Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы "Что такое деньги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Виноградова Кристина Витальевна

Конспект занятия о том, откда появились деньги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы

                                      «Что такое деньги?».

 Цель: познакомить детей с деньгами, их историей возникновения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с деньгами.

Развивающие:

- расширить представление об элементах экономики (деньги, их история возникновения).

- формировать умение делать выводы в исследовательской деятельности.

- развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе.

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к деньгам.

Ход занятия.

Дети проходят, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я вам предлагаю встать в круг и поздороваться друг с другом ладошками. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный, и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте за мной. Кладем ладошку на ладошку и говорим следующие слова

«Мы ребята просто класс

Все получится у нас»

Ребята, а пришла я к вам не с пустыми руками. А вот с такой коробочкой (показывает коробочку).

Послушайте звуки и отгадайте, что здесь (воспитатель трясет коробочку, дает детям потрясти).

Дети: (Слушают) ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в коробочке.

Посмотрите ребята, что это?

Дети: Деньги!

Воспитатель: Какие у нас тут деньги?

Дети: 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь в жизни сталкивались с деньгами?

Покупали на них что-нибудь в магазине.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вы с кем ходили в магазин?

Дети: (ответы детей) с мамой, с папой, с мамой и папой, с бабушкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у меня в коробочке появилась ракушка. Как вы думаете, почему она оказалась среди денег?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А хотите узнать? Чтобы узнать, почему в коробочке оказалась ракушка, мы сейчас с вами отправимся в информационный центр, и там все узнаем.

(Дети проходят к экрану и садятся на стулья)

                        Презентация «История возникновения денег».

1 слайд. (включен). Итак, дети, мы с вами находимся в информационном центре для того, чтобы узнать, почему в коробочке оказалась ракушка.

Слушайте.

2 слайд. Давным-давно на земле жил древний человек.

3 слайд. У него денег не было, он в них не нуждался. Он жил в пещере, одевался в шкуры животных, а пищу ему давала природа.

4 слайд. Прошло много времени, люди научились выращивать нужные растения, приручили некоторых животных, ткали материю, ковали железо.

5 слайд. И люди стали обмениваться. Рыбу на зерно, шкуры на овощи или наоборот.

6 слайд. Но обмениваться товарами было очень сложно. Например, за одну овечку нужно было отдать 2 топора и 4 кувшина. И чтобы стало проще обмениваться, люди стали расплачиваться разными вещами. Это был и скот, и кусочки ткани, и перья и даже сушеная рыба. Но такие деньги были неудобные. Скот надо было где-то держать, а продукты портились.

7 слайд. И первыми наиболее удобными средствами обмена стали ракушки молюсков - каури, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстия и нанизывали на веревочку и носили как бусы. Чем же они были удобны. Они не портились и не теряли вида, и носить их было удобно. Например, за одного быка нужно было отсчитать 1000 таких раковин.

Ребята, потрогайте ракушки. Ракушки тонкие, хрупкие. Они могли расколоться, разломаться. И поэтому много через много лет появились металлические деньги.

8 слайд. (беру монету) Первыми металлическими деньгами были серебряные чешуйки неправильной формы. На таких деньгах изображали царя, той эпохи, во время которой изготавливали их. Металлические деньги называются монеты. Это были и серебряные монеты и медные, и даже золотые.

9 слайд. Но обмениваться одними монетами тоже было не удобно. Иногда за один товар нужно было отсчитать очень много монет, а это было очень тяжело.

У меня здесь есть мешок с монетами. Потрогайте, какой он тяжелый.

 И тогда в оборот ввели еще и бумажные деньги (показываю детям купюры разных времен). Бумажные деньги называются купюры.

10 слайд. Вот такая история. Ребята, так почему у меня в коробочке оказалась ракушка? (Это денежка, которая была у людей давным-давно). А какие деньги появились раньше металлические или бумажные? А вы знаете, как по-другому называются металлические деньги? А бумажные деньги как называются?

11 слайд. А сейчас мы с вами отправимся в исследовательский центр, в котором узнаем, какие деньги удобнее использовать монеты или купюры. Но перед тем, как туда отправиться, мы с вами немножко отдохнем.

Воспитатель: Проходим за мной на ковер и повторяем движения

Ты давай-ка не ленись, руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка не ленись, взмахи делай четче, резче

Тренируй получше плечи.

Корпус вправо, корпус влево, надо спинку нам размять,

Повороты будем делать и руками помогать.

На одной ноге стою, а другую подогну,

А теперь попеременно будем поднимать колени.

Отдохнули, посвежели и на место в исследовательский центр сели.

