Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ "Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста" - рассчитана на один учебный год. Программа разбита на теоретический и практический этапы с раскрытием содержания помесячно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением педагогического совета ГБДОУ детского сада №1 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | УТВЕРЖДЕНА Заведующим ГБДОУ детского сада №1 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Приказ № ____ от 30.08.2021 г. _______________ / Коданевой О.Г. / |
Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ
на 2021-2022 учебный год
Воспитатели: Острошапкина Т.А.
Санкт-Петербург
2021
Воспитатель: Острошапкина Т.А.
Средняя группа «Теремок»
Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».
Дата начала: сентябрь 2021г.
Окончание: май 2022г.
Цели:
1. Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
2. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.
3. Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности у дошкольников и их родителей, привлечение родителей дошкольников к совместной деятельности на пути к освоению правил пожарной безопасности.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме пожарной безопасности с целью расширения и совершенствования методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.
2. Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями).
3. Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара.
4. Дать представления о профессии пожарного, воспитывать уважительное отношение к ней.
5. Обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01».
6. Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности.
7. Активизировать словарь детей по данной теме.
8. Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.
9. Повышать интерес родителей (законных представителей) к данной проблеме, привлекать их к активному участию в обучающем процессе (совместное создание уголка пожарной безопасности, конкурс работ на данную тему, экскурсия в пожарную часть).
Предполагаемый результат:
1. У дошкольников сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
2. Дети умеют обращаться с электроприборами и другими предметами повышенной пожарной опасности.
3. Дети умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ; взаимодействовать с пожарными.
4. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения, проявляется эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям.
5. Родители (законные представители) чаще обсуждают с детьми вопросы безопасности при обращении с огнем и/или при пожаре.
Актуальность выбранной темы:
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает и статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Среди лиц, пострадавших на пожаре, 20% составляют дети и подростки. Причиной каждого десятого пожара в стране, согласно классификации, применяемой Государственной противопожарной службой МЧС России, является «неосторожное обращение с огнем детей». Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. В связи с чем, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых и в ДОУ, и дома. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у дошкольников, зависит их и наше будущее.
Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети отчасти знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя, к чему это может привести и как предотвратить возможные опасные ситуации с огнем.
Изучение литературы:
- Федеральный закон о пожарной безопасности, Изд. Норматика, 2019.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности», Москва 2008.
- Прилепко Е.Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников», Москва 2008.
- Аралина Н.А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», Москва 2007.
- Коломец Н.В. «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет», Изд. Учитель, 2020.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности», Изд. Учитель, 2004.
- Кононова И.В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Москва: Айрисс-пресс, 2008.
- Максимчук Л.В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности» Москва: Центр педагогического образования, 2008.
- Мельник О.Е. «Занимательная пожарная безопасность», Красноярск, 2015.
- Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду», Изд. Детство-Пресс, 2013.
Перспективный план самообразования:
(Таблица 1)
Срок выполнения | Теоретический этап | Практический этап |
Сентябрь | - Подбор и изучение литературы по теме. - Работа с методическим материалом. - Разработка перспективного планирования по безопасности. | - См. раздел «Литература». |
Октябрь | - Диагностические исследования и анкетирование детей и родителей. | - Вывод по диагностике. - Составление картотеки дидактических игр по Правилам пожарной безопасности. - Подбор художественной литературы, раскрывающей вопросы пожарной безопасности. |
Ноябрь | - Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ППБ) в группах ДОУ. - Оформление папки- передвижки | - Оформление в группе уголка по пожарной безопасности (совместная работа с детьми и родителями). - Дополнение предметно-игровой среды атрибутами и макетами по Пожаробезопасности. |
Сентябрь- Май | - Работа с детьми. - Формирование основ пожарной безопасности. - Знакомство с темой посредством информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, загадки, пословицы и поговорки, дидактические и сюжетно-ролевые игры). | - См. Таблицу 2. - Экскурсия по детскому саду. - Экскурсия в пожарную часть. - Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя». - Инсценировка «Кошкин дом». |
Сентябрь - Май | - Работа с родителями. - Подбор материала для родителей (консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование.) | - Привлечение родителей к активному участию при создании уголка пожарной безопасности и конкурсных работ. - Участие в экскурсии в пожарную часть. |
Май | Отчет по проделанной работе. | Выступление на педсовете. |
Работа с детьми:
(Таблица 2)
Срок выполнения | Содержание |
Сентябрь | 1. Беседа «Средства пожаротушения. Знаки безопасности». Рассматривание иллюстраций. 2. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения. 3. Проблемная ситуация «Почему случился пожар?». 4. Дидактическая игра: «Собери картинку». 5. Чтение художественной литературы: - Л.Толстой «Пожар», Н.Пороховник «Малышам об огне», С.Я .Маршак «Кошкин дом». |
Октябрь | 1. Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу». Составление рассказа по картинке «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?». 2. Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?». 3. Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Опасные предметы». 4. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Отдых на природе». 5. Рисование, отпечатком ладошки, знака «Не жги костры». 6. Чтение художественной литературы: В.Бианки «Береги лес!», А.Жигулин «Пожары», Б.Житков «Пожар»Е.Пермяк «Огонь — опасная игра», И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». |
Ноябрь | 1. Беседа «Огонь друг – огонь враг». 2. Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники пожарных». 3. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Чем тушить пожар». 4. Выставка книг по пожарной безопасности. 5. Лепка «Костер». 6. Чтение художественной литературы: Д.Кокшаров «Пожарыч» , Б. Житков «Пожар в море», Е. Ильин «Солнечный факел», Е. Пермяк «От костра до котла», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». |
Декабрь | 1. Беседа «Пожарная техника». 2. Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01». 3. Спортивная эстафета «Мы помощники пожарных». 4. Аппликация «Пожарная машина». 5. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», К.Оленев «Красная машина», Т.Фетисова «Куда спешат красные машины», Б.Житков «Первая тревога», Е.Новочихин «01», Э.Успенский «Пожарная машина». |
Январь | 1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных пожароопасных ситуаций. 2. Беседа на тему «Электричество в нашем доме и его опасность» «Электроприборы. Правила пользования ими» 4. Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?». 5. Дидактическая игра: «Собери картинку» (электроприборы). 6. Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял», Е.Поликутин «Антошка», Л.Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник», А.Шевченко «Как ловили Уголька». |
Февраль | 1.Беседа «Пожарные – кто они?». 2. Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бой ведет отряд пожарных». 3. Дидактическая игра: «Что необходимо пожарному?». 4. Экскурсия в пожарную часть (с родителями в выходной день). 5. Чтение художественной литературы: Л.Сумина «Кем быть?», З.Бурлева «Экипировка», К.Ибрагимова «Антошка – пожарник», В. Гальченко «Приключение пожарного», О.Иоселиани «Пожарная команда», И.Тарабукин «Андрейкино дежурство», Э.Успенский «Вера и Анфиса тушат пожар». |
Март | 1.Беседа «Эта спичка – невеличка». 2. Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части». 3. Подвижные игры «Огненный дракон», «Костер». 4.Чтение художественной литературы: Е.Хоринская «Спичка – невеличка», З.Бурлева «Служба 01», «Пожарные рукава», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Е.Новочихин «Спички». 5. Рисование (ватными палочками) «Спички не тронь – в спичках огонь». |
Апрель | 1. Загадки, пословицы, поговорки об огне, о пожарных. 2. Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». 3. Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя». 4.Чтение художественной литературы: З.Бурлева «Пожарная часть», Б.Гримм «Соломинка, Уголек и Боб», Б.Житков «Дым», С.Михалков «Дядя Степа», Л.Толстой «Пожарные собаки», К.Чуковский «Путаница». |
Май | 1.Чтение художественной литературы: В.Шефнер «Лесной пожар», Э.Шим «Дым в лесу», В.Сухомлинский «Воробышек и огонь». 2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные спешат на помощь» 3.Дидактическая игра «Найди лишнее» 4.Инсценировка «Кошкин дом» |
Работа с родителями:
Срок выполнения | Содержание |
Сентябрь | Консультация для родителей - «Расскажите детям о пожарной безопасности » |
Ноябрь | Папка-передвижка «Для любознательных родителей. Тема: Пожарная безопасность». |
Декабрь | Информация для родителей «Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках». Информационные брошюры «Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!» |
Февраль | Экскурсия в пожарную часть (в выходной день). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»...
Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».
Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста...
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
Данный план можно использовать при углубленной работе по теме...
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Презентация проекта по самообразованию....
Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....
Сценарий Спортивно-игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарные на учениях»
Спортивно-игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....