Педагогический проект: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания» (приложение)
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
В приложении по теме загадки, стихи, конспекты НОД, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_proektu_finansovaya_gramotnost.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект:
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания»
Приложение
1.Стихотворения о деньгах. Обойдусь и без покупок Держу молоток Е. Степанова Экономика С экономикою нас, Л. Шмакова Торговля Деньги были не всегда. Л. Шмакова Деньги За годом год, за веком век Л. Шмакова Бюджет У взрослых людей есть такая забота: | 3.Загадки о финансах На товаре быть должна Обязательна ... (цена) Коль трудился круглый год, Будет кругленьким ... (доход)
Он финансовый факир,
Сбереженья ваши в ... (банке) Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без ... (рекламы) Эта резвая купчиха Люди ходят на базар: Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату Выдают за труд ... (зарплату)
Очень вкусная витрина Овощного ... (магазина)
Сколько купили вы колбасы, Стрелкой покажут вам точно ... (весы)
Мебель, хлеб и огурцы За сметану, хлеб и сыр Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)
В этой фирме все бывают, Бланк сначала заполняют, Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (Банк.)
Дядя Коля - нумизмат. Значит, каждый экспонат, Я скажу вам по секрету, Называется ... (Монета.)
В наши дни не встретишь эту Очень малую монету. В сказках ты её найдёшь, Денежка зовётся ... (Грош.)
Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы, Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине. (Копилка.) Это крупный магазин, У него не счесть витрин. Всё найдётся на прилавке - От одежды до булавки. (Универмаг, супермаркет.) |
2.Пословицы и поговорки о деньгах. Деньги — не голова: наживное дело. Деньги не люди, лишними не будут. Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели. Доход не живет! без хлопот. Каждый час простоя — река убытку. От прибыли голова не болит. Получишь доход — явится и расход. Прибылью хвались, а убыли стерегись. Чужие деньги считать — не разбогатеть. Денежка без ног, весь свет обойдет. Деньги — гости: то нет, то горсти. Деньги счетом крепки. Копейка копейку родит. Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. Деньги — что пух: только дунь на них и нет. Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман. Не деньги нас наживают, а мы их. Через золото слезы льют. Копеечка к копеечке — рубль набегает. Копейка рубль бережет. Копейка обоз гонит У него деньги куры не клюют. Не подмажешь — не поедешь. Дешевле пареной репы. И дешево, и сердито. Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет. Лишняя денежка карману не в тягость. У денег глаз нет. Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет. Денежки счет любят. Лежащий товар не кормит. Злато не говорит, зато много творит. Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем. Деньги — дело наживное. Здоров буду и денег добуду. Не доходом разживаются, а расходом. Денежки круглые — весь век катятся. Деньги не в деньгах, а в делах. Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил. Время — деньги. Не в деньгах счастье. | 4. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» (Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ) 1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах? - Да - Нет. 2. Нужно ли детей знакомить с экономикой? - Да. - Нет. 3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку? - Положительно. - Отрицательно. 4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги? - Да. - Нет. 5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе? - Да. - Нет. 6. Как ребенок относится к труду? - Охотно принимается за дело. -Неохотно принимается за дело. 7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома? - Да. - Нет. 8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок? - Да. - Нет. 9. Знают ли дети профессии родителей? - Да. - Нет. 10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги? -- Да. - Нет. 11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги? - Да. - Нет. |
Сюжетно-ролевая игра «БАНК» (старший дошкольный возраст)
Цель: знакомство детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, формирование активной позиции ребенка для развития сюжетной линии игры «Банк».
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания воспитанников о работе Банка;
Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями;
Активизировать словарь воспитанников с новыми экономическими понятиями: доход, расход, расчет, кредит, менеджер, договор, оплата, валюта, платежеспособность.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой деятельности;
Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, развивать диалогическую речь;
Развивать умения воспитанников согласовывать тему игры: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные:
Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к совместной деятельности.
Предполагаемый результат: расширение знаний о новых профессиях, обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий; осознание детьми социально ответственного поведения; расширение первичных представлений детей о банке и проводимых в нём операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг). Подготовительный этап:
Ресурсное обеспечение:
Изготовление макета банкомата, аппарата для выдачи талонов, денег, пластиковых карт, табличек-стоек, бейджиков с изображением специальностей, паспортов клиентов, платежных извещений, кредитных договоров, квитанций на оплату коммунальных платежей, ценных бумаг, карточек для оформления кредитов (с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т.д.)
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя на тему:
• «Профессия оператор»;
• «Профессия кредитный менеджер»;
• «Профессия консультант банка»;
• «Профессия кассир»;
• «Профессия инкассатор»;
• «Профессия мастер».
Просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций банка.
Чтение художественной литературы:
• Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики»;
• Лада И. «Новый дом»;
• Бомент А. «Дом, в котором мы живем»;
• Габе Д. «Работа»;
• Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»;
• Корчак Я. «Маленький бизнесмен»;
• Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей».
Проигрывание ситуаций:
* «Вежливый администратор»; * «Разговор менеджера с клиентом»; * «Работа кассира»; * «Работа инкассатора»; * «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке».
Беседы на тему: «Посещение банка», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «Доходы и расходы».
Организация игрового пространства: В группе расставляются макеты банкомата, автомата для выдачи талонов, сейфа, столы с атрибутами и стульями для клиентов и сотрудников банка.
Роли и ролевые действия:
Кассир: принимает и выдаёт деньги клиентам, совершает валютные операции, принимает переводы, производит оплату по квитанциям.
Оператор: выслушивает клиента, совершает необходимые операции.
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением режима работы
банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов.
Консультант: помогает клиентам в выборе нужной операции.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников
банка и денежных средств.
Инкассатор: организует сбор и перевозку денежных средств.
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карту...
Ход сюжетно-ролевой игры:
Проблемная ситуация: -К нам в детский сад пришёл счёт на оплату игрушек для детей. Подумайте и ответьте где можно оплатить эту операцию? (ответы детей).
-Ребята, именно сегодня в нашем городе открывается банк. Перед открытием мне бы хотелось пригласить Вас на виртуальную экскурсию с тётушкой Совой (серия «Азбука денег»).
-Итак, побывав на экскурсии Вы узнали много интересного. Назовите профессии сотрудников банка (оператор, кассир, консультант, инкассатор, охранник, мастер…)
Какими качествами должны обладать сотрудники банка? (грамотными, доброжелательными, внимательными…)
-Назовите, какие операции совершаются в банке (получение кредита, обмен валюты, оплаты, переводы…). Кто пользуется услугами банка? (клиенты)
Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники.
Для распределения ролей сотрудников, используется прием волшебный мешочек, детям предлагается достать из мешочка бейджики с изображением специальности.
Для себя воспитатель выбирает роль администратора банка, затем эту роль можно делегировать воспитаннику хорошо знакомому с игрой. При приеме на работу воспитатель использует прием «напоминание» и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые (ролевые) действия.
Администратор: - Сотрудники банка, займите свои рабочие места.
-Внимание банк открывается ровно в 9 часов. (охранник открывает двери и приглашает клиентов)
-Уважаемые клиенты, банк открыт, проходите, пожалуйста. Для выбора нужной Вам операции возьмите талон в автомате…
Ролевые действия детей согласно сюжету игры «Банк». (Обыгрывание сотрудниками и клиентами банковских операций: получение банковской карты, обмен валюты, получение кредита, оплата квитанций, перевод денег, пользование банковскими ячейками)
Администратор: -Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу. Будем рады снова видеть вас в нашем банке. Охранник провожает последних посетителей со словами:
«До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
КВЕСТ – ИГРА
«Путешествие по реке времени или как появились деньги»
Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.
Задачи:
- расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги,
- актуализировать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
- побуждать детей к активному участию; способствовать гармонизации детских отношений.
Предварительная работа:
разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды; подготовить «монетки» и листы с заданиями по каждой станции; наградной материал по итогам игры и атрибуты для игр.
Ход игры:
Ведущий: Игра у нас сегодня будет не обыкновенная, а «Квест» – игра-бродилка по территории нашего детского сада под названием «Путешествие по реке времени или как появились деньги». Для начала нам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитана.
(Дети достают фишки с коробки и делятся по одинаковым картинкам. Выбирают капитана команды)
Ведущий: Дорогие друзья, случилась беда злая Бабушка Яга украла у нас ключ от «КОПИЛКИ-СУНДУЧКА». И нам с вами предстоит забрать у не ключик. Но как, вы узнаете, Бабушка Яга хитренькая, просто так не отдаст, только если вы выполните всех ее заданий. И ключик у нее можно только купить за денежку, ведь она еще жадненькая.
Ведущий: Все команды начнут путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут по разным маршрутам. Маршрут состоит из нескольких этапов. На каждой станции вам нужно решать разные задания, тогда вы получаете золотую монетку. В итоге вам нужно собрать все монеты. Когда мы вновь соберемся в этом зале, и мы сможем справиться с основным заданием и открыть волшебный сундук! Побеждает та команда, которая больше всех соберет монеток.
Сейчас капитаны команд получат маршрут вашего путешествия.
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу)
Ведущий: А для того, чтобы вам было куда собирать ваши монетки, давайте сначала сделаем «КОШЕЛЁК» (Создание оригами – кошелька).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям дошкольного возраста войти в социально- экономическую жизнь. Создание осн...
Консультация для воспитателей ‹Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Деньги -это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте...
Консультация «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка для педагогов ДОУ«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания»
Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Д...
Педагогический проект: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания» (приложение)
В приложение вошли стихи, загадки, конспекты занятия и квест-игры....