Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
методическая разработка по обж (старшая группа)
Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер – класса: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Воспитатель МБОУ «СОШ №34» Касперович И.Г.
Цель мастер-класса: представить опыт работы по формированию навыков дорожной безопасности у детей с ЗПР с использованием игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Задачи мастер-класса:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию игрового пособия для формирования навыков дорожной безопасности у детей с ЗПР.
- Продемонстрировать участникам мастер – класса методы и приемы использования игрового пособия для формирования навыков дорожной безопасности у детей с ЗПР.
- Сформировать мотивационную готовность к внедрению представляемого игрового пособия в образовательный процесс с детьми.
- Приобщать педагогов к изготовлению элементов к игровому пособию для формирования навыков дорожной безопасности у детей.
Материал и оборудование для мастер-класса:
- мольберт, с прикрепленным к нему игровым полем, изготовленный из ковролина;
- органайзер с объемными и плоскостными элементами, изготовленные из фетра: дома, деревья, дорожные знаки, светофор, пешеходный переход, машины, куклы и т.п.;
- планшеты из ковролина (4 шт.);
- подставки, контейнеры;
- ножницы;
- трафареты;
- фломастеры;
- фетр разного цвета;
- клей «Момент».
Этапы мастер-класса | Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов организации деятельности участников мастер-класса | Планируемая деятельность участников мастер-класса | Комментарии |
I. Инициация. Введение в проблему. | Выступающий: -Всем, здравствуйте. -В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Наша задача, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на дороге стало нормой и образом жизни, я бы добавила привычкой каждого ребенка. Выступающий: -Эти взрослые придумали очень много предметов. - Как вы, думаете, какой объект находится в этом ящике? (демонстрация черного ящика). - Предлагаю сыграть в игру «Да - нет», вы задаете вопросы, а я отвечаю да – нет. Если появились затруднения: подсказка от детей (запись ответов детей, на вопрос: что такое ковер?). Выступающий: - Подумайте и скажите: как можно использовать ковер? На каждый ответ даю разноцветные треугольники из фетра и только шесть с изображением Дозика для участников мастер-класса. | Слушают. Участники принимают активное участие в игре, задавая разнообразные вопросы. Участники предлагают интересные варианты использования ковра. | Актуализация темы мастер-класса, потребности к принятию информации, повышение мотивации к участию в имитационной игре. |
II. Основная часть. 2.1. Описание наглядно – демонстрационного пособия. | Выступающий: - А мы с ребятами, вот как придумали использовать ковер. - Не обязательно вести ребенка к проезжей части, а можно организовать образовательный процесс «здесь и сейчас». - И я предлагаю организовать его – здесь и сейчас! -Приглашаю поиграть тех, кого выбрал Дозик. Выступающий: - «Безопасные истории Дозика» - это игровое поле, из ковролина, прикрепленного к мольберту, которое оснащено объемными и плоскостными элементами. Плоскостные элементы изготовлены детьми, а объемные сшиты родителями воспитанников и педагогами. Каждый компонент изготовлен из фетра и прочно крепится к ковролину за счет контактной ленты Велкро. | Выходят участники мастер-класса. Слушают, рассматривают. | Демонстрация и описание игрового пособия «Безопасные истории Дозика». |
2.2 Знакомство с технологией опыта. | Выступающий: - Вначале закрепляю знания детей, где и как переходить улицу, как следовать сигналам светофора. В соответствии с Парциальной программой «Мир Без Опасности» под реакцией Лыковой И. А. создаю игровые ситуации на готовом игровом поле. Например: игровая ситуация «Как безопасно перейти улицу» - Обратите внимание на ситуацию №1 На игровом поле расположены перекресток, дома, деревья, куклы. -Дозику позвонили друзья: Катя и Кирюша не могут перейти улицу. -Что нужно сделать, чтобы это было безопасно? Ответы участников: -Чтобы безопасно перейти улицу нужно переходить по пешеходному переходу. - Чтобы безопасно перейти улицу нужно дождаться зеленый сигнал светофора. -Чтобы безопасно перейти улицу нужно на дороге найти знак «пешеходный переход». Посмотреть налево, дождаться пока проедет транспорт и переходить. После каждого ответа Дозик хвалит участников. Выступающий: -В дальнейшем каждый ребенок может самостоятельно придумывать свой маршрут и свою игровую ситуацию. Дозик комментирует дорожную обстановку, дает оценку поступкам персонажей игры. Выступающий: -Затем рассказываю воспитанникам о правилах безопасного поведения на тротуаре, около проезжей части на стоянках и парковках. От имени Дозика создаю опасную игровую ситуацию, дети самостоятельно решают проблему, создают свою дорожную историю, продумывают маршруты и обыгрывают их. Например: игровая ситуация «Путаница» - Обратите внимание на игровую ситуацию №2 На игровом поле: Мальчик переходит дорогу на красный сигнал светофора; девочка с мячиком играет на дороге, знак «Столовая» вместо знака «Автобусная остановка» и т.д. Выступающий: -Злой волшебник навел в городе дорожный беспорядок. Жители города попросили Дозика и его друзей вернуть все на место. -Как вы думаете, что здесь нужно изменить? Дозик помогает с ответами, хвалит. Выступающий: -Когда в городе восстановлен порядок, дети придумывают свои дорожные истории, продумывают маршруты и обыгрывают их. Дозик комментирует дорожную обстановку, дает оценку поступкам персонажей игры. | Участники мастер-класса обсуждают игровую ситуацию и дают ответ, устанавливая на игровом поле недостающий элемент игровой ситуации (светофор, «зебра», знак «Пешеходный переход»). Слушают. Участники изучают проблемную ситуацию и исправляют ошибки на игровом поле. Слушают. | Заранее раздаются напечатанные игровые ситуации для ознакомления. Усложненный вариант для закрепления знаний детей. |
2.3. Проработка содержания темы (групповая работа участников) | Выступающий: -Далее знакомлю детей со знаками дорожного движения, учу ориентироваться на улице; закрепляю правила безопасного поведения при катании на детском транспорте. -В данной ситуации дети готовят игровое поле самостоятельно, действуя по предложенной карте маршрута, проявляя творчество, создают недостающие элементы к данной ситуации. - И как итог самостоятельно создают игровую ситуацию, карту маршрута, заполняют игровое поле и обыгрывают ее. Например: игровая ситуация «Улицы города» - Обратите внимание на игровую ситуацию №3 Выступающий: -У зайца Ушастика день рождения. Он пригласил друзей на праздник и попросил Дозика раздать всем карту маршрута. -Заполните игровое поле по карте маршрута. -Элементы к игровому полю можете взять в органайзере, а недостающие детали изготовить самостоятельно. -Если нужна помощь, зовите Дозика. | Участники самостоятельно моделируют игровую ситуацию, согласно предлагаемой карте маршрута. | Предоставлено оборудование: карты маршрута, планшеты из ковролина, контейнеры с разноцветным фетром, трафареты, ножницы, белые гелевые ручки, контактная лента Велкро, клей «Момент». |
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия. | Рефлексия. Выступающий: - Девизом мастер-класса послужили слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления». -Надеюсь, мне удалось вас удивить. -Если у вас оказался Дозик с красной стороной - выскажите свои ощущения о мастер-классе; Если с желтой - скажите, что узнали нового; Если с зеленой - пригодится ли вам в работе полученная информация. | Участники делают вывод о мастер-классе, о приобретенных знаниях, о применении данного игрового оборудования в своей работе с детьми. | Работа с Дозиками позволяет участникам оценить имеющийся опыт и приобретенные знания по ходу мастер-класса. |
Литература:
1.Баряева Л. Б., Логинова К. А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 415 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
3. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно – методическое пособие/под общ. ред. д-ра пед. наук Л.Б.Баряевой и канд. пед .наук Н.Н. Яковлевой.- Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2008. – 224 с.
4. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 120с.
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности».- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 96с. 3-е изд-е, перераб и доп.
6. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний возраст.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 192 с.
7.Электронный ресурс: https://www.o-detstve.ru; https://infourok.ru; https://www.prodlenka.org
епе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....
Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии
Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...