Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
учебно-методический материал (старшая группа)
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya_sinyaya_lenta_aprelya_kak_sposob_profilaktiki_zhestokogo_obrashcheniya_i_nasiliya_nad_detmi.docx | 24.19 КБ |
sinyaya_lenta_buklet.docx | 248.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
В последнее время достаточно часто мы слышим эту фразу «Синяя лента апреля». Но, как правило, знают о ней только педагоги и психологи. Это печально. Говоря фразу «Синяя лента», мы помним об акции, буклетах, памятках… это нужно, это хорошо, даже отлично. Но откуда взялась эта акция? Что стоит за этими словами «Синяя лента»? Что значит? За ними стоит детская смерть. Страшная, ужасная, от побоев родных людей, которые должны были любить и беречь.
Расскажу кратко об истории возникновения. Начало традиции положила история, произошедшая весной 1989 года. Жительница Норфолка (США) Бонни Финей узнала о гибели своего четырехлетнего внука Майкла. Ранее мальчик находился в больнице с травмами, а затем был помещен в приемную семью на три недели. Когда по истечении трехнедельного срока ребенка пытались вернуть родной матери, Майкл плакал, кричал, что мама его не любит, и не хотел возвращаться. Бабушка по состоянию здоровья не могла заботиться о ребенке и взять его к себе, хотя понимала, что ему нельзя возвращаться домой. Однако суд решил, что лучшим местом для ребенка будет его родной дом. Бонни Финей больше не видела своего внука. Вскоре ее младшая внучка также попала в больницу с переломом ноги в четырех местах, а на руках были ожоги от сигарет. И только после этого начались поиски пропавшего Майкла. Оказалось, что мальчик был убит другом матери, помещен в ящик от инструментов, а затем утоплен в болоте. Случившееся настолько потрясло Бонни Финей, что она решила посвятить свою жизнь борьбе с насилием над детьми. Во время похорон внука она привязала синюю ленту к антенне своего фургона, тем самым она хотела привлечь внимание людей к этой проблеме. Когда Бонни спросили почему же символом стала именно синяя лента, она ответила, что синяя лента напоминает ей о синяках и побоях на теле её внуков! Скоро ее поддержали различные агентства, деловые круги, местные сообщества.
Ношение такой ленты – своего рода личное обязательство никогда не совершать актов насилия против детей, не мириться с этим, не молчать, не искать оправданий для тех, кто его проявляет.
Во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению насилия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия.
Проблема жестокости родителей в отношении детей актуальна во всех странах. Россия – не исключение. Испокон веков считалось, что самое безопасное место для детей – это их родной дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.
За три года в России в четыре раза выросло число преступлений, совершаемых против детей, свидетельствуют данные Росстата.
Председатель координационного совета Союза добровольцев России, председатель комиссии по общественному контролю Совета при президенте РФ по правам человека Яна Лантратова рассказала, что за три года работы союз предоставил в правоохранительные органы информацию о 63 фактах насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе и о педофилии. В первом полугодии 2016 года такие преступления были выявлены в 14 регионах РФ.
Статистический рост преступлений она объяснила двумя фактами. Во-первых, из мест лишения свободы начали возвращаться люди, осужденные ранее за подобные посягательства. А во-вторых, это говорит о более
Мы уверены, что акция будет способствовать продвижению позитивных образцов культуры семейных отношений, основанных на партнерстве и отрицании насильственных способов общения; повышению психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах насилия в семье, воспитания любовью и системе поощрений и наказаний. Мы показываем им выбор между старой системой воспитания, ломающей подчас судьбы, и сохранению прекрасных детских воспоминаний, помогающим даже во взрослом возрасте пережить трудные моменты.
Всех родителей, кого судьбы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, не оставляют равнодушными мы приглашаем присоединиться к ежегодному проведению акции «Синяя лента апреля». Они могут рассказать об этой акции своим друзьям, родственникам, соседям и близким людям. Мы их к этому призываем.
Жестокое обращение, насилие, преступные посягательства по отношению к детям имеют разного рода последствия.
Степень тяжести последствий перенесённого насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относят физические травмы. Также к ним относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с пережитыми испытаниями в судьбе ребенка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех».
В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершённые самоубийства.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе, и др. Решение своих проблем дети-жертвы насилиязачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать уголовно наказуемые действия.
Социально-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, предполагает ряд мероприятий, направленных устранение всех этих негативных последствий, с целью вылечить те травмы, которых не видно. Травмы в душе. Существует множество способов коррекции психотравм и последствий жестокого обращения. Одним из них является творчество.
Творчество — это общение от души к душе, оно влияет и на создателя, и на зрителя, оказывает воздействие и на сознание, и на бессознательное. В творчестве заложен огромный целительный потенциал, ресурс для развития, как эмоционального, так и интеллектуального. Недаром оно активно используется в психотерапии — и как инструмент, и как диагностический и аналитический материал.
В творчестве дети проявляют себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции. В процессе проведения коррекции можно восстановить изначальную простоту, естественность и свободу самовыражения. Таким образом, восстанавливается нормальное течение жизни и начинает свободно проявляться изначальный творческий потенциал. Рисование красками, пальчиками, карандашами – это все арт-терапия, смысл которой в том, чтобы выразить на бумагу свои переживания.
Творчество помогает отобразить зажатые чувства и эмоции, разрядить тот негативный заряд, который в них находится. В процессе творческого самовыражения происходит катарсис или самоочищение. Одновременно приходят новые идеи, осознание и понимание действительности, «инсайт». Лепка из пластилина, теста, глины – это признанный способ коррекции психотравм от жестокого обращения.
Творчество – это способ самоисцеления и решения жизненных проблем.
И, конечно, выражаясь в творчестве, дети реализуют свой изначальный потенциал.
Зигмунд Фрейд считал возможным и полезным анализировать не только произведения искусства, но и личности их создателей. Способность к творчеству создатель психоанализа рассматривал как сублимацию - защитный механизм человеческой психики.
Он сравнивал работу психоаналитика с работой писателя, с процессом создания художественного произведения, и считал, что творческие люди обладают способностью облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного, свои вытесненные желания, фантазии, - всё то, что пытается постичь клиент психоаналитика методом свободных ассоциаций и анализа сновидений.
Карл Густав Юнг, родоначальник аналитической психологии, писал о том, что творческий человек черпает вдохновение не только из своего личностного источника, но и из коллективного бессознательного. Он сделал вывод о том, что нерожденное произведение в психике творца - это природная сила, не зависящая от его личности, а произрастающая в нем, как живое существо, имплантированное в человеческую психику. Автор, по его мнению, лишь почва для произрастания ростка - произведения искусства.
Существует и обратная связь — на различных видах творчества основаны многие современные методы психотерапии:
• рисуночная терапия,
• маскотерапия,
• сказкотерапия,
• драматерапия,
• игротерапия
• и другие разновидности арт-терапии.
Творчество – понятие неограниченное, в нем нет правил, законов, зато есть полная свобода для фантазии и деятельности. Творческий процесс помогает ребенку почувствовать себя самостоятельным, а также сближает детей и взрослых. Совместное творчество помогает лучше узнать друг друга. Помогает установить контакт и доверительные отношения с ребенком.
Ребенок - это первооткрыватель, который растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Во время пребывания в нашем центре очень важно найти занятие, которое придется ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально, поможет забыть все плохое, что было с ним.
Коротко расскажу о некоторых занятиях:
1. Лепка.
• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.
• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.
• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.
• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.
• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.
• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.
• Для несовершеннолетних лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.
• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.
2. Батик – роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром, который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаёт неповторимый эффект росписи.
Занятия батиком принесут немало пользы:
- Расписывая ткань, ребенок развивает свое творческое начало, придумывает рисунок, фантазирует.
- Подбирая цветовую гамму, ребенок развивает свой вкус.
- Результаты работ в техники батик – это уникальные платки, панно и многое другое, которые дети увозят с собой в качестве чудесных подарков для мам, бабушек или других близких людей.
3. Плетение. Плетение фенечек из бисера и мулине не только дополнит шкатулку новыми самодельными аксессуарами, но и разовьет мелкую моторику, чувство вкуса и цветоощущение.
4. Оригами. Сделать тысячу журавликов из старинной японской легенды, конечно, довольно непросто, но сложить пару забавных лягушек или изящных розочек не составит особого труда. По совершенно простой и предельно понятной схеме можно создавать истинные произведения искусства красиво, увлекательно и быстро.
5. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени.
6. Скрапбукинг, скрэпбукинг - этот вид творчества представляет собой способхранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрэпбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Предварительный просмотр:
Что нужно знать о насилии?
Виды насилия над детьми:
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и (или) повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны взрослых заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Психологическое (эмоциональное ) насилие– это однократное или постоянное психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка в сексуальные действия, носящие характер сексуальной эксплуатации.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье: прежде всего у ребенка формируется заниженная самооценка, агрессивное, аморальное, преступное поведение; дети совершают самовольные уходы из дома, вступают в религиозные секты, объединяются в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; переносят модели негативного поведения во взрослую жизнь.
Акция
«Синяя лента»
Символом борьбы с жестоким обращением над детьми стала синяя лента. Символизирует синяя ленточка - своего рода персональное обязательство никогда не совершать актов насилия над детьми.
Почему синий цвет? Синий цвет символизирует синяки и напоминает о том, что необходимо защищать детей от насилия и жестокого обращения.
Участнику акции «Синяя лента».
Город Оса
2019 год
Жестокое обращение с детьми – это любое поведение в отношении ребёнка, которое нарушает физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. У 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.
Ребенок становится полноценной личностью под влиянием различных факторов, первым из которых является семья. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии требуют от родителей много сил и терпения. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, могут использоваться телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. Но не всегда родители знают, что это нарушение прав детей, причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка и формы насилия или жестокого обращения, за которые они могут привлекаться к ответственности.
Родители должны при каждом удобном случае обсуждать с ребенком, как необходимо вести себя в угрожающей ситуации:
1. Убегай от опасности. Беги в ближайшее безопасное место. Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.
2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности.
3. Определите безопасные и опасные секреты. Безопасные секреты не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты в конечном итоге поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Опасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет тебе.
4. Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи - все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.
5. Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их привлекает своими просьбами или требованиями.
6. Твое тело принадлежит только тебе, я разрешаю и помогаю тебе заботиться о нем.
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны взрослых или сверстников:
Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите ему.
Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и уточните время происшествия.
Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход из создавшегося положения.
Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...
Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей»
Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени...
Городская акция "Синяя лента апреля"
Синий цвет символизирует синяки на теле детей, подвергшихся насилию, служит напоминанием о том, что необходимо защищать их от жестокого обращения....
Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»
Цель: повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «Профилактика психологического насилия. Работа с родителями (законными представителями)»
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в ...
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКЦИИ «СИНЯЯ ЛЕНТА АПРЕЛЯ»
Символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента....
Методическая разработка конспекта занятия для детей дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми
Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.Целью занятия является ознакомлени...
- Мне нравится (1)