Проект по обучению правилам безопасного поведения на дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Азбука дорожного движения"
проект по обж

Шемякова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Шемякова Татьяна Викторовна

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ детский сад "Сказка"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Вид проекта: творческо-исследовательский, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы №1 (5-6 лет), родители, воспитатель.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта: В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, транспортным движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, уточнить и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи для детей:

Образовательные:

  • Углубить представления детей о правилах дорожного движения, о строении улицы и дорожных знаках, предназначенным для водителей и пешеходов;
  • Систематизировать знания детей о  дорожных знаках, сформировать умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • Закрепить и расширить знания о различных видах транспорта, о светофоре;
  • Сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах;
  • Сформировать умение предвидеть опасное события, уметь, по возможности его избежать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитать нравственные качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
  • Воспитать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.

Задачи для родителей: 

  • Привлечь родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их сознательность в постоянном соблюдении правил дорожного движения – быть примером для детей.
  • Привлечь внимание родителей к воспитанию у детей навыков элементарного безопасного поведения на улицах поселка посредством проведения консультаций и индивидуальных бесед;

Ожидаемый результат:

  • Дети в соответствии с возрастом знают правила дорожного движения, дорожные знаки, виды транспорта, умеют применять эти знания в дорожных ситуациях; предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;
  • В группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;
  • Родители воспитанников владеют  знаниями  об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, повысилась сознательность родителей в соблюдении правил дорожного движения.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для родителей «Красный, желтый, зелёный или учим правилам дорожного движения», «Родителям о правилах дорожного движения»;
  • Участие в акции «Засветись! Стань заметнее»
  • Участие в создании книги «По дорогам нашего поселка. Безопасный маршрут: дом – детский сад - дом»
  • Совместное разгадывание кроссворда «Азбука безопасности от А до Я»
  • Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения», «Основные дорожные знаки для пешеходов»;
  • Буклет «Воспитываем грамотного пешехода».

Продукты проектной деятельности:

  • Конспекты ООД по дорожной безопасности по областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;
  • Конспект консультации для родителей «Красный, желтый, зеленый или учим правилам дорожного движения», «Родителям о правилах дорожного движения»;
  • Книга «По дорогам нашего поселка. Безопасный маршрут: дом – детский сад - дом»;
  • Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения», «Основные знаки дорожного движения для пешеходов»;
  • Буклет «Воспитываем грамотного пешехода».
  • Пополнение картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по правилам дорожного движения;
  • Продукты художественно-эстетической деятельности: коллективная аппликация «На перекрестке», лепка «Светофор», рисунки на тему «Правила дорожные совсем-совсем не сложные»;
  • Интерактивные презентации и игры: «Помоги Незнайке перейти через дорогу», «По дорогам нашего поселка», «Пассажирский городской транспорт», «Уроки тетушки Совы» («Смешарики»);
  • Выставка «Различные виды транспорта»;
  • Пополнение и обогащение центра «Безопасность»;
  • Создание макета «На перекрёстке».

Методы и формы:

  • Организованно-образовательная деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Ситуационно-имитационное моделирование.
  • Чтение художественной литературы.
  • Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
  • Целевая прогулка к регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам поселка.
  • Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
  • Тематические погружения по теме проекта.
  • Работа с родителями.
  • Применение  видеоматериалов и интерактивных игр и презентаций по проблеме ПДД.

Этапы реализации проекта:

Этап №1. Подготовительный этап.

        1. Подборка методической и педагогической литературы, наглядного материала, конспектов ООД по теме проекта;

        2. Экспресс-анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах поселка»;

        3. Разработка перспективного плана реализации проекта «Азбука безопасного поведения на дорогах нашего поселка»;

        4. Обогащение центра «Безопасность» дидактическими играми и пособиями;

        5. Подбор сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, видеоматериалов, интерактивных игр и презентаций по теме проекта;

        6. Подготовка материалов для художественно-эстетической деятельности;

        7. Встреча с родителями для обсуждения целей, задачей проекта, обсуждение условий участия родителей в данном проекте.

8. Разработка конспекта итоговой викторины «Я знаю правила дорожного движения!»

        

        Этап №2. Основной этап.

Раздел программы

Виды детской деятельности

Программное содержание

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по городу»

Формировать навыков безопасного поведения на дороге. Способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности, воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности, использование проблемных ситуаций в процессе игры.

