Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
методическая разработка по обж (старшая группа)

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер – класса: «Формирование навыков  дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Воспитатель МБОУ «СОШ №34» Касперович И.Г.

Цель мастер-класса: представить опыт работы по формированию навыков  дорожной безопасности у детей с ЗПР с использованием игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Задачи мастер-класса:

  1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию игрового пособия для формирования навыков  дорожной безопасности у детей с ЗПР.
  2. Продемонстрировать участникам мастер – класса методы и приемы использования игрового пособия для формирования навыков  дорожной безопасности у детей с ЗПР.
  3. Сформировать мотивационную готовность к внедрению представляемого игрового пособия  в образовательный процесс с детьми.
  4. Приобщать  педагогов к  изготовлению  элементов к игровому пособию  для формирования навыков дорожной безопасности у детей.

Материал и оборудование для мастер-класса:

 - мольберт, с прикрепленным к нему игровым полем, изготовленный из ковролина;

- органайзер с объемными и плоскостными элементами, изготовленные из фетра: дома, деревья, дорожные знаки, светофор, пешеходный переход, машины, куклы и т.п.;

- планшеты из ковролина (4 шт.);

- подставки, контейнеры;

- ножницы;

- трафареты;

- фломастеры;

- фетр разного цвета;

- клей «Момент».

Этапы мастер-класса

Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов  организации  деятельности  участников мастер-класса

Планируемая деятельность  участников

мастер-класса

Комментарии

I. Инициация.  Введение в проблему.

Выступающий:

-Всем, здравствуйте.

-В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Наша задача, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на дороге стало нормой и образом жизни, я бы добавила привычкой каждого ребенка.

Выступающий:

-Эти взрослые придумали очень  много  предметов.

- Как вы, думаете, какой объект находится в этом ящике? (демонстрация черного ящика).

- Предлагаю сыграть в игру «Да - нет», вы задаете вопросы, а я отвечаю да – нет.

Если появились затруднения: подсказка от детей (запись ответов детей, на вопрос: что такое ковер?).

 Выступающий:

- Подумайте и скажите: как можно использовать ковер?

На каждый ответ даю разноцветные треугольники из фетра и только шесть  с изображением Дозика для участников мастер-класса.

Слушают.

Участники принимают активное участие в игре, задавая разнообразные вопросы.

Участники предлагают интересные варианты  использования ковра.

Актуализация темы мастер-класса, потребности к принятию информации, повышение мотивации к участию в имитационной игре.

II. Основная часть.

2.1. Описание наглядно – демонстрационного пособия.

Выступающий:

- А мы с ребятами, вот как придумали использовать ковер.

- Не обязательно вести ребенка к проезжей части, а можно организовать образовательный процесс «здесь и сейчас».

- И я предлагаю организовать его – здесь и сейчас!

-Приглашаю поиграть тех, кого выбрал Дозик.

Выступающий:

- «Безопасные истории Дозика» - это игровое поле,  из ковролина,  прикрепленного к мольберту, которое оснащено объемными и плоскостными элементами. Плоскостные элементы изготовлены детьми, а объемные сшиты родителями воспитанников и педагогами. Каждый компонент изготовлен из фетра  и прочно крепится к ковролину за счет контактной ленты Велкро.

Выходят участники мастер-класса.

Слушают, рассматривают.

Демонстрация и описание игрового пособия «Безопасные истории Дозика».  

2.2 Знакомство с технологией опыта.

Выступающий:

 - Вначале закрепляю знания детей, где и как переходить улицу, как следовать сигналам светофора. В соответствии с Парциальной программой  «Мир Без Опасности» под реакцией Лыковой И. А. создаю игровые ситуации на готовом игровом поле.

Например: игровая ситуация «Как безопасно перейти улицу»

- Обратите внимание на ситуацию №1

На игровом поле расположены перекресток, дома, деревья, куклы.

-Дозику позвонили друзья: Катя и Кирюша не могут перейти улицу.

-Что нужно сделать, чтобы это было безопасно?

Ответы участников:

-Чтобы безопасно перейти улицу нужно переходить по пешеходному переходу.

- Чтобы безопасно перейти улицу нужно дождаться зеленый сигнал светофора.

-Чтобы безопасно перейти улицу нужно на дороге найти знак «пешеходный переход». Посмотреть налево, дождаться пока проедет транспорт и переходить.

