ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (средняя группа) на тему

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Данный план можно использовать при углубленной работе по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pozharnaya_bezopasnost.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по самообразованию

 на тему:

 «Формирование навыков пожарной безопасности

 у детей среднего дошкольного возраста»

             Воспитатель: Майор Е.А.

 

Отчет по самообразованию на тему:

«Формирование навыков пожарной безопасности

у детей среднего дошкольного возраста»

        Цель:

Создать условия для формирования у дошкольников основ пожарной безопасности и навыков пожаробезопасного поведения.

Задачи:

- дать детям представление о труде пожарных;

- формировать у детей чувство повышенной опасности к огню;

- формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;

- обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара;

- формировать навыков пожарной безопасности у детей через художественное слово.

Об актуальности  темы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

       Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

         Большинство воспитанников нашего ДОУ проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

         Работая  в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Я согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста».

    Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Мною был разработан перспективный план по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности, подобраны дидактические и подвижные игры по ППБ, всё это регулярно отражалось в планах образовательной работы группы.

Систематическая и планомерная работа по формированию навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста решалась на занятиях (НОД):

  • «Огонь – друг, огонь – враг»  (Познание)
  • «Лесной пожар» (Безопасность)
  • «Знакомство  с трудом пожарного» (Познание)
  • «Электроприборы» (Познание)
  • «Сигналы солнца и огня» (Безопасность)
  • «Лесной пожар» (Художественное творчество)
  • «Опасные предметы» (Художественное творчество)
  • «Правила пожарной безопасности для детей» (Безопасность)
  • «Спички детям не игрушка» (Познание)
  • «Как избежать беды» (Познание)
  • «Спички детям не игрушки» (художественное творчество)
  • «Чем опасен дым» (Безопасность)
  • «Пожарная машина спешит на помощь (Художественное творчество)
  • «Опасные предметы (дома)» (Познание)
  • «Что мы знаем о пожарной безопасности» (итоговое)

На протяжении всего учебного года систематически велась работа по формированию навыков пожарной безопасности у детей через художественное слово. Подобрав соответствующую тематике художественную литературу, я разработала «хрестоматию», собрав воедино все имеющиеся материалы на противопожарную тематику: стихотворения разных поэтов, пословицы, поговорки, противопожарные загадки, беседы  с детьми  и рассказы о пожаре разных авторов (Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», С.Михалков «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», К.Чуковский «Путаница», «От костра до котла», С. Никитин «Азбука «01», «Пожарная машина «Капелька», М.Дружинина «Пожарная машина», «01- пароль отважных»).

             

      Для предотвращения  трагедий и возникновения пожара необходимо ознакомление дошкольников с основами пожарной безопасности и правилами пожаробезопасного поведения.

      Суть формирования у детей навыков пожарной безопасности  состоит в том, чтобы научить детей избегать пожароопасных ситуаций, и действиям в экстремальных ситуациях.

              На протяжении всего учебного года так же систематически проводилась работа по формированию навыков пожарной безопасности посредством бесед на различную тематику:  

  • «Спички детям не игрушка!»;
  • «Чтобы не было беды»;
  • «Причины возникновения пожара»;
  • «Откуда к людям огонь пришел?»;
  • «Человеку друг огонь, только ты его не тронь!»;
  • «Искорка»;
  • «Спички-невелички»;
  • «Один дома»;
  • «Огонь – друг, огонь – враг»;
  • «Пожар в лесу».

     Систематически проводилась работа по формированию навыков пожарной безопасности посредством рассматривания  картин  и иллюстраций, и бесед о труде пожарного «Пожарный – профессия отважных».

Раз в неделю, по вторникам, проводились вечера подвижных игр (игры- эстафеты «Пожарные на учениях», «Чья команда быстрее потушит пожар», «Пожарная команда», «01 спешит на помощь») и викторины (литературные, игровые, познавательные)

С детьми регулярно проводились инструктажи и пятиминутки  по противопожарной безопасности,  решались проблемные педагогические ситуации, разбирались примеры из жизни и из личного опыта, создавались проблемные ситуации, для решения которых требовалось применение всех уже имеющихся знаний и жизненного опыта по ППБ.