(Дети одевают фартуки)

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в исследовательском центре для того, чтобы узнать, какими деньгами пользоваться удобнее купюрами или монетами. Посмотрите, здесь есть таблица, в которую мы будем заносить результаты наших исследований.

У каждого из вас, на тарелочке находятся металлические деньги и бумажные. Но бумажные денежки не настоящие, так как над ними мы с вами будем проводить исследования. А с настоящими бумажными деньгами такие исследования проводить нельзя.

1 эксперимент.

Воспитатель: В 1 первом эксперименте мы с вами узнаем, какие деньги прочнее бумажные или металлические.

Для этого возьмите купюру и оторвите от нее кусочек. Скажите, купюра порвалась?

Дети: Да.

Воспитатель: Она прочная?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки монету и попробуйте разорвать ее. Монета рвется?

Дети: Нет

Воспитатель: Она прочная?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, какой мы с вами может сделать вывод, судя по этому эксперименту. Какие деньги прочнее бумажные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Значит данное исследование показало, что металлическими деньгами пользоваться удобнее.

 И в нашей с вами таблице в графе с монетой ставим плюсик.

2 эксперимент.

Воспитатель: В этом эксперименте, мы с вами тоже узнаем какие деньги прочнее купюры или монеты.

Для этого сначала возьмите бумажную денежку и опустите ее в стакан с водой.

Что произошло с купюрой?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Правильно дети, она намокла, и ее разорвать стало еще легче.

Ребята, а теперь возьмите монету и также опустите ее в стакан с водой.

Скажите, пожалуйста, что стало с монетой?

Дети: Она стала мокрая.

Воспитатель: А разорвать ее можно?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, монета прочность не потеряла.

Какой мы можем сделать вывод? Что металлическая денежка прочнее бумажной. Значит данное исследование показало, что металлическими деньгами пользоваться удобнее.

 И в нашей с вами таблице в графе с монетой ставим плюсик.

3 эксперимент.

Воспитатель: В этом эксперименте мы узнаем, какие деньги тяжелее монеты или купюры.

Давайте опытным путем проверим. Возьмите на одну ладошку монету, а на вторую- купюру. Что тяжелее?

Дети: Монета.

Воспитатель: Ребята, в нашем исследовательском центре есть весы, давайте проверим на весах, что тяжелее металлическая денежка или бумажная. На одну из чашей весов я кладу монету, а на вторую- купюру. Что мы видим?

Дети: Чаша с монетой перевешивает чашу с купюрой.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Какая денежка тяжелее, а какая легче?

Дети: Монета тяжелее чем купюра.

Воспитатель: Купюра легче. Значит, данное исследование показало, что бумажными деньгами пользоваться удобнее, так как они легкие. И в таблице, в третьей строке, в столбце с купюрой ставим плюсик.

4 эксперимент.

В этом исследовании мы с вами определим, какими деньгами пользоваться удобнее- монетами или купюрами.

Я для вас приготовила кошелек, положите пожалуйста туда все ваши купюры. Теперь я потрясу этот кошелек. Вы слышите какой-нибудь звук?

Дети: нет.

Воспитатель: А теперь положите в кошелек все ваши монеты. Трясу   кошелек. Какой звук вы слышите?

Дети: монеты звенят.

Воспитатель: Правильно дети, монеты звенят и шумят.

Так какими деньгами пользоваться удобнее, судя по данному исследованию?

Дети: Купюрами.

Значит, в таблице в четвертой строке, в столбце с купюрой, мы ставим плюсик.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. По нашим исследованиям, 2 плюсика набрали монеты и 2 плюсика набрали купюры. Что это значит?

Дети: Что удобно пользоваться и монетами, и купюрами.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?». Я предлагаю вам, пройти за мной. Но для этого сначала снимем с себя исследовательские фартуки.

Игра «Что можно купить»

Воспитатель: Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги (Дети рассматривают картинки вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).

А почему эти картинки остались? А что нельзя купить за деньги?

Дети: Дружбу, любовь, жизнь.

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Правильно, она бесценна.

А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Продолжите фразу «Сегодня я узнал…..». Мне очень понравилось с вами играть, вы были настоящие исследователи! Давайте снова положим ладошку на ладошку и скажем «Мы ребята просто класс, получилось все у нас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....

Конспект НОД Познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: «За что «спасибо» людям говорят»

Рассказать историю происхождения слова«Спасибо»Довести до сознания детей, что каждый труд нужен, чтобы удовлетворить потребности человека. Учить быть благодарными за заботу....

Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"

Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы «Мама лучше всех на свете»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её. Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома....