Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной. Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к не полным, односложным ответам.Не полное предложение, восклицание, жест, мимика и т.п - основные черты диалогической речи. Монологическую речь характеризуют развёрнутость, полнота, чёткость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи. Одной из важных черт монологической речи является её произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям трёх лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако приэтом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Речь маленького ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трёхлетних детей состоят из 2-3 фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению ( принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопрсы должны быть конкретными и понятными для ребёнка. (Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?) Воспитатель улавливает смысл высказывания ребёнка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативниму высказыванию ребёнка нужно относиться бережно, поддерживать его. В посвящённых развитию связной речи исследованиях учёных отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование непосредственно – образовательной деятельности на ноябрь месяц. | ||||
Понедельник. | 1.Физкультура. 3. По плану физрука. 2.Познание ФЦКМ(расширение кругозора).ФГТ. «Помогите Незнайке». Цель:побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. | 1.Физкультура. 10. По плану физрука. 2.Познание ФЦКМ(расширение кругозора)ФГТ. «Теремок». Цель: знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. | 1.Физкультура. 17. По плану физрука. 2.ПознаниеФЦКМ.(расширение кругозора).ФГТ. «В гостях у бабушки». Цель:продолжать знакомить с дом. Животными и их детёнышами. Учить правильно обращаться с живот-ми, формировать заботливое отношение к ним. | 1.Фзкультура. 24. По плану физрука. 2.ПознаниеФЦКМ. ФГТ. «Варвара-краса, длинная коса. Цель: знакомить детей с трудом мамы,дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём ребёнке. Формировать уважение к маме. |
Вторник. | 1.Музыка. 4. По плану муз.руководителя. 2.Худож. творчество. Рисование. «Красивые, воздушные шары». Цель: учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать разл.цвета. Вызвать положительное, эмоциональное отношение к созданным изображениям. ФГТ. | 1.Музыка. 11. По плану муз.руководителя. 2.Худож. творчество. Рисование. «Разноцветные обручи». Цель: учить правильно держать кисть, рисовать предметы круглой формы, правильно промывать кисточку и использовать разные цвета. | 1.Музыка. 18. По плану муз.руководителя. 2.Худож.творчество. Рисование(сюжетное). «Дождь».стр.49. Цель: продолжать знакомить с признаками осени, рисовать цветными карандашами короткие линии-капельки дождя. Закрепить умение держать карандаш в руке, регулировать силу нажима. | 1.Музыка. 25. По плану муз.руководителя. 2.Худож. творчество. Рисование. ФГТ. «Нарисуй, что хочешь красивое. Цель: вызвать желание рисовать, развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка,упражнять в рисовании карандашом,развивать творчество, воспитывать самостоятельность. |
Среда. | 1.Физкультура. 5. По плану физрука. 2.Коммуникация. ФГТ. «Чтение стих. об осени». Д/У «Что из чего получается». Цель: приобщать к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. | 1.Физкультура. 12. По плану физрука. 2.Коммуникация. стр.28. «Чтение и пересказ сказки РЕПКА». Цель: учить пересказывать сказку совместно со взрослым, учить правильно по смыслу называть качества предметов , закреплять названия детёнышей животных. ЗКР: закреплять правильное произношение звука «М». | 1.Физкультура. 19. По плану физрука. 2.Коммуникация. ФГТ. «Рассматривание сюжетных картинок». Цель: учить рассматривать картинки, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, чётко проговаривать слова со звуком «К» и «Т». | 1.Физкультура. 26. По плану физрука. 2.Коммуникация. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». Цель: познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака. |
1.Познание ФЭМП. Стр. 19. 6. «Равенство предметов». Цель: учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, длиннее-короче. Закреплять представление временных отношений: сначала-потом. 2.Худож.творчество. Аппликация. «Осенний урожай». Цель: продолжать знакомить с полезными свойствами моркови, способами её выращивания.Учить наклеивать фигуры;закреплять приёмы наклеивания. | 1.Познание. ФЭМП. Стр.21. 13. «Один, много, сначала, потом». Цель: продолжать учить определять отношения предметов по количеству (один – много),равенство двух групп предметов. Закрепить представления о временных отношениях (сначала, потом). 2.Худож.творчество. Лепка. «Пряники». Цель: учить лепить шарики, сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что либо для других. | 1.Познание. ФЭМП. Стр.25. 20. «Круг и квадрат». Цель: сформировать представление о геометр.фигурах(круг и квадрат). Закреплять представление о размере двух предметов(большой – маленький). Закреплять знания об отношении предметов по количеству (один – много). 2.Худож.творчество. Аппликация. «На полосе шарики и кубики». Стр.121. Цель: познакомить с новой формой кругом, квадратом; учить называть их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их (сначала квадрат, потом круг). Закреплять правильные приёмы наклеивания, уточнять знания цветов. | 1.Познание. ФЭМП. ФГТ. 27. «Один, много; круг, квадрат». Цель: закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупность словами: один,много.Продолжать учить находить и называть круг и квадрат. 2.Худож.творчество.Лепка. «Листопад». Цель: продолжать знакомить с осенними явлениями природы – листопадом. Учить самостоятельно прикреплять, заранее скатанные педагогом маленькие шарики пластелина (листочки). Располагать их по всей поверхности дерева, на расстоянии друг от друга. Учить приёму надавливания; развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать интерес к соотворчеству с педагогом и другими детьми, при создании коллективной композиции. | |
Пятница. | 1.Музыка. 7. По плану муз.руководителя. 2.Физкультура на улице. | 1. Музыка. 14. По плану муз.руководителя. 2 Физкультура на улице. |
По плану муз. руководителя. 2.Физкультура на улице. | 1.Музыка. 28. По плану муз.руководителя. 2.Физкультура на улице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...
Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи детей первых лет жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание....
Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мысл...
Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мысл...