Проект по финансовой грамотности "Юные Экономисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по финансовой грамотности "Юные Экономисты" | 562.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по финансовой грамотности
в старшей группе № 6 «Белочка»
«Юные экономисты»
Подготовила:
Курбанова Я.В.
ПРОЕКТ
- Название проекта: «Юные экономисты»
- Актуальность темы:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Тип проекта: информационный, групповой
Участники проекта: воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников
1. Описание проекта
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
- Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
1.3 Этапы проекта
1этап –Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные экономисты».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
2 этап. Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап –Заключительный: Непосредственно образовательная деятельность.
Подведение итогов реализации проекта.
1.3 Описание предлагаемого способа решения проблемы.
1. Интегративный подход.
Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.
2. Деятельностый подход.
Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.
3. Субъектный подход.
Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.
Проект «Основы финансовой грамотности» ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
1.4 Методы и приемы
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа будет строиться по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
2.1 Ожидаемые результаты
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир, уважают людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- активно используют в игровой деятельности основные экономические
понятия и категории, которым, было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий: деньги, цена, товар, семейный бюджет
и пр.;
- осознают, соизмеряют свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие);
- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой
грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных
финансов;
- педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Приложение»№1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их фина...
Проект по финансовой грамотности "Юный экономист"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....
Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Финансовая грамота помогает детям....
Проект по финансовой грамотности "Маленький экономист"
Проект по ознакомлению детей с миром профессий через финансовую грамотность...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ»
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию финансовой грамотности...