ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Шаминского филиала МБДОУ Д/с «Теремок» Протокол № 1 от 26.08.2021г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ Д/с «Теремок» ________________И. И Смиркина Приказ № 08-о/п10 от 01.09.2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность дошкольника».
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Костюкова Надежда Юрьевна
х. Шаминка
2021
Паспорт дополнительной развивающей программы
Шаминского филиала МБДОУ Д/с «Теремок»
«Финансовая грамотность дошкольника»
Название ДОП | «Финансовая грамотность дошкольника» |
Сведения об авторе | ФИО: Костюкова Надежда Юрьевна |
Место работы: Шаминский филиал МБДОУ Д/с «Теремок» | |
Адрес образовательной организации: х. Шаминка пер. Школьный, 2/1 | |
Домашний адрес автора: х. Шаминка ул. Степная дом 10 | |
Телефон служебный: | |
Телефон мобильный: 89298147846 | |
Должность: педагог дополнительного образования. | |
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат | |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) | - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" - Приказ Министерства образования Ростовской области от 01.03.2016 г. № 115 «Об утверждении региональных требований к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» |
Материально-техническая база | Программа реализуется в комнате Старшей разновозрастной группы, площадь которой составляет 53, 8 Оборудование: 1.Столы. 2. Стулья. 3. Бумага. 4. Клей. 5. Карандаши. 6. Фломастеры. 7. Ножницы. 8. Счетные палочки. 9. Стенды по экономической тематике. 10.Фото по экономической тематике. 11.DVD-плеер. 12. Ноутбук. 13. Счеты. 14. Весы. 15. Кассовый аппарат. |
Год разработки, редактирования | 2021 |
Структура программы | 1. Титульная лист. 2. Паспорт программы. П 3. Пояснительная записка. 2. 4. Учебно-тематический план. 3. 5. Содержание программы. 4. 6. Календарный учебный график. 5. 7. Методическое обеспечение общеобразовательной программы. 6. 8. Список литературы. |
Направленность | Социальна-педагогическая. |
Направление | Даная программа направлена на развитие экономического мышления дошкольников, обучению правильному отношению к деньга, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Освоение финансовой грамотности. |
Возраст учащихся | Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Срок реализации | Программа рассчитана на 2 года обучения с сентября по май. Программа одного года обучения составляет 38 часов. Общий объем программы составляет 38 х 2 = 76 академических часа. |
Этапы реализации | Программа состоит из шести блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: Раздел 1 «Введение в мир экономики» Раздел 2 «Труд и продукты труда» Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают» Раздел 4 «Из чего складываются доходы в семье» Раздел 5 «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как это избежать» Раздел 6 «Деньги любят счёт или как управлять карманными деньгами» |
Новизна | Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка. |
Актуальность | Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! |
Цель | Развитие у детей старшего дошкольного возраста экономического образа мышления, воспитание у детей ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. |
Ожидаемые результаты | Личностные: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; •овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Мета предметные: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью воспитателя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; •адекватное восприятие предложений товарищей, воспитателей, родителей; Коммуникативные: • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результаты: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. Дошкольник должен: - ребёнок должен знать основные финансово- экономические понятия и категории; - ребёнок должен иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них; - ребёнок должен обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий; - ребёнок должен воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша; - ребёнок должен развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца; - ребёнок должен иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги»; Дошкольник должен уметь: - ребёнок должен уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом; - ребёнок должен уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях; - ребёнок должен уметь понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; - ребёнок должен уметь уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; - ребёнок должен уметь осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. |
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) | Групповые занятия. Оптимальное количество детей 10 человек. - по количеству детей, участвующих в занятии — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами),групповая; - по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, беседа, практикум, экскурсия, конкурс и т.д.;по дидактической цели — вводное занятие; занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков. |
Режим занятий | Программа реализуется в старшей разновозрастной группе по одному часу в неделю. Занятия проводятся по средам во второй половине дня. Время занятия – 15.50 -16.15 – 1группа (дети 5-6 лет) 16.30 -17.00 - 2 занятие – 2 группа (дети 6-7 лет) |
Форма подведения итогов реализации программы. | Формы проведения итогов реализации программы:
|
Пояснительная записка.
Направленность Программы - социально-педагогическая. Программа направлена на формирование экономических умений, развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.
