Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию: Тема: «Юные пожарные спешат на помощь» Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Лысенко Марина Сергеевна.
Тема:«Юные пожарные спешат на помощь» Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ противопожарной культуры и навыков правильных действий при пожаре. Задачи: Образовательные: - учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; - знакомить детей с огнем и его свойствам; - расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность. - закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре. Развивающие: - развивать умение детей видеть когда огонь друг, а когда враг. - развивать любознательность, память, логическое мышление. Воспитательные: - воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. - воспитывать у детей уважение к труду пожарных. - воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Расширять и активизировать словарный запас: инспектор, специальное обучение, лаборатория Создание среды для организации и проведение занятия: костюм пожарного, костюмы пожарных для детей (каски, жилеты).Для игры «Потуши пожар»: картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная банка. Аудио-колонка, аудиозапись «Сказка о непослушной спичке», аудио запись мелодии песни «Мы едем, едем, едем…» музыка М.Старокадомского Виды детской деятельности: Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская Двигательная. Восприятие художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yunye_pozharnye_speshat_na_pomoshch.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №20»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию:

Тема: «Юные пожарные спешат

на помощь»

Группа общеразвивающей направленности для детей

от  4 до 5 лет

Подготовила:

Лысенко Марина Сергеевна

г. Оренбург

Тема:«Юные пожарные спешат на помощь»

        

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ противопожарной культуры и навыков правильных действий при пожаре.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

- знакомить детей с огнем и его свойствам;

- расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре.

Развивающие:

- развивать умение детей видеть когда огонь друг, а когда враг.

- развивать любознательность, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

- воспитывать у детей уважение к труду пожарных.

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Расширять и активизировать словарный запас: инспектор, специальное обучение, лаборатория

Создание среды для организации и проведение занятия: костюм пожарного, костюмы пожарных для детей (каски, жилеты).Для игры «Потуши пожар»: картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная банка. Аудио-колонка, аудиозапись «Сказка о непослушной спичке», аудио запись мелодии песни «Мы едем, едем, едем…» музыка М.Старокадомского

         Виды детской деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская

Двигательная.

Восприятие художественной литературы

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели

Анализ обследование, выводы

2. Основная часть:

Беседа «Любой ли человек может быть пожарным»

Остановка «Радиорубка»

Прослушивание аудиозаписи: «Сказка о непослушной спичке»

Игра «Польза и вред огня»

Рассматривание иллюстраций по правилам безопасного поведения при пожаре.

Беседа по иллюстрациям

Игра «Горит или не горит»

Остановка: «Экспериментальная лаборатория».

Игра «Потуши пожар»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия

3 мин

15 мин

2 мин.

20мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

1. Вводная часть.                                                          

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели

Анализ обследование, выводы

Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила видеописьмо от инспектора Пожаркина.

Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара. Воспитатель включает запись видеописьма:

«Дорогие ребята детского сада N114!

Я- инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»

Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным?

Дети: Да, согласны.

2.Основная часть

Беседа «Любой ли человек может быть пожарным»

Остановка«Радиорубка»

Прослушивание аудиозаписи: «Сказка о непослушной спичке»

Игра «Польза и вред огня»

Рассматривание иллюстраций по правилам безопасного поведения при пожаре.

Беседа по иллюстрациям

Игра «Горит или не горит»

Остановка: «Экспериментальная лаборатория».

Игра «Потуши пожар»

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.  Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).

- Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).

- Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «Радиорубка». Проходите, садитесь поудобнее. Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», а мы с вами послушаем.

Воспитатель включает аудиозапись сказки.

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городке жила- была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке:

- Понравилась вам сказка?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза и вред огня»

(Воспитатель организует игру на интерактивной доске о пользе и вреде спички. Доска поделена на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части дети рисуют пользу которую приносит огонь, в другой вред).

Воспитатель: - Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети: - За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. (На доске дети рисуют иллюстрации к своим ответам)

Воспитатель: - А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Воспитатель: - От чего бывают пожары?

Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. (На доске дети рисуют картинки к своим ответам).
Воспитатель: - Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места

Воспитатель: - Обратите внимание налево- здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).

Воспитатель: - Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:
- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

- Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.

- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра ,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

- Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды. 
Воспитатель приглашает детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие. 

Воспитатель: - Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места.

Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

Воспитатель: - Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. 
Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься.Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй: Воспитатель: Если огонь становится опасны, как человек может сним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почемк? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом. 
Эксперимент пятый:Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Воспитатель: Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.

Пожаркин. - Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен. 
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
- Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)

- Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).

- Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и т.д.)

Пожаркин: - По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению необходимо оденьте специальную форму пожарного (дети одевают костюмы пожарных). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.) 
Пожаркин: - Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства

тушения пожара. Молодцы!

Пожаркин: - Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.

Пожаркин: -  А на прощанье хочу дать вам один совет:Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен,Ребята, помните, о том, что нельзя шутить с огнем!Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: - Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилась, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре., помогли инспектору Пожаркину потушить огонь).Ну, вот и прекрасно, я рада от души.О наших советах другим расскажи:Что шалость опасна, ребята, с огнем.Наше путешествие окончено.

Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют.

Длительность занятия: 20  минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Конспект ООД "Познавательное развитие" Тема:"Откуда пришла книжка?" старшая группа общеразвивающей направленности

Применение исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" по технологии Н.А. Коротковой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...

Конспект ООД Познавательное развитие Тема: «Моя Родина — Россия» ( разновозрастная группа общеразвивающей направленности)

Цель: Воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Закрепить знания о российском флаге.Задачи:Познакомить с государственным гербом и гимном России.Воспитыв...

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...