Сюжетно-ролевая игра

 «Я шофер»

Расширять кругозор детей об окружающем, о труде людей, о профессии шофера, давать им новые впечатления через наблюдения, игру; Учить включать новые эпизоды в сюжет игры; Учить играть рядом, не мешая друг другу, и вместе. Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре.

Сюжетно-ролевая игра «Светофор наш лучший друг».

Расширить знания о правилах дорожного движения; о поведении водителя и пешехода в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора, о работе полицейского. Учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, разрешающие) предназначенные для водителя и пешехода.

Сюжетно-ролевая игра «Машенька идёт в гости»

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить названия некоторых видов транспорта, закрепить понятие « дорога» «тротуар», «проезжая часть», их назначения, уточнить представление светофора, пешеходного перехода и их назначении.

Целевая экскурсия к регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам поселка

Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями, закрепить знания воспитанников о работе светофора и о правилах перехода улиц.

Задачи: образовательные: закрепить знания детей правил дорожного движения: дорожных знаков, сигналов светофора; учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; развивающие: развивать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку; воспитательные: воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице.

Видеоуроки «Уроки тетушки Совы»

Цель: формировать у детей навык безопасной жизнедеятельности. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения; выявить у детей, какими знаниями они владеют; формировать устойчивую потребность безопасного поведения; развивать речевую активность; воспитывать желание помогать другому; вызвать интерес к изучению правил безопасности.

Акция «Засветись! Стань заметнее»

Цель акции:  дать представление детям и родителям о назначении светоотражающих  элементов. Задачи акции: сформировать знания о поведении на дороге, о правилах движения в тёмное время суток; обогащать словарный запас (светоотражающий элемент, фликеры), организовать сотрудничество с семьями воспитанников, привлечь родителей к участию в реализации акции, воспитывать уважения к водителям и другим пешеходам.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры:

«Мы водители»,

«Подбери по цвету»,

«Наша улица»,

«Расположи правильно дорожные знаки»,

«Назови знак», «Назови транспорт правильно», «Назови одним словом», «Сигналы светофора», «Стоп! Идите», «Зебра», «Дорожное лото»

Продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания. Закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД, закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку, учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. Развивать коммуникативные навыки и речь.

ООД по познавательному развитию  «Путешествие по правилам дорожного движения»

Цель: Закрепление знаний у детей правил дорожного движения.

Задачи: Обобщить и расширять знания о правилах поведения на улице, в транспорте. Закреплять название и назначение дорожных знаков. Обогащать активный словарь. Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности на улице. Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.

Викторина «Я знаю правила дорожного движения»

Цель: Систематизировать знания детей об основах безопасного поведения на улице.

Задачи: уточнять и закреплять знания о правилах поведения пешеходов, расширить знания детей о дорожных знаках, их классификации, видах транспорта, закрепить с детьми знание правил уличного движения, закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора, развивать мышление, память, воспитывать у детей внимание, умение оказать помощь товарищу, развивать устную связную речь, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространенные предложения, создавать ситуацию радостного эмоционального настроения, воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Интерактивная игра «Помоги Незнайке перейти через дорогу», презентация «По дорогам нашего поселка»

Цель:  закрепление знаний детей  о правилах дорожного движения, закрепление основы безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, закреплять правила поведения на проезжей части., формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.

Развивающие: развивать мышление, внимание, чувство ответственности, наблюдательность при выполнении задания. Расширять знания детей о светофоре

Воспитательная:

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение слушать своего сверстника, не перебивая его.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ООД «Для чего нужны дорожные знаки»

Беседа с рассматриванием иллюстраций, картин «Три цвета светофора», «Наш друг светофор», «Дорожные знаки и их назначение».

Решение проблемных ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?»

Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».

Чтение художественной литературы:

Михалков С. «Дядя Степа»; «Моя улица»;  «Три чудесных цвета»; «Скверная история».

Отгадывание загадок

Расширить представление детей о ПДД. Познакомить детей с предупреждающими знаками. Способствовать формированию культуры поведения на дорогах. Формировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.  Учить различать дорожные знаки.

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи; связную речь

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАВИТИЕ

ООД по художественно-эстетическому развитию «Правила дорожные совсем-совсем не сложные» (рисование)

Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении, развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок на плоскости листа. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.