Профиль дополнительной общеразвивающей программы - экономическое воспитание
Направление – изучение основ финансовой грамотности
Программа является модифицированной. За основу была взята авторская программа «Финансовая грамотность» разработанная В. С Автономовым, И. В Липсиц и Л.С Гребневым.
При составлении программы также были использованы методические пособия Г.П Поварницина, Ю. А Киселева и примерная парциальная программа дошкольного образования «Банка России».
Уровень программы: ознакомительный.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ, заключается в том, что процесс обучения выстроен с учетом используемых современных образовательных технологий: технологии игрового обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии "от простого к сложному, в процессе повторения, проигрывания и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В соответствии с учебно-тематическим планом программы занятия разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Виды деятельности обучающихся отражены в предлагаемых формах организации обучения, что и определяет продолжительность по времени, динамическую структуру занятия, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение.
В основе программы следующие педагогические принципы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок наряду с игрой заданного героя, будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
- наглядность (наличие дидактических материалов)
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей)
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий)
- принцип деятельностной основы занятий в кружке.
- Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
- принцип реальности и практического применения.
- Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Педагогическая целесообразность.
Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности.
Программа «Финансовая грамотность дошкольников» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний совершенствовать уже имеющиеся у старших дошкольников опытом финансовой грамотности. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Новизна программы.
Заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста экономического образа мышления, воспитание у детей ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Адресат программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) без предъявления требований к уровню подготовки. Наполняемость в группе составляет 10 человек.
Объем программы: программа рассчитана на 2 года обучения с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа х 38 недель = 76 часов. Занятия проводятся во второй половине дня. Один академический час занятия в группе равен = 30 минут астрономического времени.
Формы и виды организации занятий:
Основная форма проведения занятия - (практикум) - игровые, теоретические, словесные, наглядные, практические.
Во время обучения применяются формы занятий:
- традиционные: теория, беседа, рассказ, инструктаж, практикум;
- нетрадиционные: игра, опыт, исследование, экскурсии, наблюдения.
Типы занятий: сюжетно-ролевая игра, теоретический, комбинированный, практический.
Режим занятий:
Занятия проводятся по средам во второй половине дня.
Время занятия – 15.50 -16.15 – 1 группа (дети 5-6 лет)
16.30 -17.00 - 2 занятие – 2 группа (дети 6-7 лет)
Продолжительность занятия для детей 5-6 лет составляет 25 мин, для детей 6-7 лет - 30 минут.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью воспитателя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
•адекватное восприятие предложений товарищей, воспитателей, родителей;
Коммуникативные:
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Дошкольник должен:
- ребёнок должен знать основные финансово- экономические понятия и категории;
- ребёнок должен иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
- ребёнок должен обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- ребёнок должен воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- ребёнок должен развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- ребёнок должен иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги»;
Дошкольник должен уметь:
- ребёнок должен уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- ребёнок должен уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- ребёнок должен уметь понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- ребёнок должен уметь уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- ребёнок должен уметь осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Формы проведения итогов реализации программы
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ результатов, опросов, участия в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях.
Формы подведения итогов:
- Текущий контроль проводится в течение всего учебного года с целью определения
степени усвоения обучающимися учебного материала в рамках определенной
темы; определения готовности детей к восприятию нового материала; повышения
ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении; выявления детей,
отстающих и опережающих обучение; подбора наиболее эффективных методов и
средств обучения.
- Тематический контроль проводится по окончании изучения темы или тем, раздела
с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала по
определенной теме; определения результатов обучения.
- Итоговый контроль проводится в конце курса обучения по программе с целью
определения результатов обучения, определения изменения уровня развития детей,
их творческих способностей; анализа дополнительной общеобразовательной
программы для коррекции и усовершенствования.
