«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по обж (младшая группа)
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_ekologicheskoy_bezopasnosti.docx | 645.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Статья.
«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Ващенко Татьяна Павловна
Санкт-Петербург 2022
Основная цель моей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, презентация по экологическому воспитанию , сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.
Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».
В группе всегда комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед : «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», « Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами), игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька», сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес», «Путешествие по реке », целевых прогулок (в парк) развлечений «Осенины»,«Лягушка-путешественница», «Праздник шишек», просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т.д.), организаций выставок, участие детей в родительских собраниях по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», решения проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)
Для сообщения новых знаний я сочиняю детям экологические сказки, рассматриваю с ними иллюстрации, из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминают правила поведения на природе. Читая эти сказки, дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице, дома, в лесу, у водоема.
Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях, инсценировках: «Необыкновенная экспедиция в лес», «В гости к лягушатам», «Старичок-боровичок».
И в этом мне помогают сказки, которые я сама сочиняю. Вот некоторые из них.
В парке.
У Вани была красивая собака, звали ее Грей. Ваня очень часто гулял с Греем в парке, они бегали наперегонки, Ваня прятался за деревьями, а Грей его находил.
Однажды Грей пришел домой после прогулки и Ваня увидел, что у него на спине сидит маленький жучок. Грей пытался зубами его сбросить, но он крепко держался лапами за шерсть собаки.
-Мама, посмотри, какой смешной жучок и как крепко держится!!!
Пришла мама, она строго посмотрела на жучка.
- И вовсе это не безобидный жучок, это – клещ. Он переносит разные нехорошие болезни. И если клещ укусит то можно заболеть, поэтому в лес ходят в сапогах, шапочке или платке и обязательно проверяют одежду, чтобы не принести клеща в дом. Вот как сделал наш Грей. Нужно быть очень осторожными.
В отпуске.
Как хорошо, скоро лето и мы поедим в деревню к бабушке. Я буду кататься на велосипеде, купаться в реке, ловить с дедушкой рыбу. Мама сказала, что она уже купила билеты. Ваня считал дни до отпуска и собирал свои игрушки. В прошлом году Ваня со своим другом Пашей построили на берегу замок и долго играли, пока его не смыло дождем. Замок был очень красивым, Паша даже разбил бутылку и сделал окошки из осколков стекла. В этом году мы построим замок еще лучше.
Наконец Ваня приехал в деревню, он очень радовался, что опять будет ходить на рыбалку с дедушкой, купаться в реке, загорать, играть со своим другом.
В первый же день они вместе с мамой и папой пошли на речку. Ваня играл на берегу, плескался в воде и строил бассейн для своей резиновой уточки. Он носил ведёрком воду из реки. Один раз он пошел за водой и почувствовал, что что-то его кольнуло в ногу. Из песка торчал кусочек стекла, того самого из которого в прошлом году они строили замок. Мама сразу же отвезла Ваню в больницу. В больнице наложили повязку и несколько дней сказали посидеть дома. Ване было очень грустно.
Что Ваня с другом сделали неправильно?
Рыбки.
Две маленькие серебристые рыбки плескались в пруду. Им было очень весело. Они плавали наперегонки до большой кувшинки. Пруд находился в лесу недалеко от города.
Вдруг они услышали грохот, рыбки выглянули из воды и увидели на берегу огромное страшилище, которое двигалось, скрипело и что-то копало на берегу. Рыбки не знали, что это был трактор. Трактор работал целый день, он выкопал канаву, в неё проложил трубу и закопал.
Каждый день рыбки приплывали к трубе, но ничего не происходило. «Зачем эта труба», - думали они.
Однажды из трубы полилась вода, она была грязная и невкусная. С каждым днём вода в пруду становилась все грязнее и грязнее. Рыбкам стало грустно, что делать, они уже больше не резвились. «Поплыли к тётушке лягушке, спросим у неё, - предложила одна из рыбок. И они поплыли к берегу в заросли камыша, где на дне жила лягушка. Лягушка куда-то быстро собиралась. «Я уезжаю в другой пруд и вам советую, здесь жить нельзя», - проквакала она. «Хорошо, у вас есть лапки, вы можете ходить по земле, а как же быть нам?»
А вы дети, как думаете, что делать рыбкам, как им помочь?
Зайчик.
Зайчик жил на опушке в лесу. Вокруг опушки росли высокие ели, белоствольные березки и стройные сосны. А на опушке вкусные цветочки клевера и заячья капуста, травка такая. Зайчик очень часто бегал лакомиться ею. Никто не беспокоил зайчика, лисы поблизости не было.
Светило яркое солнышко, зайчика разморило от солнышка, и он лёг под кустик отдохнуть. Разбудил зайчика громкий шум. Зайчик выглянул из кустиков. На поляне были люди, он их видел и раньше, но никогда они не приходили на полянку. Послышался стук топора, это дядя рубил берёзку. Потом люди развели костёр, они громко разговаривали, пели, играли и кушали.
А потом стало тихо. Зайчик ещё долго лежал под кустиком, а когда солнышко стало ложиться спать, он выглянул.
Что стало с его красивой опушкой, гора мусора, кусочки недоеденной пищи, угли от погасшего костра. Зайчик нечаянно наступил на осколок разбитой бутылки и из лапки показались капельки крови.
Дети, а вы оставляете мусор в лесу? А чем мы можем помочь зайчику?
Ответы детей: и забинтовать лапку, и приложить листик, и отправить зайчика в больницу…
А может просто не мусорить в лесу, ведь и вы сами можете, как зайчик поранить ножку!
Огненное растение.
Ваня увидел, что из земли показался маленький росток, он сидел у самого забора, и к нему трудно было подобраться. «Посмотрим, что из тебя вырастет, - подумал Ваня. Несколько дней Ваня не ходил к забору и не видел, что там такое растёт.
Однажды он посмотрел к забору и не узнал. «Неужели это мой росток», - подумал он. На месте ростка росло огромное растение с большими зелёными листьями и круглым стеблем. Ване очень понравился стебель, потому что из него можно будет сделать свисток. « Вот отнесу дедушке кусочек стебля, и у меня будет свисток», - решил он.
Ваня вырвал растение, отрезал кусочек и отнёс дедушке. Дедушка очень испугался, он вызвал маму, и она отвезла Ваню к врачу. На руках у Вани били ожоги, как от огня.
«Это растение, - сказала мама,- борщевик и его не нужно трогать руками».
А вы ребята, знаете это растение!!!
Очень интересна познавательно - исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъём и позволяет сохранить самое главное – здоровье.
В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей» раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность этой проблемы.
Вся работа по развитию навыков экологической безопасности построена мною в партнёрстве с родителями: запланированы родительские собрания «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», тренинги, тематические вечера, спортивные праздники, изготовление макетов, фотоальбомов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, конкурсы стихов и загадок. Мамы и папы вместе с детьми принимают активное участие в оформлении выставки рисунков « Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.
Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Формирование экологического мышления у своих детей - это одна из целей на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и наладить систему взаимоотношений с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»...
Методическая разработка по формированию навыков диалогического общения у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи....
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
Данный план можно использовать при углубленной работе по теме...
Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»...
Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ "Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста" - рассчитана на один учебный год. Программа разбит...
Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....