Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Александрова Анжелика Александровна
Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, соприкасаются с деньгами, рекламой, посещают с родителями магазины, участвуют в купле и продаже. Поэтому, формирование финансовой грамотности необходимо начинать уже в дошкольном учреждении, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться с 5-6 лет. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше может быть сформировано правильное отношение к финансам. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного и бережного отношения в области экономики. Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_konkurs.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Дзержинский детский сад №3 « Тополек» комбинированного вида

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию финансовой грамотности

в подготовительной к школе группе

тема: «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»

        Автор:  воспитатель первой квалификационной категории

Александрова Анжелика Александровна

Пояснительная записка

Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.  Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, соприкасаются с деньгами, рекламой, посещают с родителями  магазины, участвуют в купле и продаже.

Поэтому, формирование финансовой грамотности необходимо начинать уже в дошкольном  учреждении, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться с 5-6 лет.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше может быть сформировано правильное отношение к финансам.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного и бережного отношения в области экономики.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Вид НОД: комплексная

Форма НОД: виртуальная экскурсия

Цель: формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка, о банковских операциях

Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить; о том, сколько продуктов можно получить из молока.

закрепить понятия «доход», «расход».

Развивающие:

развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление;

развивать умение размышлять, обобщать результаты своей деятельности.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать любознательность, познавательную активность;

формировать самостоятельность детей в коллективных действиях.

Оборудование:

Ноутбук, экран, смонтированная видеозапись с голосом Матроскина, презентация «Наш банк», карточки-иллюстрации с изображением молочных и других продуктов, ватманы 3-4 штуки, картинки для изготовления рекламы молочного магазина, клей, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, пластилин, посылка с воздушными шарами и конфетами по количеству детей.

Планируемые результаты: 

Умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуются новым, неизвестным в  мире финансовой грамотности. Имеют элементарные представления о банке, понимают значимость рекламы. Используют изобразительные навыки в выполнении творческого задания по экономической грамотности.

Ход НОД:

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный

Вводная часть

Сюрпризный момент

Постановка проблемы

2 этап  

Основной

3 этап - заключительный

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Рита дала руку Степе,

А Степа дал руку Илье…..

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте их поприветствуем. Какими словами можно это сделать? («здравствуйте», «доброе утро», «хорошего дня», «милости просим», «рады видеть вас»).

Ребята, скажите, чем занимаются родители, пока вы находитесь в детском саду? (работают)

А зачем ваши родители работают? (чтобы получить деньги)

А как называются деньги, которые родители получают на работе? (зарплата)

Разная ли работа оплачивается? (нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима).

А зачем деньги вашим родителям?

Хорошо, деньги человеку нужны для того, чтобы купить игрушки, продукты, вещи, лекарства, заплатить за квартиру и свет и т.д.

Раздается звонок по видеосвязи. На экране звучит музыка из мультфильма «Простоквашино» и появляется Кот Матроскин.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы уже в подготовительной группе и скоро пойдете в школу. Думаю, вы мне сможете помочь. У меня три коровы и все они дают молоко. Мы его не съедаем, и что мне делать с этим количеством молока я не знаю. У вас, может быть, есть идеи?»

Воспитатель вместе с ребятами обсуждает идеи как помочь Коту Матроскину.

Воспитатель: Уважаемый Матроскин, мы с ребятами подумали и решили, что тебе можно было бы открыть молочный магазин, где ты сможешь продавать свои молочные продукты.

Матроскин: Ура, здорово!  

Воспитатель: Ребята, давайте Матроскину скажем, какие именно продукты он сможет сделать из своего молока и продавать в своем магазине.

Игра «Молочные продукты»

На карточках изображены различные продукты (хлебобулочные, мясные, кондитерские, рыбные, молочные и т.д). Детям необходимо выбрать те карточки, на которых изображены продукты-товары для молочного магазина.

Матроскин: Все верно! Я из молока от своих коровок делаю сметану, творог,  масло,  сливки, йогурт. И если я буду продавать эти продукты, то как они будут называться

(товар)

Матроскин: Точно! Товар! А что мне еще нужно будет для моего магазина, кроме товара?

Воспитатель: Уважаемый Матроскин, мы с ребятами подумали и решили. Тебе для твоего магазина нужно здание, прилавок, кассовый аппарат, холодильники для хранения товара.

Матроскин: Ой, ребята, как много, оказывается, мне нужно для моего магазина! Здание, прилавок, кассовый аппарат, холодильники для хранения товара. У меня нет столько денег, чтоб все это купить! Что же мне делать!?

Воспитатель: Не расстраивайся, Матроскин, мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем.

(обращается к ребятам)

Ребята, что мы можем посоветовать Матроскину? Где ему взять денег для открытия его магазина?

Воспитатель: правильно, ребята. Можно Матроскину посоветовать взять деньги в банке.

Я приглашаю вас, ребята, и Кота Матроскина на виртуальную экскурсию в дом, где живут деньги, в наш банк, который находится в центре села. Скажите, кто-нибудь из вас был в банке? А зачем вы туда приходили с родителями?

Воспитатель запускает просмотр презентации.

1 слайд:

Мы с вами уже знаем, что деньги изготавливают на специальном заводе, он у нас один в стране и называется Монетный двор.

2 слайд:

С этого завода деньги на специальных машинах люди инкассаторы развозят по банкам.

3 слайд

Банк – место, где хранятся деньги.

4 слайд

В нашем банке стоит много машин - банкоматов. Скажите, ребята, зачем банкоматы в банке? Правильно, с помощью пластиковой карты можно взять деньги из банкомата, либо наоборот, положить деньги на карту. А что для этого владелец карты должен знать? Правильно пароль – он называется пин-код. А для чего пароль нужен? Верно, чтоб чужой человек не смог снять деньги с твоей карты.

Где вы еще видели в нашем селе такие банкоматы?

5 слайд

Вернемся в наш банк. В банке хранятся не только те деньги, которые привезли. Деньги в банк приносят люди, и кладут деньги на свои счета, как будто в копилочку. Такие люди называются вкладчиками. И как только вкладчикам понадобятся их деньги, банк им сразу их возвращает.

6 слайд

А теперь, обратите внимание, мы с вами перешли в другой зал. Что вы здесь видите?

Да, в этом зале стоят столы, а за столами сидят работники банка – консультанты. Когда у людей не хватает денег на покупку чего-нибудь (квартиры, мебели, машины и т.д), они приходят сюда и банк дает им деньги в долг. Это называется – кредит. А помогают получить деньги в долг помогают консультанты.  

7 слайд

Потом люди по частям этот долг возвращают банку, один раз в месяц на протяжении нескольких лет вносят часть своего долга в банк.

Кот Матроскин: Ура! Я кажется знаю где мне взять денег для моего магазина! Спасибо вам! Я побежал банк!

Воспитатель: Пока Матроскин оформляет кредит в банке, давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (руки на пояс, выполняют «пружинку»)

Ряженка, сметана, сыр, (руки в кулачки, поочередные движения вверх-вниз)

Чай, конфеты, шоколад, (потирают руками обе щечки)

Яблоки и виноград. (рисуют круги в воздухе)

Детский мячик в магазине (прыжки на месте)

Продают в большой корзине (руки вытянуть перед собой, соединить пальцы в замок)

Нужно важное купить, (хлопки в ладоши)

Чтобы экономным быть! (потереть обе руки)

На экране появляется Кот Матроскин, раздается звук вызова видеозвонка.

Кот Матроскин: Ура, ребята, все получилось, мне в банке дали деньги в кредит. Я купил все, что вы мне сказали: здание под мой магазин, холодильники, кассовый аппарат, торговое оборудование: прилавки, полки.

Воспитатель: Мы тебя поздравляем!

Кот Матроскин: (грустно) сначала у меня много было денег, я их потратил все, и теперь у меня денег совсем нет.

Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать - доходом, а вот то, на что ты их потратил - это расход. У нас ребята это даже знают. Верно, ребята?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход». Я начну, а вы заканчивайте, хором отвечайте доход или расход.

Папа получил зарплату – доход

Заплатили за интернет – расход

Купили телефон – расход

Мама продала картину – доход

Дедушка купил телевизор – расход

Друг подарил на день рождения деньги – доход

Сестре купили куклу – расход.

Воспитатель: Вот видишь, Матроскин, в каждой семье есть и доходы, и расходы. Главное, чтобы расходы были меньше, чем доходы. Ты потратил деньги, зато приобрел все необходимое для открытия твоего магазина. Когда ты начнешь продавать свой молочный товар, то будешь получать доход. Верно, ребята!

Матроскин: Это хорошо, ну что, я побежал в свой магазин.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам оформить витрину магазина Матроскина, это будет для него большим подарком, ведь витрина – это тоже реклама магазина и товар, который продается в магазине. А реклама магазину Кота Матроскина очень нужна!  

Возьмите картинки для витрины и наклейте их на фон так, чтобы получилось привлекательно для покупателей. Можно украсить рекламу рисунками, используя маркеры и пластилин.

Творческое задание «Сделай рекламу»

Воспитатель: Вы молодцы! (заносит огромную посылку) Матроскин вам прислал подарки в благодарность за вашу помощь!

На экране появляется Матроскин

Матроскин: Ребята, какое счастье, у меня есть магазин, покупатели! И это все благодаря вам! Спасибо вам большое! Вы получили мою посылку из Простоквашино?

Отпразднуйте открытие моего магазина весело!

(воспитатель достает из посылки воздушные шары и конфеты «Буренка»).

Итог занятия.

Ребята, понравилось ли вам наше занятие?

А теперь вспомните, что мы сегодня полезного сделали, что нового вы узнали?

Что вам больше понравилось?

Что было для вас самым трудным?

Упражнение  «Солнечное настроение».        Ответы детей с рассуждением.

Дети стоят в кругу, опустив руки.

Поочередно подают руку друг другу и качают руками вместе.

Создание условий для  психологического комфорта в группе 

Ребята отвечают на вопросы воспитателя.

Дети высказывают предположения

Дети обращают внимание на экран, подходят

Ребята высказывают свое желание помочь Матроскину.

Активно ищут ответ, высказывают предположения, мнения.

Дети выбирают карточки с изображением молочных продуктов. Представляют результат.

Дети высказывают свои предположения. Объясняют значимость своего выбора.

Участвуют в диалоге с воспитателем.

Активно ищут ответ. Приходят к мнению, что деньги можно взять в банке.

Ответы детей.

Дети подходят к экрану.

Подтверждают слова воспитателя.

Ответы детей

Воспринимают новую информацию.

Ответы детей

Дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Дети подходят к экрану

 

Высказывают слова поздравления Матроскину

Ответы детей

Дети хором отвечают на вопросы воспитателя

Дети делятся на 3-4 команды (зависит от количества детей) и оформляют рекламу магазину Кота Матроскина.

Дети выбирают материал, который будут использовать, выполняют задание, затем представляют свои работы.

Ответы детей

Принимают участие в распаковке посылки

Участвуют в диалоге с воспитателем

Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое.

Используемая литература:

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.

"Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Герои космоса»

План-конспект непосредственно   образовательной деятельностис дошкольниками в подготовительной к школе  группеТема: «Герои космоса»...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада

Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л]  в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кафе Улыбка» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:Расширять и обогащать словарь, закреплять  обобщающие понятия по теме: «Посуда...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество

В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...