Методическая разработка конспекта занятия для детей дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.
Целью занятия является ознакомление с основами правосознания,
обучение навыкам самовыражения; выработки толерантности к другим. Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее.
Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры рекомендую провести предварительную беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказок «Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Золушка» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Сказка» города Дюртюли муниципального района
Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
конспекта занятия для детей
дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми
.
Автор: педагог-психолог
Мигранова Светлана Фанилевна
2021
Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.
Целью занятия является ознакомление с основами правосознания,
обучение навыкам самовыражения; выработки толерантности к другим. Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее.
Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры рекомендую провести предварительную беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказок «Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Золушка» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена.
Содержание занятия ориентировано на развитие интереса к собственным правам, формирование у детей критичного отношения к жестокому обращению; формирование понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса: «Обижают — значит, нарушают твои права»; обсуждению проблемы: «Как можно защитить себя».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с основными правами ребенка и правами человека в доступной форме.
2. Познакомить с правом человека на защиту от жестокости и насилия.
3. Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.
4.Развивать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.
5.Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимость к непохожести.
6.Развивать у детей критичность мышления.
Конспект занятия по правовому воспитанию «Право на защиту».
Введение. Организационный момент.
Воспитатель. Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Женя, не сердись, улыбнись».
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Я желаю, чтобы сегодня и всегда у вас было все по-доброму, замечательно.
Основная часть.
Воспитатель. Мы сегодня будем говорить о взрослых и детях. Наши права защищает закон, поэтому все их должны соблюдать. Права имеют не только взрослые, но и дети. Права детей записаны в специальном документе «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка» (показ книг). Ваши права охраняются законом.
Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.
Воспитатель:
Лишь появится ребенок
И дышать едва начнет
У него уже с пеленок
Появляются права.
Воспитатель. Ребята, какие права появляются с рождения? Правильно, право на имя и право на жизнь (приложение №1).
Воспитатель. Назовите, в каких сказках нарушается право на жизнь?
«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка», Муха – Цокотуха» (приложение №2).
Воспитатель.
Пусть дети живут,
Смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка,
Будет светлый, добрый дом.
Воспитатель. О каком праве идет речь? О праве на дом.
В каких сказках нарушается данное право?
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» (приложение №3).
Воспитатель.
Я люблю свою семью,
Маму, папу я люблю.
Всех, кого я так люблю.
Имею право на семью.
Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой и папой, иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в родной семье. Родители должны заботиться о своих детях и защищать их. В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи (приложение №4).
Физминутка «Птички- невелички» (приложение №5).
Воспитатель. Но так бывает не всегда. Бывает, что ребенка обижают, а значит, нарушают твои права. Я познакомлю вас с еще одним правом – право на защиту. Отгадайте загадку.
Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто—нибудь из вас
Кто же это?
Воспитатель. Правильно Кабабас-Барабас. Как он обращался с куклами? Имел ли на это право? Какие права кукол нарушал злодей? Право на свободу, право на защиту (приложение №6).
Воспитатель.
Работу знала и золу,
Но побывала на балу.
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц.
Воспитатель. Про кого говорится в этой загадке? Правильно о Золушке. Как нарушались ее права? (приложение №7)
Ее заставляли заниматься тяжёлым, непосильным, вредным для здоровья трудом. И никто не имеет права заставлять вас выполнять тяжёлую работу. Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если вы немножко поможете маме или взрослым в приюте, то это даже полезно. Недаром говорят: «Маленькое дело, лучше большого безделья».
Воспитатель.
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Воспитатель. Из какой сказки наш герой? («Гадкий утенок») (приложение №8) Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (он не был похож на других)
Воспитатель. Могли бы вы поступить также, если в вашу группу пришел ребенок, непохожий на вас?
Воспитатель. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?
Воспитатель. Все мы разные и никто не имеет право обижать оскорблять, придумывать обидные прозвища.
Воспитатель. Нанесение обиды, жестокое обращение — нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Каждый ребенок имеет право на защиту от психологического и физического насилия (приложение № 9). Если вас обижают, что нужно делать?
В данной ситуации можно было:
— защитить себя самому;
— обратиться за помощью к родителям, воспитателю, заведующему, к соседям, в милицию.
Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь.
Воспитатель. Проводится игра «Имею право» (с мячом)
Дети поочередно называют свои права (приложение №10).
Заключение. Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итогов занятия.
Список использованных источников.
1. Астахов П.А. Детям о праве. Я и моя семья. – Эскмо, 2009 - 80с.
2. Астахов П.А. Детям о праве. Я отдыхаю. – Эскмо, 2010 - 96с.
3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М..: ТЦ Сфера, 2011 – 192с.
4.Зеленова, Н.Г. Осипова Я – ребенок, и я…и я имею право.- М. Скрипторий 2003, 2013.- 96с.
5. Интернет ресурсы: http//detcadmickeymouse.ru
6. Нормативные документы: Декларация прав ребенка (1959 год);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год).
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
Приложение №5.
Физминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают (машут руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседают на корточки, закрывают голову руками)
Там уютно и тепло.
Приложение №6.
Приложение №7.
Приложение №8.
Приложение №9.
Приложение № 10.
Игра «Я имею право...»
Дети стоят в кругу и, поочередно передавая мяч, называют свои права. Например: «Я имею право, чтобы меня не обижали», «Я имею право на дом» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».
Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей группыТема: « Письмо почтальона Печкина»...
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми....
Методическая разработка Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Эмоциональное благополучие"
quot;Эмоциональное благополучие"...
Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».
Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей группыТема: « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А. ...
Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»
Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...
Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Весенние чудеса"
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "За покупками с Мухой - Цокотухой"
Образовательная область "Познавательное развитие"Формирование основ финансовой грамотности дошкольников....