Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Зайцева Любовь Викторовна

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет

по теме «Комнатные растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_komnatnye_rasteniya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№211»

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет

по теме «Комнатные растения»

учитель-логопед Зайцева Любовь Викторовна

Г.Ярославль, 2024

Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Комнатные растения».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Уточнять и расширять представления о комнатных растениях, правилах ухода за ними.  Уточнить и активизировать словарь по теме «Комнатные растения».

Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

автоматизировать поставленные звуки в речи;( [С][В] [ВЬ][Ф][ФЬ])

продолжать работу над речевым дыханием;

расширять словарный запас;

развивать грамматический строй речи;

совершенствовать фонематические процессы;

продолжать работу над развитием связной речи;

развивать мышление, память, целостное восприятие.

Коррекционно- воспитательные:

воспитывать навыкиречевой активности, сотрудничества на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.

воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование:  зеркала для артикуляционной гимнастики , игрушка кукла «Фея цветов» , корзинка с цветами для АГ, волшебный мешочек с игрушечными предметами ухода за комнатными растениями, большие предметы для ухода за комнатными растениями, конструктор цветок, комнатное растение фиалка, лейки по количеству детей, картинный материал: первые весенние цветы, фиалка, кактус, бегония, корова, тематический лист «Большой-маленький», «Один – много», сюжетные картинки для составления предложений,  божья коровка и бабочка на палочке, наборное полотно,счетные палочки, схемы «Лейка»

Предварительная работа:  

Разучивание физультминутки«Фиалка»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.

Логопед: ребята давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлой неделе?

- о первых весенних цветах. Давайте вспомним их название

они растут где?

-на улице.

Посмотрите,а сегодня у меня вот такой цветок, кто знает, как он называется? фиалка –она растет на подоконнике, в комнате - комнатное растение. Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Какие еще цветы вы узнали? ( кактус, бегония, герань)
Посмотрите, в гости к нам пришла фея цветов, она хочет с вами поиграть, поиграем с ней?

2. Что у феи в руках? Это не простые цветы, на них картинки – упражнения гимнастики для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Цель: совершенствование  артикуляционной моторики.

Упражнения: накажем язычок,  улыбочка-дудочка, блинчик, заборчик, расческа, почистим зубки

3.«Что в мешочке»?

Цель: расширение  словарного запаса детей        

Ребята, а вы знаете как нужно ухаживать за комнатными растениями? Давайте посмотрим, что же у феи в мешочке, назовем этот предмет и расскажем, для чего он нужен( с опорой на картинки)

Лейка – чтобы поливать цветы

Лопатка – чтобы рыхлить землю

Тряпочка – чтобы протирать листья

Опрыскиватель – чтобы опрыскивать растения

4.«Назовите части растения»

Цель: выделение  частей целого

Цветок, стебель, листья

5. Физкультминутка  «Фиалка»

Цель :развитие координации речи с движением  

Рано-рано по утру    (идём по кругу)

В руки лейку я возьму  ( показываем лейку)

Мне воды не жалко  ( показываем пальчиком)

Пей моя фиалка   (поливаем цветок)

Ребята давайте посмотрим на лейку и назовём ее части ( ручка и носик)

6. Цель:  развитие фонематического слуха

поливайте фиалку когда услышите звук С ( звук водички)

7.Дыхательная гимнастика

Цель: развитие речевого дыхания

Фиалка попила, а теперь давайте понюхаем ее цветы ( вдох носом, на выдохе ААА)

Логопед: Здорово, Вы молодцы!

8.  «Куда спрятались бабочка и божья коровка»

Цель: формирование умения правильно употреблять предлоги

К нам прилетели бабочка и божья коровка, они сейчас будут играть с нами в прятки ,а мы будем говорить куда они сели ( на цветок, за цветок, на лист ,под лист)

9. Цель: формирование умения употреблять существительные во множественном числе. (С опорой на картинки).

У феи не один цветок, а много,поэтому ей нужно много предметов

Цветок-цветы

Лейка - лейки

Горшок - горшки

Тряпка - тряпки

10. Игра: «Назови ласково»  (с опорой на картинки)

Цель: формирование умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ребята, у феи много цветов и маленькие и большие, для больших цветов, чтобы ухаживать,  нужны большие предметы, для маленьких - маленькие

Цветок-цветочек

Лист – листочек

Горшок – горшочек

Лейка – леечка

11. «Составь предложение»( с опорой на картинки)

Цель: развитие связной речь

мальчик поливает цветок

девочка протирает листья

мальчик рыхлит землю

девочка опрыскивает цветок

12. «Жадина»

Цель :формирование умения согласовывать существительные с местоимениями

Кукла собирает свои вещи, как она говорит?

Это моя лейка…..

13. «Лейка из счетных палочек»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, образного мышления

             Ребята, у феи много цветом и ей нужно много леек, вы хотите помочь фее,  сложить из палочек лейку и подарить её ей?

14. Итог занятия:

Логопед: О чём мы с вами сегодня говорили на занятии? Вам понравилось?

Дети:Мы говорили о комнатных растениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»Задачи:Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительн...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....