Моя педагогическая копилка. "Финансовая грамотность"
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Гайдарлы Елена Анатольевна

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_nahodka.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка.

«Финансовая грамотность»

Воспитатель: Гайдарлы Е.А.

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно»

А. С. Макаренко

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.
На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Таким образом, очень необходима работа по обучению детей финансовой грамотности.

Что же это такое финансовая грамотность?  Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье. 

Новизна, данной темы заключается в самой постановке вопроса — знакомить с экономическими понятиями (миром денег) детей (слайд)

 Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В процессе образовательной деятельности знакомим детей с банковскими продуктами, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки.

Так же детей знакомим с тем, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. 

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Но не все родители этим занимаются.

Я, как современный педагог, поставила перед собой цель:

дать дошкольникам не только первичные финансовые и экономические представления, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать будущего экономиста.

Для достижения поставленной цели выделила следующие основные образовательные задачи:

обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово- экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

   Ожидаемые результаты:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются

- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества.  

- Деньги любят счет (дети учатся считать деньги, например, сдачу в магазине.)

- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей -это за деньги не купишь).

- Финансы – это интересно и увлекательно.

   Мною был разработан долгосрочный проект на тему: «Юный финансист»,

была изучена литература, но эффективной моя педагогическая деятельность возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

Немного интернета, немного фантазии, интриги и тайны и работа началась.  

Информационные стенды для родителей я использовала для просвещения родителей об успехах работы над проектом.

Для реализации проекта в группе совместно с родителями оформили игровой центр «Банк». Папы изготовили банкомат. Одна мама принесла нам игры от сбербанка. Пополнили предметно-развивающую среду униформами обслуживающего персонала для сюжетно-ролевых игр. В группе была собрана библиотечка историй о деньгах.

Мною была подобрана картотека бесед на изучаемую тему. В ходе которых с детьми было выяснено, что они интересуются историческими знаниями о возникновении денег, но в силу возрастных особенностей и незаинтересованности родителей не могут этих знаний получить. Поэтому, было принято решение, пополнить среду группы дидактическими играми по экономике «Капитал», «Золотая лихорадка», «Детки-монетки».

Пособия мы изготавливаем как сами, так и помогают в этом, включившиеся в процесс- педагоги, родители.

В рамках проекта оформлено много наглядно-иллюстрационного материала по теме. Ребята увлеклись этой темой, отображая это в творческих видах деятельности: рисунки монет, изготовление копилок.

   В группе у нас есть копилка с настоящими монетами и банкнотами, банковские карточки, кошельки, банкомат, кассовые аппараты, сейф. Используя копилку в свободной деятельности, дети  закрепляют  знания о внешнем виде современных денег, и денег других стран. Рассуждают, что значит наличные и безналичные деньги, из чего складывается семейный бюджет, как экономно его расходовать, расплачиваются в магазине, салоне и т.д.

Так же расширяет кругозор детей просмотр презентаций и мультфильмов по теме: «История денег», «Монеты», «Монетный двор» (о печатании денег в России) и др., знакомящие детей с историей возникновения денег, их преобразованием человеком, о способах зарабатывания денег и организациями, работающими с денежными средствами (банки, сберегательные кассы) и др.

   Первым событием стал  день финансиста (8 сентября),  наши маленькие финансисты отметили  праздник. Мы с детьми провели беседу, поиграли в игры, учились распределять бюджет.

Дальше- больше.

 В системе проводятся сюжетно - ролевые игры : «Магазин», «Банк», «Салон красоты», «Поход в театр», «Проезд в транспорте» и т.д

  Незабываемым путешествием в сказку для детей была квест – игра «Экономическое турне». Ребята закрепили знания о монетах, достоинстве, считали, получали, тратили и складывали, определяли что является доходом, а что расходом, помогли бабе Яге найти кошелёк с деньгами и дали рекомендацию, где можно хранить деньги. С этой игрой мы вышли на единый методический день муниципального уровня.

За сценарий этой игры на всероссийском конкурсе я получила 1 место.

   Вместе с детьми учусь и познаю эту технологию, делаю акцент на выбор детей, работе в парах, в микро группах.

Так же уделяю внимание развитию инициативы и самостоятельности.

Формирую, актуальные на сей день компетенции:

Креативность и критическое мышление.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получат именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями.

  Поскольку в школах внедряются программы обучения финансовой грамотности,  то и в ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

  Цель для себя поставила, направление выбрала, работа не окончена.

Перспектива – огромная. Шагаем дальше рука об руку с детьми, родителями, коллегами – одной дружной командой. Сколько впереди новых идей и предложений – подскажут дети, ситуации, да и сама жизнь.

   Подытожить своё выступление хочу словами Роберта Кийосаки

Если хочешь быть богатым,

Нужно быть финансово грамотным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Финансовая грамотность"

Обучение детей  в доу финансовой грамотности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

Педагогический проект Экономическая грамотность.

Педагогический проект Экономическая грамотность....

Развивающая игра "Копилка финансовой грамотности"

Развивающая игра "Копилка финансовой грамотности".Развивающая игра "Копилка финансовой грамотности" направлена на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников 5-7 ...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...