Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы Викторина «Все о птицах»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитатель:
Воробьева
Ольга Васильевна
2020 год
Цель: закрепить и обобщить знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе.
Образовательные задачи:
- закреплять представления о птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать связную и диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.
Оборудование:
Мольберт, эмблемы на каждого ребенка (2- команды: ласточки и совы), иллюстрации с изображением птиц, разрезные картинки-пазлы, фишки, 2 розетки, картинки (лес, водоем, горы, город)
Предварительная работа:
- беседы о птицах;
- чтение художественной литературы по теме;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников: Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Рылов А.А. «В голубом просторе»;
- сюжетное рисование "Помощь птицам зимой";
- выставка семейного рисунка: "Птицы родного края";
- просмотр видеофильмов "Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- Наблюдение за поведением птиц на прогулках.
Ход занятия:
1. Запись «Голоса птиц»
(дети заходят в группу и собираются в круг)
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (о птицах)
Для этого нам нужно разделиться на 2 команды с помощью разрезных картинок (деление на команды, прикрепление эмблем (сова, ласточка)).
2. Разминка
Воспитатель: Когда услышите название птицы, хлопните в ладоши
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Лебеди, сороки,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Голуби, куницы.
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи.
Комары, кукушки,
Галки и стрижи.
Куропатки, трясогузки,
Журавли, кукушки
Совы и ватрушки.
(каждая команда получает фишку)
3. Загадки
(загадываются поочередно каждой команде)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)
Хочет – в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
- В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей)
4. «Сказочные персонажи»
(поочередно каждой команде задается по вопросу)
- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди)
- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка)
- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица)
Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна-лебедь)
- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
- Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок)
- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки)
- В кого превратился «Гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя)
5. Рассели птицу по месту обитания
( на столах лежат иллюстрации птиц, на наборном полотне изображены места их обитания. Воспитатель вызывает по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку для своей команды)
Лес: кукушка, глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.
Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.
Город: синица, воробей, ворона, голуби.
Горы: орлы, ястребы.
6. Физминутка «Вороны»
(мнемотаблица)
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
7. Игра «Правда – неправда» (ответы: да, нет)
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)
8. Узнай по повадкам»
- Очень подвижная и шумная птица, выдает себя характерным голосом (стрекотанием). Часто ворует пищу у домашних животных (Сорока.)
- Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)
- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)
- Эта птица ложится на муравейник, чтобы муравьи вычистили всех паразитов, которые прячутся в ее перьях. (Сойка.)
9. «Ответ - вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном?» (голубь)
Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)
Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)
Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)
Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
10. Подведение итогов: подсчет фишек (на память детям раздаются картинки-раскраски с изображением птиц)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина «Все о птицах» | 510.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию
для детей старшей группы
Викторина «Все о птицах»
Воспитатель:
Воробьева
Ольга Васильевна
2020 год
Цель: закрепить и обобщить знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе.
Образовательные задачи:
- закреплять представления о птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать связную и диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.
Оборудование:
Мольберт, эмблемы на каждого ребенка (2- команды: ласточки и совы), иллюстрации с изображением птиц, разрезные картинки-пазлы, фишки, 2 розетки, картинки (лес, водоем, горы, город)
Предварительная работа:
- беседы о птицах;
- чтение художественной литературы по теме;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников: Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Рылов А.А. «В голубом просторе»;
- сюжетное рисование "Помощь птицам зимой";
- выставка семейного рисунка: "Птицы родного края";
- просмотр видеофильмов "Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- Наблюдение за поведением птиц на прогулках.
Ход занятия:
1. Запись «Голоса птиц»
(дети заходят в группу и собираются в круг)
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (о птицах)
Для этого нам нужно разделиться на 2 команды с помощью разрезных картинок (деление на команды, прикрепление эмблем (сова, ласточка)).
2. Разминка
Воспитатель: Когда услышите название птицы, хлопните в ладоши
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Лебеди, сороки,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Голуби, куницы.
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи.
Комары, кукушки,
Галки и стрижи.
Куропатки, трясогузки,
Журавли, кукушки
Совы и ватрушки.
(каждая команда получает фишку)
3. Загадки
(загадываются поочередно каждой команде)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)
Хочет – в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
- В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей)
4. «Сказочные персонажи»
(поочередно каждой команде задается по вопросу)
- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди)
- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка)
- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица)
Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна-лебедь)
- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
- Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок)
- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки)
- В кого превратился «Гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя)
5. Рассели птицу по месту обитания
( на столах лежат иллюстрации птиц, на наборном полотне изображены места их обитания. Воспитатель вызывает по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку для своей команды)
Лес: кукушка, глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.
Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.
Город: синица, воробей, ворона, голуби.
Горы: орлы, ястребы.
6. Физминутка «Вороны»
(мнемотаблица)
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
7. Игра «Правда – неправда» (ответы: да, нет)
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)
8. Узнай по повадкам»
- Очень подвижная и шумная птица, выдает себя характерным голосом (стрекотанием). Часто ворует пищу у домашних животных (Сорока.)
- Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)
- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)
- Эта птица ложится на муравейник, чтобы муравьи вычистили всех паразитов, которые прячутся в ее перьях. (Сойка.)
9. «Ответ - вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном?» (голубь)
Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)
Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)
Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)
Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
10. Подведение итогов: подсчет фишек (на память детям раздаются картинки-раскраски с изображением птиц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»
Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....
Конспект НОД Познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: «За что «спасибо» людям говорят»
Рассказать историю происхождения слова«Спасибо»Довести до сознания детей, что каждый труд нужен, чтобы удовлетворить потребности человека. Учить быть благодарными за заботу....
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возроста «Виртуальная экскурсия в зоопарк»
Конспект по познавательному развитию «Виртуальная экскурсия в зоопарк»...
Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"
Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"
Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы "Что такое деньги"
Конспект занятия о том, откда появились деньги...
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы «Мама лучше всех на свете»
Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её. Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома....