РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
методическая разработка

Харчевникова Нина Анатольевна

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников»

Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Подготовила: Харчевникова Н.А.,

Воспитатель

Надым, 2023г.

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности.

 

Ход мероприятия

  Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моем мастер классе «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии».

Ведущий: Итак, вспомним, что же такое экологическая грамотность?

Экологическая грамотность – способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью.

Для формирования предпосылок экологической грамотности на практике следует поднимать экологические проблемы. Сделать это можно посредством введения актуальных в настоящее время кейс-технологий.

- Коллеги, есть те, кто использует данную технологию в своей педагогической деятельности? Ответы

- Для кого-то моя информация будет новой, а для кого-то повод повторить и освежить свои знания.  Что же такое кейс технология?

Кейс-технология – это современная, образовательная, интерактивная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

В кейсы, которые мы разрабатываем, мы включаем:

- современные проблемы сохранения окружающей среды и природопользования (например, исчезновение редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу; загрязнение окружающей среды; проблема глобального потепления и т.п.);

- также в содержание проблемной ситуации мы включаем описания природных явлений и процессов, которые можно изучить методом наблюдения, экспериментирования, исследования. зафиксировать результаты и сделать обобщающие выводы (к примеру, свойства живой и неживой природы и т.п.).

Работа с кейсом проходит по следующим этапам:

Этап 1. Знакомство с ситуацией.

Этап 2. Выделение основной проблемы (проблем). Целью данного этапа является - выявление проблемы и определение направлений для дальнейшей работы.

Этап 3. Предложение возможных решений проблем. На данном этапе осуществляется сбор и обработка информации, определение и нахождение решения выбранных проблем.

Этап 4. Анализ последствий принятия того или иного решения. Анализируются и обобщаются полученные материалы.

Этап 5. Выбор оптимального решения. Происходит создание оптимального решения совместной деятельности, обсуждение итогов завершённой работы.

Существует несколько видов кейсов по способу представления материала:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фото, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (предоставление информации различными способами: текстом, звуком, компьютерной графикой, видеорядом).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Сейчас я предлагаю вам поработать в роли участников, и разобрать печатный кейс в виде фото. Для этого я предлагаю вам поделиться на две группы по вашему желанию. На столах у вас листы с побуждающими вопросами для выявления проблемы или проблем. На обсуждение 1 мин.

Внимание на экран

кейс-иллюстрация (3)

1 этап - Коллеги, что вы видите на данной картинке?

2 этап - Какая проблема представлена на данной картинке?

           - Что явилось источником загрязнения водоема?

           - Каковы могут быть последствия загрязнения водоема?

Комментарии ведущего. Знакомство с ситуацией началось с показа фото-кейса. В ходе побуждающего диалога мы перешли ко второму этапу решения кейса -  была выявлена проблема - загрязнение водоема, которая будет дальше прорабатываться.

Ведущий: Приступаем к следующему этапу (3), т.е. ищем варианты решения данной проблемы.

Ведущий: Что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

Ведущий: Пути решения проблемы предлагаю обсудить и проработать в течении 1 мин.

Ведущий: Итак, что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

Ведущий: После предложения возможных решений проблемы, мы переходим к 4 этапу – анализ последствий принятия того или иного решения. Комментарии ведущего. На данном этапе идет проверка своих гипотез, например, с помощью экспериментирования, также можно использовать другие источники информации - энциклопедии или посмотреть научно-познавательное видео. Если это познавательно-исследовательская деятельность, то в помощь детям я предоставляю алгоритмы экспериментов. После проверки гипотез, анализируют и обобщают результаты своей работы.

5 этап - презентация оптимального решения кейса.

В ходе работы с подобными кейсами дети знакомятся с современными экологическими проблемами — глобальными и региональными; знакомятся с конкретными методами сохранения окружающей среды; у детей закладываются знания и умения действовать в экстренных ситуациях; у детей формируются устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязей; бережное отношение к природе; правильное понимание понятия «здоровый образ жизни»; эмоциональная отзывчивость к живой природе. Все вышеперечисленное дает положительные результаты и повышает экологическую грамотность дошкольников.

Кроме того, работая с подобными кейсами, дети учатся выявлять проблему, предлагать варианты решения проблемы, проверять свои гипотезы, делать выводы и умозаключения, а также использовать полученные знания (навыки) в жизненных ситуациях.

Закончить сегодняшнюю встречу я бы хотела словами К. Паустовского: Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1.     Астахова И.Н., зав. ДОО детский сад №12, Мусиенко Ю.С., старший воспитатель ДОО, Шульженко Т.Ф., зам. по инновационной работе., Методическая работа с педагогами ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников. Учебное пособие, г.Тимашевск, 2017.

2.     Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3.     Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

4.     Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5.     ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

6.     Педагогические технологии и инновации http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm

7.     Развивающие педагогические технологии. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников»

Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях в бережном отношении к приро...

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по формирование познавательной активности дошкольников посредством арт-терапии на тему: « Цветы для друзей, чтобы стало на душе теплей!»...

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников с использованием кейс-технологий."

Формирование у дошкольников финансовой грамотности с использованием кейс-технологий....

Педагогическая мастерская "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Читательская грамотность, это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и ...