После каждого ответа  Дозик хвалит участников.

Выступающий:

-В дальнейшем каждый ребенок может самостоятельно придумывать свой маршрут и свою игровую ситуацию. Дозик комментирует дорожную обстановку, дает оценку поступкам персонажей игры.

Выступающий:

-Затем  рассказываю воспитанникам о правилах безопасного поведения на тротуаре, около проезжей части  на стоянках и парковках.

От имени Дозика создаю опасную игровую ситуацию, дети самостоятельно решают проблему, создают свою дорожную историю,  продумывают маршруты и обыгрывают их.

Например: игровая ситуация «Путаница»

- Обратите внимание на игровую ситуацию №2

На игровом поле: Мальчик переходит дорогу на красный сигнал светофора; девочка с мячиком играет на дороге, знак «Столовая» вместо знака «Автобусная остановка» и т.д.

Выступающий:

-Злой волшебник навел в городе дорожный беспорядок. Жители города попросили Дозика и его друзей вернуть все на место.

-Как вы думаете, что здесь нужно изменить?

Дозик помогает с ответами, хвалит.

Выступающий:

-Когда в городе восстановлен порядок, дети придумывают свои дорожные истории, продумывают маршруты и обыгрывают их. 

Дозик комментирует дорожную обстановку, дает оценку поступкам персонажей игры.

Участники мастер-класса обсуждают игровую ситуацию и дают ответ, устанавливая на игровом поле недостающий элемент игровой ситуации (светофор,  «зебра», знак «Пешеходный переход»).

Слушают.

Участники изучают проблемную ситуацию

 и исправляют ошибки на игровом поле.

Слушают.

Заранее раздаются напечатанные игровые ситуации для ознакомления.

Усложненный вариант для закрепления знаний детей.

2.3. Проработка содержания темы (групповая работа участников)

Выступающий:

-Далее знакомлю детей со знаками дорожного движения, учу ориентироваться на улице; закрепляю правила безопасного поведения при катании на детском транспорте.

-В данной ситуации дети готовят игровое поле самостоятельно, действуя по предложенной карте маршрута, проявляя творчество, создают недостающие элементы к данной ситуации.

- И как итог самостоятельно создают игровую ситуацию, карту маршрута, заполняют игровое поле и обыгрывают ее.

Например: игровая ситуация «Улицы города»

- Обратите внимание на игровую ситуацию №3

Выступающий:

-У зайца Ушастика день рождения. Он пригласил друзей на праздник и попросил Дозика раздать всем карту маршрута.

-Заполните игровое поле по карте маршрута.

-Элементы к игровому полю  можете взять в органайзере, а недостающие детали изготовить самостоятельно.

-Если  нужна помощь, зовите Дозика.

Участники  самостоятельно моделируют игровую ситуацию, согласно предлагаемой карте маршрута.

Предоставлено оборудование: карты маршрута, планшеты из ковролина, контейнеры с разноцветным фетром,  трафареты, ножницы, белые гелевые ручки, контактная лента Велкро, клей «Момент».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия.

Выступающий:

- Девизом мастер-класса послужили слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления».

 -Надеюсь, мне удалось вас удивить.

-Если у вас оказался Дозик с красной стороной - выскажите свои ощущения о мастер-классе;

Если с  желтой - скажите, что  узнали нового;

Если с зеленой - пригодится ли вам в работе полученная информация.

Участники делают вывод о мастер-классе, о приобретенных знаниях, о применении данного игрового оборудования в своей работе с детьми.

Работа с Дозиками позволяет участникам оценить имеющийся  опыт и приобретенные знания по ходу мастер-класса.

Литература:

1.Баряева Л. Б., Логинова К. А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 415 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

3. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно – методическое пособие/под общ. ред. д-ра пед. наук Л.Б.Баряевой и канд. пед .наук Н.Н. Яковлевой.- Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2008. – 224 с.

4. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 120с.

5. Лыкова И.А., Шипунова В.А.  Дорожная азбука: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности».- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 96с. 3-е изд-е, перераб и доп.

6. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний возраст.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 192 с.

7.Электронный ресурс: https://www.o-detstve.ru; https://infourok.ru; https://www.prodlenka.org

епе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии

Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...