ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный экономист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovaya_gramotnost.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкар
ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ»
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4»
Мастрюкова Елена Юрьевна
Сыктывкар, 2024
Тема проекта «Формирование финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста «Юный экономист»
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный экономист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно - игровой.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный, 3 месяца.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Авторы проекта: Мастрюкова Елена Юрьевна
Актуальность проекта
В нашем мире дети поневоле встречаются с экономикой, даже если его не учат этому. Они узнают, что такое "деньги", "монеты", "карточки", "банки" и т.д. Если мамы и папы не умеют правильно распланировать финансы, то и их ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Ведь дети - это зеркало своих родителей, поэтому в плане экономии и планирования финансов они подражают им.
Дети должны иметь представления, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать за него всю работу.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы только научить зарабатывать деньги. Самое главное, это сформировать нравственные понятия: честность, обязательность, законопослушность, взаимопомощь и другое. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность нашего проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды, использовать интерес детей к экономической культуре, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и содействие их финансовому просвещению.
Задачи:
- Расширить знания детей о возникновении денег
- Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим»
- Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».
- Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
- Продолжить формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.
- Привлечь внимание детей и родителей к вопросам финансовой грамотности.
- Закрепить представления детей экономические понятия: деньги, доход и расход.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
-изучение педагогами справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
-подбор художественной литературы, иллюстраций для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности педагога с воспитанниками. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Все конспекты бесед, непосредственно - образовательной деятельности брали по уже готовым методическим рекомендациям «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей», подготовленные под редакцией С.В.Герасименко, И.В.Назаровой.
Все используемые нами разнообразные развивающие игры были разработаны и изготовлены своими руками. Картинки для игр мы брали со свободного доступа в яндекс – картинки. Сначала подбирали необходимые картинки для игры, оформляли в программе Word в нужном дизайне и распечатывали на принтере. Потом карточки заламинировали, чтоб они стали более прочными в использовании. Привлекли родителей в работе по изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевым играм по экономическому воспитанию детей.
Взаимодействие с семьей:
1. Дома вместе с детьми изготавливают атрибуты к сюжетно – ролевым играм, беседуют и рисуют свою будущую профессию, помогают в подготовке к итоговому мероприятию «Ярмарка вакансий».
2. Читают дома детям стихи и рассказы, просматривают мультфильмы по формированию у дошкольников финансовой грамотности.
3. Беседа с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу.
4. Круглый стол «Что такое финансовая грамотность»
5. Мастер-класс для родителей «Обучаем детей финансовой грамотности» и квест–игра «Монополия»
6. Консультация для родителей «По дорогам финансовой грамотности», «Финансовая грамотность» и т.д.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: сюжетно- ролевой игры «Ярмарка вакансий».
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Мероприятия, проводимые на практическом этапе:
Неделя | НОД | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями |
1 | Вводное занятие «Откуда пришли деньги?» Цель: сформировать первичные экономические знания у детей. | 1. Чтение худ. литературы А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Цель: Знакомить детей со сказкой А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» #1044;идактическая игра "Спойлер" Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста 3. Инсценировка сказки "Приключения Буратино" Цель: развивать слуховое восприятие, интерес к произведениям А. Н. Толстого 4. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. Цель: познакомить детей с денежными знаками своей страны и деньгами других стран. | Круглый стол "Что такое финансовая грамотность" |
2 | Тема: «Почему взрослые работают?» Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода | 1. Просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы "Что такое деньги" Цель: Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена. 2. Беседа" Что такое деньги" Цель: способствовать финансовому и просвещению и воспитанию дошкольников. 3. Сюжетно - ролевая игра "Супермаркет" Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин. 4. Оформление «Коллекции денег» Цель: создать совместно с детьми коллекцию денег. | Папка-передвижка "Как научить детей делать покупки с умом" |
3 | Тема: «Открываем супермаркет» Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. | 1. Чтение худ. литературы Э. Успенский «Трое из Простоквашино». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Э.Успенского. 2. Интерактивная дидактическая игра "Поле-чудес" Цель: Закрепить и обобщить знания, полученные на занятиях по развитию финансовой грамотности дошкольников. 3. Театрализованная игра "Дюймовочка" Цель: Совершенствовать исполнительские умения детей в создании яркого образа героя. 4. Рассматривание картины «В магазине», «На рынке» Цель: научить детей найти отличия магазина и рынка. | Мастер класс "Обучаем детей финансовой грамотности" |
4 | Тема: «Юные финансисты» Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека. | 1. Просмотр мультфильма Фиксики "Деньги (серия 126) Цель: продолжать знакомить детей с основными понятиями финансовой грамотности. 2. Беседа "Профессии" Цель: продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей. 3. Сюжетно - ролевая игра "Кафе Легенда" Цель: закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. 4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Цель: учить детей находить ответ на трудные вопросы. | Викторина «По дорогам финансовой грамотности» |
Неделя | НОД | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями |
1 | Тема: «Музей денег» Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России | 1. Просмотр мультфильма Азбука денег тетушки Совы - Безналичные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 12 Цель: знакомить детей с видами денег, их разновидностью. #1044;идактическая игра "Башня" Цель: Закрепить и обобщить знания, полученные на занятиях по развитию финансовой грамотности дошкольников. 3. Кукольное представление "Царевна-лягушка" Цель: формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. 4. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило» Цель: объяснить детям смысл пословицы. | Буклет "Финансовая грамотность" |
2 | Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию» Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. | 1. Чтение худ. литературы А. Романова «Чудеса в кошельке» Цель: продолжать учить детей объяснять смыл произведения. 2. Беседа "Какие бывают деньги" Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями денежных средств. 3. Сюжетно - ролевая игра "Театр Буратино" Цель: Продолжать формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; Закреплять представление детей о театре 4. Домашнее задание: придумать «деньги будущего» Цель: развивать у детей воображение. | Практикум "Осваиваем финансовую грамотность" |
3 | Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег. | 1. Просмотр мультфильма Смешарики. Азбука финансовой грамотности "Подарок" Цель: активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики 2. Дидактическая игра "Чубрики" Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 3. Инсценировка "Муха-цокотуха" Цель: воспитывать у детей любовь к сказкам. 4. «Кто что делает?» Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. | Папка-передвижка "Финансовая грамотность в ДОУ" |
4 | Тема: «Творим добро» Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благ. фонд». | 1. Просмотр мультфильма Фиксики "Как делают деньги" Цель: познакомить детей с технологией производством денег. 2. Беседа "Что можно купить?" Цель: способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом 3. Сюжетно - ролевая игра "Сбербанк" Цель: : Совершенствовать «технику» сюжетно- ролевой игры. Формирование компетенций у детей в ориентировке в социально жизни Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний. 4. Д/и «Мемо. Финансы» Цель: содействие финансовому просвещению и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование игры с экономическим содержанием; развитие памяти, логики и внимания детей. | Деловая игра «Финансовая грамотность дошкольников» |
Неделя | НОД | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями |
1 | Тема: «Путешествие в страну Рублика" Цель: формировать у детей первичных элементарных экономических представлений. | 1. Чтение худ. литературы В. Маяковский «Кем быть?» Цель: познакомить детей с творчествои В.Маяковского и его стихотворением "Кем быть" 2. Дидактическая игра "Сундук сокровищ" Цель: учить детей действовать по сигналу, находить нужную картинку. 3. Экскурсия в виртуальный банк «Дом, где живут деньги» Цель: познакомить детей с местом где хранятся деньги. 4. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене. | Ярмарка рисунков совместно с родителями "Кем быть?" |
2 | Тема: «Доходы» Цель: сформировать у дошкольников представление о доходах семьи. | 1. Просмотр мультфильма Три кота "Поход в магазин" Цель: учить детей действиям покупателя и продавца, при походе в магазин. 2. Беседа «Чем пахнут ремесла?» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями взрослых. 3. Сюжетно - ролевая игра "Турфирма"Цель: Закрепить полученные знания детей о профессиях туристического бизнеса. Учить определять тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий. 4. Рисование «Моя будущая профессия» Цель: Содействовать в выборе будущей профессии, формировать художественные навыки. | Папка передвижка "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста" |
3 | Тема: "Что, где когда" Цель: Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности. | 1. Чтение худ. литературы К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха» Цель: знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. 2. Дидактическая игра "Экивоки - финансовая грамотность" Цель: развивать у детей память, внимание по финансовой грамотности. 3. Театрализованная игра "Кот в сапогах" Цель: учить детей самостоятельно распределить роли, подобрать атрибуты. 4. Домашние задание: лепка из соленого теста «Товары для игры «Магазин» Цель: Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов. | Квест-игра "Монополия" |
4 | Тема: "Умники и умницы" Цель: закреплять знания детей о финансовой грамотности. | 1. Просмотр мультфильма "Утиные истории" Цель: расширять представления детей о пользе вреде денег. 2. Интерактивная дидактическая игра "Профессии" Цель: упражнять детей в нахождение правильных атрибутов к определенным профессиям. 3. Сюжетно - ролевая игра "Детский развивающий центр" Цель: способствовать детям в реализации и развитии сюжета игры; закреплять знания о функционировании "Торговый центр". 4. «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. | Родительское собрание "Итоги" |
В результате проекта:
1. Дети приобрели первичный финансовый опыт, овладели навыками устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Дошкольники научились использовать свои знания в нестандартных ситуациях.
2. У детей расширились творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки, активизировался словарный запас.
3. Улучшилась предметно – развивающая среда группы: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадкам и, настольно - печатными, дидактическими и сюжетно- ролевыми играми.
4. Воспитанники и их родители приняли активное участие в проекте. Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Проанализировав проделанную работу можно сделать выводы о том, что тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно -речевую).
Наиболее важный эффект от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети познакомились со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями дети выполняли задания по финансовой грамотности, приобретая правильные навыки обращения с личными финансами.
Список использованных литературных источников
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№#1057;. 3-6.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, #1089;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный экономист"
Реализация проекта "Юный экономист"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
фИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста«Маленький экономист»Актуальность и социальная значимостьАктуальность проекта обусловлена тем, что про...
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благопо...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист».
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования вобществе, становление рыночных отношений, необходимость формированиямассового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающи...