Формирование основ безопасного поведения у детей раннего возраста
статья по обж (младшая группа)

Николаева Елена Валентиновна

Организация образовательной деятельности в первой младшей группе по формированию основ безопасного поведения у воспитанников. Авторские сказка и стихи о безопасности в быту, на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

(Автор: Николаева Елена Валентиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №29 Кировского района Санкт-Петербурга)

     Известно, что к трём годам ребёнок успевает усвоить шестьдесят семь процентов информации об окружающем мире, и в течение всех последующих лет только расширяет свои познания, именно этим объясняется его неусидчивость и невозможность надолго задерживать внимание на одном, ведь ему «надо столько успеть узнать и обследовать!».  Однако, на фоне потребности в обследовании и изучении предметов, интенсивного познания окружающего мира, у детей раннего возраста

- слабо развито чувство опасности и самосохранения,

- недостаточен опыт общения и взаимопонимания со сверстниками,

- недостаточны знания о правилах поведения в быту, социуме, природе.

        Образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие» и «направлена на  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (ФГОС ДО п.2.6)

Как помочь ребёнку раннего возраста освоить правила и основы безопасного поведения?

      Формирование основ безопасного поведения – дело не одного дня. Используя интеграцию образовательных областей, и реализуя их основные задачи, важно дополнительно акцентировать внимание детей на безопасности поведения. Например, при проведении физических упражнений, подвижных игр (обр. обл. «Физическое развитие»), объяснять детям, чтобы они не торопили друг друга, не толкались. При кормлении, необходимо напоминать детям о том, что нельзя разговаривать во время еды, качаться и вертеться на стуле, размахивать ложкой. При умывании, тоже важно напоминать детям, что вода может быть горячей и обжечь руки, поэтому открывать кран нужно в присутствии взрослого, что нельзя засовывать пальцы в отверстия («В кран ты пальчиком не лезь, а не то застрянешь весь»).

Формы и приёмы работы с детьми:

  1. Беседа, ситуативный разговор:

- «О поведении в группе»,

       - «О правилах спуска и подъёма по лестнице»,

- «О поведении на прогулке: не уходить с площадки и не лезть в кусты; как играть с песком, с мячом»,

- «О поведении после прогулки»,

- «О правилах работы с изобразительными материалами: не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки, не размахивать ими»,

- «Правила вежливости с кошками и собаками»,

- «Не разговаривай с незнакомыми людьми»

  1. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций. Например:

- детская энциклопедия «Будь осторожен, малыш!» издательство РОСМЭН, «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева,

- «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед,

- сказки «Бобовое зёрнышко», «Козлятки и волк»

 

      3.   Рассматривание предметных картинок 

- «не играй с электричеством»,

- «не играй с огнём»,

- «не играй с колющими, режущими предметами»,

- «не пробуй жидкости и лекарства»,

- «не выбегай на проезжую часть»,

- «не свешивайся из открытых окон и балконов»,

- «не ешь грязными руками», «не ешь снег и сосульки»,

- «не играй с бродячими животными»

      4. Создание игровой ситуации

- «Помоги котёнку перейти дорогу» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/24/na-doroge-sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-s-detmi 

- «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»,

- «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т.д.

      5. Дидактические игры 

- рамки Монтессори «Перекрёсток»,

- «Почини светофор» - прикручивание пробочек по цвету к светофору,

подвижные игры («Мы – шофёры»)

 

      6. Театрализованная деятельность («Приключения Цыплёнка» http://www.proza.ru/2015/12/14/1684  )

Работа с родителями воспитанников:

- Консультации в книжках-передвижках;

- информация на стенде о действиях при опасных ситуациях (телефоны службы 112, 01, 02, 03);

- размещение консультаций и статей в группе ВКонтакте (ИКТ):

         - «Как поступать, если наблюдаете испарения и размывы полотна дороги?»

          - «Не оставляйте открытые окна (предупреждение выпадения детей из окон)»

          - «Воспитание у детей правил поведения на улице (переходить дорогу только за руку, на зелёный свет светофора)»

           - «Будьте осторожны на воде!»

           - «Опасность, которая подстерегает нас в лесу (ядовитые грибы, ягоды, змеи, клещи)»

Заключение:

              Однажды, мама одного трёхлетнего ребёнка спросила: «А, что, уже пора говорить ребёнку об опасностях? Не вызовет ли это у него впечатление агрессивно-настроенного окружающего мира?»  Говоря о правилах безопасности, никто и не думает создавать впечатление о мире, как агрессивной и пугающей среде, которая окружает ребёнка.  Предупредить, предотвратить беду – это ли не главное? Так поступали и наши прадеды, заключая мудрость в сказках. Достаточно вспомнить сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», сказку Шарля Перро «Красная шапочка».  Поэтому бесспорно:

- нужно говорить с ребёнком о правилах поведения в быту, социуме, природе, начиная с раннего возраста, и по мере взросления, углубляя и расширяя его познания постоянно и последовательно.

- Сами взрослые должны быть примером в поведении, помня, что ребёнок прежде всего подражатель, он всё подмечает и копирует нас во всём (соблюдать ПДД, не разговаривать и не есть на ходу и т.д.)

- Продумывать обстановку в помещении, где находится ребёнок, на предмет безопасного размещения бытовых приборов и электрических розеток, жидкостей и лекарств, так, чтобы предупредить саму возможность возникновения опасности для ребёнка.

Формирование основ безопасного поведения является условием сохранения не только здоровья, но и самой жизни ребёнка.

Приложение №1:    Стихи о безопасности для малышей

Николаева Елена

Автор: Николаева Елена

Стихи о безопасности в быту

(для детей раннего возраста)

Будь осторожен в квартире!

Для всех ребят есть правила такие:
Быть осторожным следует в квартире!
- Не прыгать на кровати и диване;
- Не баловаться ни с водой,
   ни с мылом в ванне;
- Нельзя брать нож,
   утюг хватать горячий;
- И, как в футболе, не пинать ногами мячик;
- Дверь потихонечку стараться закрывать;
- И на плите у мамы ничего не брать!

Не прыгай на диване!

Не спалось слонёнку Фане.
Стал он прыгать на диване.
Прыгал, прыгал и упал,
Да не на пол, а в подвал
Провалился с головой! Ой!

Будь осторожен в ванне!

Ёжик маму не дождался,
В ванну сам полез купаться.

Кран открыл и, вот беда –
Через край бежит вода!

Заливает всё кругом,
Заливает целый дом!

Ёжик плачет и кричит,
Из воды лишь нос торчит.

Хорошо, что водолаз
Из воды Ежонка спас
И сказал:
- Идёшь купаться -
Так не нужно баловаться!

Не берите нож, ребята!

Зайке больно, зайке грустно.
Резал он ножом капусту.
Нож у мамы взял украдкой,
И, смотри, порезал лапку.
- Не берите нож, ребята,
Ни зайчата, ни слонята!


Не хватай утюг!

Говорила мама мишке:
- Любишь гладить ты штанишки?
Только мамин утюжок
Брать нельзя тебе, дружок!
Мой утюг такой горячий,
Обожжёшься и заплачешь.


Не играй с мячом в квартире!

Дома в мяч играл Жираф
И ударился о шкаф.
И теперь лежит больной
С перевязанной ногой.
Говорят ему друзья:
- Дома в мяч играть нельзя.
Поправляйся,  и в футбол
Выходи играть во двор!

Будь осторожен, закрывая дверь

Дверь тихонько закрывай.
Береги свой пальчик! Ай!
Если будешь с ней шалить,
Пальчик можно  прищемить.

Будь осторожен на кухне!

На плите варилась каша.
Подбежала кукла Маша,
Потянулась за ковшом,
Уронила ковшик… Бом!
Кукла, куколка, не плачь!
Срочно нужен кукле врач!
Ручки, ножки обожгла.
Больно Машеньке. А-а.


                     *** На морозе

Спрячу, спрячу язычок и молчок!
Ротик-домик на замок, на замок!

                    ***Во время умывания

В кран ты пальчиком не лезь,
А не то застрянешь весь!

Малышам о светофоре

Смотрим мы: горит – зелёный,
Значит можно всем идти!
Даже если ты – котёнок,
Путь свободен впереди!

А теперь, смотрите, - КРАСНЫЙ!
Светофор зажёг нам свет,
Вот, теперь идти ОПАСНО,
Перехода, значит, нет!

 Приложение №2

 Приключения Цыплёнка (автор: Николаева Елена http://www.proza.ru/2015/12/14/1684  )

      Жили-были мама Курочка, папа Петушок и их сыночек Цыплёнок.  Каждое утро папа Петушок уходил будить Солнышко, мама Курочка шла в огород искать червячков, а маленький Цыплёнок оставался играть во дворе около дома.  Однажды, цыплёнку стало скучно,  и он решил посмотреть, а что же там за высоким забором? Он пролез через дырочку в заборе и пошёл по тропинке. Шёл он, шёл,  и тропинка привела его в лес.
 - Пи-пи-пи, - сказал Цыплёнок, - какие высокие деревья,  сколько их здесь много!
  Вдруг из-за пенёчка выскочил Заяц и спросил:
 - Куда ты идёшь, Цыплёнок один? Где же твои мама и папа?
- Папа Петушок пошёл будить Солнышко, а мама Курочка ищет червячков на обед, а я пошёл гулять.
- А разве ты не знаешь, что нельзя уходить от родителей и гулять одному далеко от дома? Ты можешь потеряться! – сказал Зайчик.
- Нет, я шёл по тропинке и никуда не сворачивал, и легко найду дорогу домой – ответил Цыплёнок.
- Ой! – задрожал  Зайчик, - я слышу, что сюда идёт Лиса! Она сейчас нас поймает и съест! Убегай скорее! – и Зайчик убежал.
      Цыплёнок страшно испугался, и тоже побежал. Но у него были такие маленькие ножки, что он не смог убежать далеко, и Лиса его поймала.
- Ага, попался! – сказала Лиса, облизываясь. – Сейчас я тебя съем!
- Пи-пи-пи! – пропищал Цыплёнок – Помогите! 
 Тут из-за ёлки вышел Мишка и зарычал: 
- Ах, ты, Лиса, опять обижаешь маленьких! Отпусти Цыплёнка! А то я сейчас сам тебя поймаю и шубку твою красивую помну!
 Испугалась Лиса медведя, отпустила Цыплёнка и убежала в лес. А Мишка спросил у Цыплёнка:
- Как же ты, Цыплёнок, здесь оказался один без родителей?
 - Папа Петушок пошёл будить Солнышко, мама Курочка искать червячков. А я просто остался  гулять  во дворе, потому что, пока я ещё маленький и ничего не умею делать. А потом я увидел дырочку в заборе и пролез в неё. 
- Ты ушёл один? Ай-ай-ай! – сказал Мишка, - и вот тебя чуть не съела Лиса!
- Я больше никогда не буду уходить от родителей. Я очень хочу домой, но не знаю куда идти! – заплакал Цыплёнок.
- Ну, не плачь! Сейчас я позову Ёжика, он наверняка знает,  как найти  твой дом.  Ёжик! 
- Ф-ф-ф. Здравствуй, Мишка, здравствуй, Цыплёнок, - показался  из-за кустика  Ёжик. - Что у вас случилось?
- Да вот, Цыплёнок потерялся! – сказал Мишка – выручай, ты все тропинки знаешь, надо Цыплёнка домой отвести.
- Да, я знаю, где твой дом. Пойдём со мной, Цыплёнок, – сказал Ёжик.
- До свидания, Миша! Спасибо, что ты меня защитил от Лисы! – попрощался Цыплёнок и зашагал за Ёжиком.
- До свидания, Цыплёнок!  – сказал Мишка.
       Ёжик быстро нашёл тропинку, которая вела к дому Петушка и Курочки. Скоро Цыплёнок был дома. 
      Папа Петушок и мама Курочка очень обрадовались Цыплёнку, ведь они  уже начали волноваться и везде искали Цыплёнка. 
      Мама Курочка принесла с огорода малину, угостила Ёжика и поблагодарила его за помощь, а Цыплёнку дала самого большого червяка.
      Цыплёнок поел и забрался к маме под крылышко спать. Он теперь точно знал, что нельзя убегать и уходить от родителей, а то может случиться беда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности ж...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

Самообразование «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Почуму я взяла эту тему по самообразованию? Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельност...

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...