В течение всего учебного года велась просветительская работа и с родителями воспитанников. Для повышения уровня развития и качества знаний родителей в вопросах противопожарной безопасности проводился ряд мероприятий по ППБ:

 

Подбор просвещенческой литературы для родителей по данной тематике

  • Консультации для родителей: «Откуда к людям огонь пришел?», «Какие опасности подстерегают, если ребенок один дома», «Этого могло и не быть» - факты и данные статистики.
  • Приобретение набора плакатов «Чтобы не было беды»
  • Анкетирование родителей «Что мы знаем о пожаре?», «Ваши действия при возникновении пожара»
  • Папка – ширма «Пожара можно избежать»
  • Подборка стихов российских и советских поэтов о пожаре
  • Оформление стенгазеты «Чтобы не было беды»
  • Подборка листовок о причинах возникновения пожара
  • Список литературы для чтения родителями детям о ППБ.

Совместно с родителями изготовили:

  • стенд  предметов для борьбы с огнём;
  • макет многоэтажного дома;
  • макет пожарной машины с выдвижной лестницей;
  • огнетушители из бросового материала;
  • каски для сюжетно-ролевых игр;
  • сшили жилеты «01»;
  • обшили куклу – пожарного.

 

      Совместно с родителями было выпущены  стенгазеты: «Огонь – друг, огонь – враг», «Правила юного пожарного», «Правила поведения при пожаре», «Внимание! Пожароопасные предметы».

Перспективное планирование работы по ознакомлению

детей среднего  дошкольного возраста

с правилами пожарной безопасности.

Сентябрь

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Занятие «Огонь – друг, огонь – враг»

Выставка книг по пожарной безопасности

Беседа «Причины пожар»

Занятие «Лесной пожар»

Совместная

Д/и «Опасные предметы»

Д/и «Чем тушить пожар»

Выставка пожарного оборудования и техники

С/р игра «Пожарные»

Индивидуальная

Д/и «Как потушить пожар»

Д/и «Причины пожара»

Рисование «Причины пожара»

С/р игра «Больница»

Работа с родителями

Консультация «Откуда  пришел огонь»

Беседа «Не оставляйте детей без присмотра»

Консультация «Если горит человек»

Стенгазета «Чтобы не было беды»

Октябрь

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Рисование «Лесной пожар»

Беседа «Действия при пожаре»

Инструктаж «Правила пожарной безопасности»

Беседа «Стеклышко»

Стенгазета «Правила юного пожарного»,

Совместная

Д/и «Профессии»

Рассматривание плакатов «Чтобы не было беды…»

Д/и «Кому что надо для работы»

П/и  «Пожарные на учении»

Индивидуальная

Н/п игра «Чем тушат пожар»

Д/и «Цепочка слов»

Д/и «Кому что надо ля работы»

П/и «Чья команда быстрее потушит пожар»

Работа с родителями

Беседа «Первая помощь при ожогах»

Консультация «Детские шалости с огнем»

Инструктаж «Действия при пожаре»

Ноябрь

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Занятие «Знакомство  с трудом пожарного»

Беседа «Причины возникновения пожара»

Чтение стихотворений разных авторов о пожаре

Оформление выставки работ «Огонь – друг, огонь – враг»

Совместная

Д/и «Назови опасные предметы»

Загадки «Электроприборы»

Д/и «Можно – нельзя»

Беседа «Тревожный номер «01»

Индивидуальная

Чтение «Кошкин дом» С.Маршак

Рассматривание альбома «Мужские профессии»

Д/и «Кому что надо для работы»

Д/и «Подскажи словечко»

П/и «Пожарные на учении»

Работа с родителями

Консультация«Причины пожара»

Беседа «Пожароопасные предметы»

Решение проблемных ситуаций «Если пришла беда»

Стенгазета «Правила поведения при пожаре»

Декабрь

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Рисование «Опасные предметы»

Беседа «Спички детям не игрушка»

Инструктаж «Эвакуация при возникновении пожара»

Беседа «Как человек научился управлять огнем»

Совместная

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Узнай произведение по отрывку»

Викторина «Юные пожарные»

Беседа «Действия при возникновении пожара»

Индивидуальная

Д/и «Правила безопасного поведения»

Рассматривание плакатов, иллюстраций о причинах пожара

Д/и «Подскажи словечко»

Занятие «Сигналы огня»

Беседа «Оказание первой помощи»

Работа с родителями

Консультация «Как человек научился управлять огнем»

Беседа «Беды можно было избежать»

Папка – ширма «Пожара можно избежать»

Январь

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Занятие «Правила пожарной безопасности для детей»

Чтение Л.Толстой «Пожарные собаки»

Беседа «Помощь при ожогах»

Вечер загадок по ППБ

Совместная

Д/и «Профессии»

Рассматривание плакатов «Причины пожаров»

Чтение  С. Маршак « Кошкин дом»

Д/и «Можно – нельзя»

Индивидуальная

П/и «Чья команда быстрее потушит пожар»

Д/и «Назови опасные предметы»

Д/и «Пожар в квартире»

С/р игра «Больница»

Закрепить знание домашнего адреса и телефона

Работа с родителями

Беседа «Профессия отважных»

Консультация «Беды могло бы и не быть!»

Анкетирование «Причины пожара»

Стенгазета «Внимание! Пожароопасные предметы»

Февраль

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Познавательное занятие «Опасные предметы (дома)»

Беседа «Детские шалости с огнем»

Беседа «Электороприборы»

Инструктаж «Эвакуация при пожаре»

Совместная

Д/и «Профессии»

Д/и «Опасно – безопасно»

Чтение стихов о пожаре

Занятие «Детские шалости с огнем»

Индивидуальная

Д/и «Кому что нужно для работы»

Д/и «Огонь – друг, огонь – враг»

П/и  «Тушим пожар»

Беседа «Опасное электричество»

С/р игра «Пожарные на учении»

Работа с родителями

Консультация «Статистика несчастных случаев из-за пожара

Беседа «Профилактика пожара»

Выставка  плакатов, иллюстраций о причинах пожара

Март

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Познавательное занятие «Как избежать беды»

Беседа «Спички детям не игрушки»

Выставка художественной литературы по ППБ

Рисование: «Машина спешит на пожар»

Совместная

Д/и «Подскажи словечко»

Чтение С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Д/и «Узнай по описанию»

Изготовление пожарного щита «01»

Индивидуальная

Д/и «Сигналы огня»

Отгадывание загадок по ППБ и ОБЖ

Д/и «Ваши действия при пожаре»

Д/и «Электроприборы»

Работа с родителями

Беседа «Спички детям не игрушки»

Консультация«Пожар  в лесу»

Анкетирование «Ваши действия при пожаре»

Подборка листовок о причинах возникновения пожара.

Апрель

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Занятие «Опасные предметы»

Аппликация (коллективная) «Машина спешит на пожар»

Беседа «01 – пароль отважных!»

Мини-зачет «Правила пожарной безопасности»

Совместная

Д/и «Пожарные принадлежности»

Вечер загадок «Правили безопасности»

Работа со стройматериалом  «Гараж для пожарных машин»

Чтение книг о пожарной безопасности

Беседа «Действия при возникновении пожара в квартире»

Индивидуальная

Д/и «Профессии»

Беседа «Телефоны служб спасения»

Д/и «Четвертый лишний»

П/и «Чья команда быстрее потушит пожар»

Рисунки о ППБ

Работа с родителями

Консультация «Действия при возникновении пожара»

Беседа «Правила пожарной безопасности»

Анкетирование « Эвакуация при пожаре в жилом доме»

Май

Вид деятельности

Содержание работы

Специально-организованная

Занятие «Чем опасен дым»

Беседа «Детские шалости с огнем»

Занятие «Чтобы не было беды»

Инструктаж «Действия при пожаре»

Совместная

Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности»

Чтение  «Азбука 01» С. Мищенко

Беседа «Тревожная кнопка»

Д/и «Горючие вещества»

Индивидуальная

Беседа «Правила пожарной безопасности для детей»

Д/и «Опасно – безопасно»

Рассматривание плакатов «Азбука 01»

Эстафета «Мы – юные пожарные»

Работа с родителями

Беседа «Опасное электричество»

Консультация «О вреде курения»

Стенгазета «Правила юного пожарного»

Инструктаж «Действия при пожаре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня, реализацию творческих возможностей педагога, как основы успешной деятельности воспитанников....

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации; изучить и усвоить материал....

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....