |
Родительское собрание | «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»» | Оказать помощь родителям по вопросам экологического образования и воспитания детей. | |
Консультация | «Воспитание любви к природе» | Формирование экологического воспитания в семье. | |
Акция | «Сохраним планету чистой» | Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. | Октябрь |
Фотостенд | «Природа нашего края» | Привлечь родителей к созданию коллажа о родном крае. | |
Круглый стол | «Проблемы формирования экологической культуры ребенка» | Обсудить с родителми проблему формирования экологической культуры ребенка. | |
Папка-передвижка | «Как научить ребёнка защищать природу» | Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. | Ноябрь |
Конкурс рисунков | «Осень в родном краю» | Формирование экологической культуры, желание сохранить природу родного края. | |
Выставка поделок | «Во саду ли, в огороде» | Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы. | |
Домашнее задание | «Сказки по экологии» | Привлечь родителей к сочинению на экологические темы. Формировать экологическое сознание. | Декабрь |
Природоохранная акция | «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» | Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности. | |
Конкурс | «Птичья столовая» | Привлечь родителей к природоохранной рабо-те - заботе о зимующих птицах. | |
День открытых дверей | «День экологической культуры» | Познакомить родителей с содержанием работы ДОУ. Повысить умения родителей в воспитании у детей экологической культуры. | Январь |
Консультация | «Осторожно, скользко!» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье человека. | |
Экологическая газета на тему | «Безопасная прогулка» | Познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью с ребёнком на прогулке. | |
КВН | «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе родного края. Повысить коммуникативность родителей в процессе игр. | Февраль |
Семейный альбом | «Отдыхаем, не вредя» | Формирование чувства любви к природе, к его богатству. | |
Творческая мастерская | Изготовление д/и «Опасно - неопасно» | Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в природе. | |
Праздник | «Мы - друзья природы» | Формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии. | Март |
Викторина | «Что мы знаем о природе?» | Уточнить знания детей и родителей о природе родного края. | |
Домашнее задание- изготовление памятки | «Природа в опасности» | Привлекать родителей к природоохранной работе. | |
Трудовой десант | «Посади дерево» | Воспитывать у родителей желание к совместному труду. | Апрель |
Папка-передвижка | «Правила поведения в природе» | Формирование ответственности родителей за поведение детей в природе. Помочь родителям разнообразить познавательную деятельность детей в природе, его окружающем мире. | |
Выставка рисунков | «Весна! Весна! И всё ей радо!» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. | |
Информационный стенд | «Мы – друзья природы» | Расширение представления детей и родителей об охране природы. | Май |
Субботник | «Экологический десант» | Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды. | |
Родительское собрание | «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада». | Проанализировать Совместную деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей. Обозначить эффективные формы сотрудничества. |
Заключение.
Наша работа ориентирована на повышение уровня экологического развития дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.)
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы с родителями по экологическому направлению показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными в экологическом воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.
Я пришла к выводу, что необходимо организовывать взаимодействие детского сада и родителей в экологическом развитии дошкольников.
Литература.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.
- Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников
Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...
Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...
Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ
Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...
Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"
Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологическая культура – э...
Презентация опыта работы по теме «Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами различных видов деятельности»
Цель экологического воспитания:- Возрастная категория- Интеграция- Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи- Системность Направления работы:- Совместная...