Форма контроля:
- Развлечения, викторины по темам;
- Открытые мероприятия для родителей и педагогов МБДОУ;
- Мониторинг развития каждого ребенка;
- Фотоотчёт о проделанной работе
Учебно – тематический план 1-го года обучения (5-6 лет)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, диагностики, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1 «Введение в мир экономики» (4 часа) | |||||
1 | Введение в мир экономики | 2 | 1 | 1 | Круглый стол |
2 | Знакомство с Гномом Экономом | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
Раздел 2 «Труд и продукты труда» (5 часов) | |||||
3 | Деньги- средства обмена товарами | 2 | 1 | 1 | Решение задач с экономическим содержанием |
4 | Труд-деньги | 3 | 1 | 2 | Решение задач с экономическим содержанием |
Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают» (11 часов) | |||||
5 | Понятие «Деньги» | 3 | 1 | 2 | Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру» |
6 | Как появились деньги | 3 | 2 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Аукцион» |
7 | Представление творческих работ | 1 | - | 1 | Выставка поделок |
8 | Бумажные деньги | 3 | 2 | 1 | Игра «Вопросы и ответы» |
9 | Диагностика | 1 | - | 1 | Круглый стол |
Итого часов | 20 | 9 | 11 |
Учебно – тематический план 2-го года обучения (6-7 лет)
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, диагностики, контроля | ||||
всего | теория | практика | ||||
Раздел 1 «Труд, продукт, товар» (20 часа) | ||||||
1 | Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей. Разные профессии | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра «Угадай профессию» | |
2 | Кто такой профессионал? | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?» | |
3 | Для чего нужно трудиться? Что такое труд? | 2 | 1 | 1 | Круглый стол | |
4 | Труд и зарплата | 2 | 1 | 1 | Дидактические игры «Кому что нужно для работы» | |
5 | Услуги и товары. Что это? | 2 | 1 | 1 | Игра «Услуги и товары». | |
6 | Директор магазина | 2 | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | |
7 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | 2 | 1 | 1 | Викторина «Денежки разные, денежки важные» | |
8 | Магазины и покупки: как продают товары и услуги. | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар». | |
9 | Потребность, виды потребности. | 2 | 1 | 1 | Игра «Хочу и надо» | |
10 | Откуда пришли деньги. | 1 | - | 1 | Путешествие в денежную страну. | |
11 | Диагностика | 1 | - | 1 | Круглый стол | |
Итого часов | 20 | 9 | 11 |
Содержание Программы 1 –го года обучения (5-6 лет)
Раздел 1 Введение в мир экономики
Тема: «Введение в мир экономики»
Теория – 1 час. Установить контакт с ребёнком, выявить элементарные экономические знания. Беседа.
Практика. 1 час. Дидактическая игра «Найди лишнее».
Тема: «Знакомство с Гномом Экономом»
Теория – 1 час. Познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий, рассмотреть его назначение, где будет жить. Что такое экономика
Практика –1 час. Рассматривание иллюстраций и оборудование уголка.
Аппликация «Гном-Эконом»
Раздел 2 «Труд и продукты труда»
Тема: Деньги- средства обмена товарами
Теория – 1 час. Расширять знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средства товарами между людьми. Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар».
Практика- 1 час. Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»), сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Тема: «Труд-деньги»
Теория-1 час. Отметить, что результатом труда людей являются деньги. Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.
Практика-2 часа. Дидактическая игра «Назови профессию», Просмотр мультфильма про «Муху -Цокотуху»
Раздел 3. «Что такое деньги, и какими они бывают» Тема «Понятие деньги»
Теория – 2 часа Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.). Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). Практика -1 час. Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»
Тема: «Как появились деньги»
Теория -2 часа. Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь. Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка). Деньги разного достоинства и разной покупательной способности. Практика -1 час. Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»
Тема: Представление творческих работ
Практика- 1 час. Изготовление альбома «Деньги-валюта»
Тема: Бумажные деньги
Теория-2 часа. Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег опасно. Практика – 1час. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы»
Тема: Диагностика
Практика 1 час. Задания и упражнения на проверку знаний
Содержание 2 –года обучения (6-7 лет)
Раздел 1. «Труд, продукт, товар»
Тема: «Разные профессии». Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей.
Теория – 1 часа. Основные профессии: врач, повар, продавец, строитель и т.п. Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение
Практика. 1 час. Игра Кто кем работает? Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Тема: «Кто такой профессионал?»
Теория – 1 час. Какими качествами должны обладать люди разных профессий
Практика – 1 час. «Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»
Тема: «Для чего нужно трудиться? Что такое труд»
Теория – 1 час. Нужды и потребности человека
Практика – 1 час. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»
Тема: «Труд и зарплата»
Теория – 1 час. Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд. За что насчитывается зарплата
Практика – 1 час. Путем выгибания сделать кошелек из бумаги, украсить его. Дидактическая игра «Назови профессии»
Тема: «Услуги и товары. Что это?»
Теория – 1 час. Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги.
Практика – 1 час. Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху
Тема: «Директор магазина»
Теория – 1 час. Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом.
