Конспект НОД по ОБЖ «Познакомим Незнайку с правилами безопасного поведения в природе» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Конспект НОД по ОБЖ «Познакомим Незнайку с правилами безопасного поведения в природе» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, на водоемах, при встрече с насекомыми и животными; конкретизировать знания детей о домашних животных, съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
2. Способствовать развитию мышления, воображения, любознательности.
3. Воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие.
Средства обучения: проектор и экран, компьютер, видео иллюстрации по теме занятия; магнитофон, аудиозапись песни «Песенка друзей (мы едем, едем, едем…) » сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского; «Если с другом вышел в путь» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского; аудиозапись «Песня кузнечиков», корзина, муляжи съедобных и несъедобных грибов.

Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о природе, беседы по правилам безопасного поведения в природе, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе, рассматривание иллюстраций «Грибы», «Ягоды», «Насекомые», дидактические игры по теме, просмотр серии развивающих мультфильмов Уроки Осторожности тетушки Совы.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

Ход мероприятия

 

1. Организационно-мотивационная часть.
Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью в группе. Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, к нам кто-то пришел!
Воспитатель открывает дверь, в группу заходит Незнайка (родитель в костюме Незнайки). У него в руках удочка, лукошко, за спиной – рюкзак.
Незнайка здоровается. Дети и воспитатель отвечают на приветствие и подходят к Незнайке.
Воспитатель. Незнайка, какой ты сегодня счастливый!
Незнайка. Да я очень счастлив, меня пригласили на каникулы в деревню. Рядом с деревней лес, речка. Буду все лето купаться, загорать, ходить в лес за грибами и ягодами и пить парное молоко!
Воспитатель. Мы рады за тебя, Незнайка! Лето – это чудесная пора для активного отдыха. Лето – это походы, прогулки, путешествия. И отличная возможность набраться сил, здоровья. Но чтобы отдых стал приятным, и не случилось беды, надо знать и соблюдать правила безопасности в природе!
Незнайка. Какие еще правила? Я еду отдыхать, а не учиться!
Воспитатель. Ребята, что делать? Незнайка не знает, как надо вести себя в природе. Мы можем помочь ему?
Дети предлагают помочь Незнайке
Воспитатель. Правильно, ребята! Давайте вспомним правила безопасности в природе, а Незнайка послушает.
Для этого я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие. Согласны?
На каком транспорте?
Дети выбирают вид транспорта, становятся парами и идут по кругу под фонограмму песни «Песенка друзей (мы едем, едем, едем…)».

2. Основная часть.
На экране появляется изображение «Лес летом». Дети останавливаются.

Воспитатель. Ребята, куда мы приехали?
Дети. Мы приехали в лес.
Незнайка. Какая красота! Грибы, ягоды! И что тут опасного? Бери корзинку, да собирай!
Воспитатель. Ребята, скажите, все грибы можно собирать?
Дети. Можно собирать только съедобные грибы.
Воспитатель. Припомните, пожалуйста, какие съедобные грибы вы знаете?
Дети. Белые грибы, подберезовики, подосиновики, сыроежки, лисички, маслята, опята…
Воспитатель. Правильно. Эти грибы - съедобные. Но если они червивые, старые в них образуются ядовитые вещества, ими можно отравиться. Поэтому собирать нужно только хорошие, молодые грибы.
Ребята, послушайте пословицу: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Как объяснить эту фразу? Какие грибы еще нельзя собирать?

Дети. Нельзя собирать ядовитые грибы.
Воспитатель. Какие ядовитые грибы вы знаете?
Дети. Мухомор, бледная поганка, ложный опенок...
На экране появляется изображение «Съедобные и несъедобные грибы».

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы правильно ответили. И еще, ребята, запомните несколько правил сбора грибов:
1. Не пробуйте на вкус сырые грибы, можно отравиться. Собранные грибы следует как можно скорее обработать.
2. Идите в лес с опытным грибником, тогда и лукошко ваше будет полным.
3. Берите только те грибы, которые хорошо знаете.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть с Незнайкой.

Игра «Собери грибы в лукошко».
Воспитатель раскладывает на ковре муляжи съедобных и несъедобных грибов. По команде дети начинают собирать грибы. В корзинку складывают только съедобные грибы. Несъедобные оставляют на коврике. Затем называют грибы. Незнайка играет вместе с детьми.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А теперь, давайте присядем на «полянке» и вспомним, какие ягоды растут в лесу.

Игра «Отгадай загадку»
Красненька матрешка,
Беленько сердечко. (Малина)
Много тёмно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — … (черника).
Ягодку сорвать легко —
Ведь растёт невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела…
(земляника).
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди-ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван… (ежевика).
На верхушке – грозди,
А пониже – гвозди. (Боярышник)
На болоте квашена,
В красный цвет покрашена,
Под снежком морожена
И в кисель положена. (Клюква)
Когда цветёт, он на сирень похож,
Но только ягоды его не трожь.
Кустарник красивый, но небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко).
Крест-накрест четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,

 

Есть её опасно, не рвите никогда.
Очень зло глядит на нас,
Из травы…(вороний глаз).
На экране появляется изображение «Лесные ягоды».

 

Воспитатель. Ребята, назовите ягоды, которые растут в нашем лесу? Какие еще вы знаете съедобные ягоды? Ядовитые ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо, ребята! Вы знаете, какие грибы и ягоды можно собирать в лесу. Но если все же кто-то отравился грибами или ягодами, что надо сделать?
Дети. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Предлагаю продолжить наше путешествие. Дальше мы с вами отправимся пешком. Готовы? Тогда вперед!
Дети идут за воспитателем, повторяя движения по показу

Физкультминутка «Вместе по лесу идем».
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг, тысячи цветов вокруг!
Наши яркие цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши яркие цветы закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

На экране появляется изображение «Луг».

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы вышли на луг. Как красиво вокруг, но кто это поджидает нас на тропинке?
На экране появляется изображение «Собака на тропинке»

Дети. Это собака.
Воспитатель. Ребята, она без хозяина. Что нам делать?
Незнайка. Надо убегать!
Воспитатель. Ребята, а вы что скажете? Как надо вести себя при встрече с незнакомой собакой?
Дети. Нельзя убегать! Собака может принять нас за дичь и поохотиться.
Воспитатель. А что надо делать?
Дети. Надо уступить ей место!
Воспитатель. А что еще нельзя делать при встрече с незнакомой собакой?
Дети. Нельзя дразнить собаку и отбирать предмет, с которым она играет!
Дети. Нельзя смотреть собаке в глаза, она может принять взгляд за вызов!
Дети. Нельзя показывать собаке, что боимся ее. Она может это почувствовать и напасть!
Воспитатель. Правильно! А при встрече с незнакомой кошкой как себя вести?
Дети. Кошки тоже могут быть опасны. Кошка может прокусить руку или расцарапать её, может кинуться и в лицо.
Воспитатель. Правильно! И еще запомните, ребята:
Не трогайте незнакомых животных. Бездомные кошки и собаки могут оказаться больными. От них, людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. Если вас укусила собака или кошка, сразу же скажите об этом родителям, чтобы они отвели вас к врачу.
Воспитатель. Ребята, давайте мы свернем на другую тропинку.
Дети становятся в колонну по одному и под фонограмму песни «Вместе весело шагать» идут змейкой за воспитателем.
На экране появляется изображение «Коровы на лугу».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на лугу пасутся коровы.
Как выдумаете, можно близко подходить к чужим коровам?
Дети. Нет. У них есть рога, и они могут забодать.
Воспитатель. Правильно. Если встретишь корову или стадо коров, то обойди. Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, они могут нанести тебе травму.
Воспитатель. Ребята, каких еще домашних животных вы знаете? Почему они называются домашними? Ребята, скажите, пожалуйста, как можно определить домашнее животное по звукам, которое оно издает? Давайте поиграем!

Игра «Кто как голос подает»
Воспитатель. Что делает корова?
Дети. Корова мычит.
Воспитатель. А что делает свинья?
Дети. Свинья хрюкает.
Воспитатель. Что делает лошадь?
Дети. Лошадь ржет.
Воспитатель. Что делает овца?
Дети. Овца блеет.
Воспитатель. Что делает собака?
Дети. Собака лает.
Воспитатель. Что делает кошка?
Дети. Кошка мяукает.
Воспитатель: Молодцы! Но нам пора идти дальше.
Дети идут за воспитателем, повторяя движения по показу.

Физкульминутка « К речке быстрой».
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох, глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1.2.3.4 – вот как славно освежились.

На экране появляется изображение «Река».

Воспитатель. Ребята, куда мы пришли?
Дети. К реке.
Воспитатель. Нам надо передохнуть, давайте посидим на берегу.
Незнайка. Приятно в жаркий летний день искупаться в реке или пруду!
Воспитатель. Все дети на свете очень любят купаться. Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде. Ребята, расскажем Незнайке как надо вести себя на водоеме?
Вопросы к детям:
- Можно без взрослых самостоятельно входить в воду?
- Почему нельзя хватать друг друга за руки и за ноги в воде?
- Можно звать на помощь без причины?
- Можно купаться в незнакомых местах? Где можно купаться?
- Почему нельзя заплывать далеко на надувных матрасах?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы все правильно сказали, ребята. И запомните, купаться детям можно только под присмотром взрослых!
Незнайка. Послушайте, ребята, что это за странные звуки! (аудиозапись «Песня кузнечиков»)
Дети. Это кузнечики.
Воспитатель. Куда бы мы с вами не пришли: в лес, на луг, в поле, к водоему, мы обязательно встретим насекомых. Каких насекомых вы знаете? Давайте поиграем!
Игра «Цепочка слов. Насекомые».
1 – й ребенок. Оса…
2 – й ребенок. Оса – муха…
3 – й ребенок. Оса – муха – комар…
4 – й ребенок. Оса – муха – комар – муравей…
И т. д.

На экране появляется изображение «Насекомые»

Воспитатель. Насекомые приносят большую пользу, но и от них можно пострадать. Знаете ли вы, как защитить себя, какую одежду надо надеть, отправляясь в лес?
Дети. Надо надеть длинные брюки, рубашку с длинным рукавом и головной убор.
Воспитатель. Правильно! А открытые части тела надо смазать специальными средствами, отпугивающими насекомых.
Воспитатель. Ребята, осиное гнездо, можно трогать? Почему?
Дети. Нельзя! Осы могут ужалить.
Воспитатель. Какое еще насекомое может ужалить?
Дети. Пчела.
Воспитатель. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками. Если пчела укусила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором.
Воспитатель. Еще очень опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, когда вернетесь домой. Клещ впивается под кожу и является разносчиком разных болезней.

На экране появляется изображение «Приближение грозы»

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, небо потемнело. Что случилось?
Дети. Погода меняется. Будет дождь, гроза!
Воспитатель. Да, ребята, может начаться гроза.
Незнайка. В лесу мы спрятались бы под высокими деревьями, а где спрятаться на лугу и на реке?
Воспитатель. Ну что ты, Незнайка, под высокими деревьями прятаться от грозы нельзя! Ребята, как надо вести себя во время грозы?
Дети. В лесу укрыться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.
Воспитатель. А на лугу или в поле?
Дети. Лучше переждать грозу под кустарниками, в низине, в овраге, можно лечь. Воспитатель. Правильно, ребята! Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающие предметы. А если гроза застала вас в воде, немедленно выходите на берег, находиться в воде очень опасно!

Воспитатель. Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад! Автобус уже ждет нас, занимайте свои места.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель. А пока мы едем, предлагаю поиграть в знакомую вам игру «Топай - хлопай»: если вы согласны со мной - хлопайте, если не согласны - топайте:

Игра «Топай – хлопай».
В лес с корзинкой я пойду,
Мухоморов наберу (топают).

Если гриб мне незнаком,
Обойду его кругом (хлопают).

Землянику соберу,
Пирогов я напеку.
Пирогов я напеку
И друзей всех позову. (хлопают).

С папой мы на пруд пойдем,
Накупаемся вдвоем. (хлопают).

На речку я позвал ребят,
Взял маленького братца -
Будем все купаться! (топают).

Ягод и грибов не счесть,
Но не все их можно есть.
Прежде чем в рот положу,
Маме с папой покажу (хлопают).

День сегодня теплый очень,
В лес гулять пойду я в шортах. (топают)

Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Людям запрещается (хлопают).

Могут пчелы укусить –
Лучше к ним не подходить (хлопают)!
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в наш детский сад.
Незнайка. Ребята, и мне пора домой. Спасибо вам! Я столько полезного сегодня узнал. Теперь я хорошо знаю как надо вести себя в природе и могу смело отправиться в деревню!
Незнайка прощается и уходит.

3. Рефлексия
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке? Как мы ему помогли? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? Было вам интересно?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь предлагаю выпить фруктовый сок и отправиться на прогулку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе  с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Правила безопасного поведения в интернете для детей старшего дошкольного возраста" (подготовительная группа)

Цель: Обеспечение информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной средеЗадачи:1. позна...

Формирование основ безопасного поведения на дороге с детьми старшего дошкольного возраста на основе кейс-метода по ПДД

Кейс-метод по ПДД позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как её ре...

Формирование безопасного поведения на природе с детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии В. Воскобовича  «Сказки Фиолетового леса».

—Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При наиболее интересной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формир...