ООД по художественно-эстетическому развитию «На перекрестке» (коллективная аппликация)

Формировать умение детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин; закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; закреплять умение создавать коллективную композицию; развивать образное мышление, воображение.

ООД по художественно-эстетическому развитию «Светофор» (лепка)

привлечь детей к изображению светофора из пластилина, формировать интерес к работе с пластилином, закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый), развивать внимание, мелкую моторику рук, воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД, аккуратность в работе

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Подвижные игры:

«Бегущий светофор»

Цель: формировать умение следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку.

«Умелый пешеход»

Цель: развитие координации движений; умения удерживать равновесие.

«К своим знакам»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

«Передай жезл»

Цель: закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.

«Сигналы светофора»

Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество, закреплять правила дорожного движения.

«Где мы были мы не скажем, на чем ехали покажем»

Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Этап №3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – викторины «Я знаю правила дорожного движения!».

3. Экспресс-анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах поселка» (динамика результатов);

4. Выставка продуктов художественно-эстетической деятельности: коллективный коллаж «На перекрестке», лепка «Светофор», рисунки «Правила дорожные совсем не сложные»;

5. Демонстрация книги «По дорогам нашего поселка. Безопасный маршрут дом – детский сад - дом».

6. Фотоотчет проекта.

Литература:

Методическая литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность на улице и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД, 2010 г.

2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.: «Просвещение», 2014 г.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2004.

4. Белявская Г.Д. «Учим правила дорожного движения». – Волгоград: Учитель, 2010.

5. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю, Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с  семьей: учебно-методическое пособие. – М.,2012.

6. Вдовиченко Л.А. «Ребёнок на улице».– СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

7. Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?». – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Иванов А. «Азбука безопасности». – М.: «АСТпресс», 2013 г.

9. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М.: «Сфера», 2011.

Интернет ресурсы;

1. www.dddgazeta.ru  официальный сайт газеты «Добрая дорога в Детство».

2. www.doroga.renault.ru  сайт «Безопасность для всех».

3. http://namdorogu.ru  игровой сайт «Малышам дорогу!».

4. www.MAAM.RU международный образовательный портал для  воспитателей.

5. www.nsportal.ru социальная сеть работников образования «Наша сеть»

6. www.dohcolonoc.ru сайт для воспитателей детских садов

7. www.vospitateljam.ru сайт для воспитателей детских садов

8. www.moi-detsad.ru сайт для воспитателей детского сада «Все для  детского сада»

9. www.volna.org.ru база презентаций

10. www.o-detstve.ru педагогический интернет-портал

11. https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 Смешарики. Азбука безопасности.

12. https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B7Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Анкета для родителей

«Взрослые и дети на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребенку.

1. Много ли знаков дорожного движения знает ваш ребенок?

  • Много
  • Некоторые из них
  • Не знает вообще

2. Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?

  • Хорошо
  • Не очень хорошо
  • Плохо

3. Вы идете с ребенком по улице. При этом:

  • Всегда соблюдаете правила безопасного поведения
  • Иногда нарушаете правила безопасного поведения
  • Ходите так, как вам кажется удобным

4. Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?

  • Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы
  • Ребенок не всегда правильно переходит улицу
  • Не умеет

5. Знает ли ребенок сигналы светофора?

  • Ребенок знает сигналы светофора
  • Ребенок иногда путает сигналы светофора
  • Ребенок не знает сигналов светофора

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?

  • Делаю это постоянно
  • Делаю это иногда
  • Не обращаю

7. Как ребенок ведет себя в общественном транспорте и на остановках?

  • Ребенок ведет себя правильно и спокойно
  • Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится ,в салоне транспорта         ведет себя иногда неправильно
  • Ребенка опасно брать  в поездку

8. Часто ли вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?

  • Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения
  • Я иногда уделяю внимание этому вопросу
  • Очень редко

9. Считаете ли вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?

  • Да, считаю
  • Знания и умения, приобретенные в детском саду, недостаточны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Проект «Обучение правилам безопасного поведения на дороге» для детей 5-6 лет

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно с раннего дошкольного возраст...

ПРОЕКТ «Правила движения достойны уважения» по развитию и формированию навыков безопасного поведения на дороге, для детей старшего дошкольного возраста

    Цель:      формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.     Задачи:Об...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...

Метапредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...