Практика – 1 час. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Тема: «Магазины и покупки: товар и его стоимость»
Теория – 1 час. Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара
Практика – 1 час. Игра «Выбери товар»
Тема: «Потребность, виды потребности»
Теория – 1 час. Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п.
Практика – 1 час. Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо»
Тема: «Откуда пришли деньги»
Теория – 2 часа. История возникновения денег. Формировать представление о деньгах.
Практика – 1 час. Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»
Тема: Диагностика
Практика 1 час. Задания и упражнения на проверку знаний
Календарный учебный график для детей 5-6 лет
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место Проведения | Формы контроля |
Раздел 1 «Введение в мир экономики» (4ч.) | |||||||
1 | Январь | 12.01.2022 | 15.50-16.20 | 1 | «Введение в мир экономики». Беседа | Игровая ст. группы | Наблюдение |
2 | Январь | 20.01.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Аппликация «Гном-Эконом» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
3 | Январь | 28.01.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Дидактическая игра «Найди лишнее». | Игровая ст. группы | Наблюдение |
4 | Февраль | 02.02.2022 | 15.50-16.20 | 1 | «Знакомство с Гномом Экономом» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
Раздел 2 «Труд и продукты труда»(5ч) | |||||||
5 | Февраль | 10.02.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Деньги- средства обмена товарами Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар». | Игровая ст. группы | Наблюдение |
6 | Февраль | 18.02.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Игра «Вопросы и ответы» («Обмен») | Игровая ст. группы | Наблюдение |
7 | Февраль | 23.02.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» «Труд-деньги» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
8 | Март | 03.03.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Дидактическая игра «Назови профессию» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
9 | Март | 11.03.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Просмотр мультфильма про «Муху -Цокотуху» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают»(11ч) | |||||||
10 | Март | 16.03.2022 | 15.50-16.20 | 1 | «Понятие деньги» Деньги как мера стоимости; история денег | Игровая ст. группы | Наблюдение |
11 | Март | 24.03.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). | Игровая ст. группы | Наблюдение |
12 | Апрель | 01.04.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
13 | Апрель | 06.04.2022 | 15.50-16.20 | 1 | «Как появились деньги» Производство денег | Игровая ст. группы | Наблюдение |
14 | Апрель | 14.04.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Деньги разного достоинства и разной покупательной способности . | Игровая ст. группы | Наблюдение |
15 | Апрель | 22.04.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Аукцион» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
16 | Апрель | 27.04.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Изготовление альбома «Деньги-валюта» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
17 | Май | 05.05.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Бумажные деньги. Объяснять, почему появились бумажные деньги. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
18 | Май | 13.05.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Описывать первые российские бумажные деньги. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
19 | Май | 18.05.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
20 | Май | 26.05.2022 | 15.50-16.20 | 1 | Диагностика | Игровая ст. группы | Наблюдение |
Календарный учебный график для детей 6-7 лет
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место Проведения | Формы контроля |
Раздел 1. «Труд, продукт, товар» (20ч) | |||||||
1 | Январь | 12.01.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей. «Разные профессии Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение | Игровая ст. группы | Наблюдение |
2 | Январь | 20.01.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Игра Кто кем работает? Игра «Помощники или угадай, какая это профессия» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
3 | Январь | 28.01.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Кто такой профессионал?» Какими качествами должны обладать люди разных профессий | Игровая ст. группы | Наблюдение |
4 | Февраль | 02.02.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
5 | Февраль | 10.02.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Для чего нужно трудиться? Что такое труд» Нужды и потребности человека | Игровая ст. группы | Наблюдение |
6 | Февраль | 18.02.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
7 | Февраль | 23.02.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Труд и зарплата» Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
8 | Март | 03.03.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Дидактическая игра «Назови профессии» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
9 | Март | 11.03.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Услуги и товары. Что это?» Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
10 | Март | 16.03.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху | Игровая ст. группы | Наблюдение |
11 | Март | 24.03.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Директор магазина» Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
12 | Апрель | 01.0.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Игра «Выбери товар» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
13 | Апрель | 06.04.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Магазины и покупки: товар и его стоимость» Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
14 | Апрель | 14.04.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Игра «Выбери товар» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
15 | Апрель | 22.04.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Потребность, виды потребности» Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
16 | Апрель | 27.04.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
17 | Май | 05.05.2022 | 16.30-17.00 | 1 | «Откуда пришли деньги» Теория – 2 часа. История возникновения денег. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
18 | Май | 13.05.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Формировать представление о деньгах. | Игровая ст. группы | Наблюдение |
19 | Май | 18.05.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор» | Игровая ст. группы | Наблюдение |
20 | Май | 26.05.2022 | 16.30-17.00 | 1 | Диагностика | Игровая ст. группы | Наблюдение |
- Методическое обеспечение программы:
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
- дидактические материалы (печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства);
- разработки занятий в рамках программы;
- методическую и учебную литературу;
- Интернет-ресурсы.
2.1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 1 года обучения (5-6 лет)
№п/п | Тема | Методы и приёмы организации образовательного процесса | Методическое сопровождение программы | Дидактический материал и техническое оснащение |
1 | «Введение в мир экономики». Беседа | Беседа: «Что такое экономика?» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Иллюстрации, фотографии, магнитная доска. |
2 | Аппликация «Гном-Эконом» | Занятия: «Аппликация с Гномом Экономом» | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Клей, кисточки, заготовки Гнома, чистые листы бумаги. |
3 | Дидактическая игра «Найди лишнее». | Дидактическая игра «Найди лишнее». | Попова И.А. Картотека игр по финансовой грамотности. | Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний. |
4 | «Знакомство с Гномом Экономом» | Познакомить детей с Гномом-Экономом, героем занятий. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Гном Эконом -кукла. |
5 | Деньги - средства обмена товарами Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар». | Беседа с детьми : «Что такое деньги?» | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Карточки и иллюстрации купюр, монет ценников. |
6 | Игра «Вопросы и ответы» («Обмен») | Игра «Вопросы и ответы» («Обмен») | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением разных товаров. |
7 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» «Труд - деньги» | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» «Труд - деньги» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением разных предметов, товаров. Кассовый аппарат, деньги. |
8 | Дидактическая игра «Назови профессию» | Дидактическая игра «Назови профессию» | Поварницина Г.П,Киселева А.П «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением профессий. |
9 | Просмотр мультфильма про «Муху - Цокотуху» | Просмотр мультфильма про «Муху - Цокотуху» | Поварницина Г.П, Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | USB флешка с записью мультфильма. |
10 | «Понятие деньги» Деньги как мера стоимости; история денег. | Беседа: «Понятие деньги» Деньги как мера стоимости; история денег. | Поварницина Г.П,Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением разных видов денежных знаков. |
11 | Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). | Знакомство с деньгами. | Поварницина Г.П ,Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением разных видов денежных знаков (монеты, купюры) |
12 | Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру» | Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру» | Поварницина Г.П, Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карандаши, фломастеры листы бумаги. |
13 | «Как появились деньги» Производство денег | Беседа: «Как появились деньги» | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры). |
14 | Деньги разного достоинства и разной покупательной способности. | Занятие: «Деньги разного достоинства и разной покупательной способности». | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Купюры различного достоинства (50,100,200,1000,2000,5000рублей); картинки с изображением пластиковых карт. |
15 | Сюжетно-ролевая игра «Аукцион» | Сюжетно-ролевая игра «Аукцион» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Бумажные купюры, номерки лота, молоточек для аукциона. |
16 | Изготовление альбома «Деньги-валюта» | Изготовление альбома «Деньги-валюта» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Клей, картон, ножницы, картинки с изображением денег. |
17 | Бумажные деньги. Объяснять, почему появились бумажные деньги. | Беседа: «Бумажные деньги. Объяснять, почему появились бумажные деньги». | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карточки с изображением бумажных денег. Фотографии печатного станка денег. |
18 | Описывать первые российские бумажные деньги. | Занятие: «Знакомить детей с первыми российскими бумажные деньгами». | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Карточки с изображением первых российских рублей. |
19 | Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы» | Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | USB флешка с записью мультфильма. Карточки для игры. |
20 | Диагностика Задания и упражнения на проверку знаний | Дидактические задания и упражнения на проверку знаний. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки, схемы, модели. Карандаши, фломастеры, листы бумаги. |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 2 года обучения (6-7 лет)
№п/п | Тема | Методы и приёмы организации образовательного процесса | Методическое сопровождение программы | Дидактический материал и техническое оснащение |
1 | Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей. «Разные профессии Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение | Занятие: «Разные профессии Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Иллюстрации из произведения Маршака «Откуда стол пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» |
2 | Игра «Кто кем работает?» Игра «Помощники или угадай, какая это профессия» | Игра «Кто кем работает?» Игра «Помощники или угадай, какая это профессия» | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева | Картинки с изображением людей разных профессий. |
3 | «Кто такой профессионал?» Какими качествами должны обладать люди разных профессий | Беседа: «Кто такой профессионал?» Какими качествами должны обладать люди разных профессий | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева | Картинки с изображением людей разных профессий. |
4 | «Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?» | «Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?» | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева | USB флешка с записью мультфильма. Карточки для игры. |
5 | «Для чего нужно трудиться? Что такое труд» Нужды и потребности человека. | Беседа: «Для чего нужно трудиться? Что такое труд» Нужды и потребности человека. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Иллюстрации из произведений Д.Родари «Чем пахнут ремесла» Карточки с изображениям профессий. |
6 | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу» | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Фотографии города, заводов,предприятий. |
7 | «Труд и зарплата» Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд. | Занятие: «Труд и зарплата» Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Иллюстрации и картинки на тему «Труд взрослых и детей»; басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» |
8 | Дидактическая игра «Назови профессии» | Дидактическая игра «Назови профессии» | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева | Раскраски с видами профессий, карточки «Кому принадлежит это орудия труда» |
9 | «Услуги и товары. Что это?» Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги. | Беседа: «Услуги и товары. Что это?» Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карточки с изображениям разных предметов, вещей, изделий. |
10 | Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху | Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | USB флешка с записью мультфильма. Карточки с изображениям разных предметов, вещей, изделий. |
11 | «Директор магазина» Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина. | Занятие: «Директор магазина» Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина». | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карточки с изображениям магазина, персонала, товара. |
12 | Игра «Магазин» | Игра «Магазин» | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Карточки с изображением товаров, фишки, кассовый аппарат. |
13 | «Магазины и покупки: товар и его стоимость» Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара. | Беседа: «Магазины и покупки: товар и его стоимость» Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карточки с изображением разных предметов, вещей, изделий. |
14 | Игра «Выбери товар» | Игра «Выбери товар» | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева. | Карточки (хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла); фишки. |
15 | «Потребность, виды потребности» Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п. | Занятие: «Потребность, виды потребности» Что такое потребность? Товары первой необходимости» | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карточки-схемы: потребности первой необходимости, физиологические потребности, социальные потребности. |
16 | Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо» | Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо» | Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева. | Модель «Расходы». Предметы символизирующие основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги). |
17 | «Откуда пришли деньги» История возникновения денег. | Занятие: «Откуда пришли деньги» История возникновения денег. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры). |
18 | Формировать представление о деньгах. | Занятие: «Формировать представление о деньгах». | Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет» | Фото печатного станка денег. Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры). |
19 | Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор» | Занятие: «Рассматривание денег, рисование их». Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Карандаши, фломастеры листы бумаги. |
20 | Диагностика | Дидактические задания и упражнения на проверку знаний. | Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника» | Картинки, схемы, модели. Карандаши, фломастеры, листы бумаги. |
Условия реализации программы:
Программа реализуется в комнате Старшей разновозрастной группы, площадь которой составляет 53, 8 ( помещение 7 согласно экспликации литера А технического паспорта МБОУ Шаминской СОШ)
Оборудование:
1.Столы.
2. Стулья.
3. Бумага.
4. Клей.
5. Карандаши.
6. Фломастеры.
7. Ножницы.
8. Счетные палочки.
9. Стенды по экономической тематике.
10.Фото по экономической тематике.
11.DVD-плеер.
12. Ноутбук.
13. Счеты.
14. Весы.
15. Кассовый аппарат.
Костюмы:
Костюм «Продавец»
Костюм «Кассир»
Костюм «Медсестра»
Костюм «Таксист»
Костюмы «Салон красоты»
Костюм «Почтальон»
Костюм «ДПС»
2.2. Диагностический инструментарий
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:
I уровень - низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень - средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финасово-экономические представления в игре и труде.
III уровень - высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав. Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики — индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
1) знания в области социально-экономической сферы;
2) знания в области товарно-денежных отношений;
3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;
4) знания в области информационно-организаторской сферы;
5) знания в области нравственно-этической сферы;
6) знания в области государственно-юридической сферы.
Первичная диагностика экономических знаний старших дошкольников для детей 5-7 лет (начало учебного года)
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых — выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Примеры заданий первой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребенок хочет для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых — выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Примеры заданий второй серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».
Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Как можно назвать, одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты.)
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь? ».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых — определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.
Примеры заданий третьей серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах».
Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары».
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых — выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, то есть о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
Примеры заданий четвертой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой?»).
Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?».
Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание 5. Педагог предлагает рассказать ребенку технологию приготовления пищи.
Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых — выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
Примеры заданий пятой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать — экономный, а про кого — бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых — изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.
Примеры заданий шестой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?».
Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем.
Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом — каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла - при ярко выраженном признаке:
2 балла - при его устойчивом проявлении;
1 балл - в случае слабого проявления признака;
0 баллов — при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) - количество баллов от 3 до 8;
II уровень (средний) - количество баллов от 9 до 13:
III уровень (высокий) - количество баллов от 14 до 18.
Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников для детей 5-7 лет (конец учебного года)
Диагностический лист
Темы | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
Профессии | |||
Орудия труда | |||
Бюджет семьи | |||
Доход семьи | |||
Расход семьи | |||
Товар и цена | |||
Реклама |
Освоение программы:
Низкий - ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний - ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей: проявляет творческий потенциал.
- Диагностические материалы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
3.3Дидактические материалы
В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- сведения из интернета
- книги, брошюры, фотографии, газетные материалы;
- фотографии, схемы;
- викторины по темам;
- компьютерные презентации по темам;
- интерактивные экскурсии.
- печатные пособия (таблицы, плакаты, фотографии, карты);
- видео фильмы;
- мультимедийные материалы;
- компьютерные программные средства;
- методическая и учебная литература;
1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и
дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
2.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»
М.; 2008 № 11 с.75.
4.Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
5.Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
6.Игра «Выбери товар»
7.Тест «Хочу и надо»
8.Викторина для детей.
9.Викторина «Я знаю всё!»
10. Игра «Давай поменяемся»
11. Игра «Назови профессии»
12. Игра «Услуги и товары»
13. Игра «Что можно купить за деньги?»
14.Мультфильм «Муха-Цокотуха»
Материально- техническое оснащение дополнительной общеобразовательной программы
Занятия проводятся в игровой комнате «Непоседы»
Оснащение групповой комнаты
Площадь: 53
Технические средства групповой комнаты
-музыкальный центр, колонки
№п/п | Оборудование | Количество |
1 | Стол | 1 |
2 | Стулья | 10 |
3 | Шкаф для методического материала и инвентаря | 1 |
Мольберт | 1 |
№п/п | Наглядно-демонстрационный материал | Количество |
1 | Наглядные картинки и фотографии по темам | 10 |
2 | Энциклопедия | 1 |
3 | Раздаточный материал | 10 |
4 | Наглядные пособия | 10 |
5 | Сведения из интернета | |
6 | Книги, брошюры, фотографии, газетные материалы | 2 |
7 | Фотографии, схемы | 6 |
8 | Викторины по темам | 3 |
- Список литературы.
Список использованной литературы:
1.В. С Автономов, И. В Липсиц и Л.С Гребнев. Авторская программа «Финансовая
грамотность» разработанная
2.Г.П Поварницина, Ю. А Киселева Методические пособия
3.примерная парциальная программа дошкольного образования «Банка России».
Список литературы для педагога:
1.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой
грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
(для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
2.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих
получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007 – 48 с.:
ил.
3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические
игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.;
2008 № 11 с.75.
5.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.
Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
6.Обучающий видеоконтент.
7.Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике (Текст): метод. пособие / Т.А. Шорыгина. М.-
М.: ТЦ Сфера, 2009
Список литературы для родителей:
1.Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю»,
издательство «МИФ».
2.Райзберг, Б.Г Экономика для детей (Текст): учеб. пособие в играх Б.Г Райзберг.-М:
Ось-89,1999
Список литературы для учащихся:
1.Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
2.«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
3.Союзмультфильм «Так сойдет»
4.Союзмультфильм «Пятачок»
5.«Вершки и корешки»
6.Союзмультфильм «Сказка про лень»
Интернет ресурсы:
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
2.Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
4.Комикс «История о рублике и его друзьях» / Министерство финансов
Калининградской области электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf
5.Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской
области электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef1b.pdf
6.Методические рекомендации к книжке - раскраске для старших дошкольников/
Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4.pdf
7.Воспитателям.ру (Электронный ресурс) : сайт для воспитателей дет. Садов – режим
доступа: https://vospitateljam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическй направленности "Английский язык для дошкольников"
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...